Авторский курс А. И. Смирнова «История, эстетика и технология электроакустической музыки»
26 ноября 2018 г. - 8 декабря 2018 г. | Курсы
Цель теоретической части курса — интегрировать взаимодополняющие знания из областей истории, эстетики и технологии электронной и электроакустической музыки, музыкальной композиции и акустики, закрепить интуитивные навыки восприятия и анализа электроакустической музыки, добиться ясного понимания ключевых концепций и их взаимосвязи.
Результатом обучения является получение базовых знаний в области истории и эстетики различных направлений искусства звука. Электронной и электроакустической музыки, соответствующих композиторских техник, ключевых концепций и технологий; освоение соответствующего лексикона.
Темы курса:
1. Введение:
- Френсис Бэкон, «Новая Атлантида» дома звука, дома света, дома запаха;
- футуристические звуковые машины, архаические техники синтеза звука.
2. Футуризм, звуковая поэзия, кино для ушей:
- русский футуризм, «Свободное искусство», «Свободная музыка», художники свободной музыки, Николай Кульбин (1909);
- итальянский футуризм, футуристические манифесты, «Искусство шума» и шумовые инструменты Луиджи Руссоло (1914);
- текстово-звуковая композиция.
3. Звук:
- звуковая волна, частота, амплитуда, фаза, скорость звука, особенности и границы восприятия. Психоакустика. Нелинейность слуха, частота колебаний и высота звука, интенсивность и громкость. Относительность понятия «тембр»;
- анализ сложного колебания, преобразование Фурье, спектр, обертоны, гармоники, их частоты и фазы, основной тон и период звуковой волны;
- сонограмма, визуализация спектра, сонограмма и новые возможности нотации;
- техника спектральных мутаций и кросс-синтез.
4. Конкретная vs электронная музыка
- Джон Кейдж и концепция случайности;
- форма и способы структурирования материала;
- концепция спектроморфологии Дениса Смолли.
5. Техника синтеза и трансформации звука.
6. Интерактивность:
- Лев Термен: «технические возможности сочетания музыка и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния». Терменвокс и терпситон.
7. Экспериментальная музыка:
- Джон Кейдж и концепция случайности;
- опыты с экспериментальными инструментами (Crackle Box, подготовленные CD и т.п.), практические рекомендации, обзор видеопримеров.
8. Живая (Live) электронная музыка:
- обзор существующих техник «живой» электронной музыки.