Авторский курс Р.А.Насонова «Музыка Контрреформации: к истории барочной духовной оперы и оратории»
12 октября 2015 г. - 24 октября 2015 г.

В эпоху, начавшуюся после Тридентского собора (1545–1563), католический Рим придавал развитию музыкального искусства особое значение. Музыка была и орудием наставления верующих, и средством подчеркнуть претензии Вечного города на духовное лидерство в мире, и изысканным удовольствием. Развитию музыкального искусства способствовала мощная поддержка римских меценатов: папы Урбана XVIII и его окружения, отрекшейся от престола Кристины Шведской, маркиза Франческо Мария Русполи, кардиналов Бенедетто Памфили и Пьетро Оттобони. Не случайно в XVII — начале XVIII века Рим становится одной из музыкальных столиц Европы и крупнейшим центром духовной музыки.

Именно в Риме в XVII столетии возникают и достигают расцвета в творчестве Э. де Кавальери, Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти и других композиторов важнейшие для эпохи барокко жанры духовной оперы и оратории. Именно в Риме обретает творческую зрелость и создает свои первые значительные духовные сочинения Г. Ф. Гендель. Сегодня, благодаря развитию исполнительства в области старинной музыки, мы можем с уверенностью говорить о том, что среди произведений римских композиторов барокко есть абсолютные шедевры, восторженно принимаемые публикой (назовем, к примеру, оперу Ст. Ланди «Святой Алексей» и ораторию Генделя «Воскресение»). Слушатели курса будут иметь возможность детально ознакомиться с этими произведениями, а также получить современную информацию по истории итальянской оратории и духовной музыки XVII — начала XVIII веков.

К авторским курсам