Авторский курс А. И. Смирнова «История, эстетика и технология электроакустической музыки»
27 ноября 2017 г. - 9 декабря 2017 г.

Цель теоретической части курса — интегрировать взаимодополняющие знания из областей истории, эстетики и технологии электронной и электроакустической музыки, музыкальной композиции и акустики, закрепить интуитивные навыки восприятия и анализа электроакустической музыки, добиться ясного понимания ключевых концепций и их взаимосвязи.

Результатом обучения является получение базовых знаний в области истории и эстетики различных направлений искусства звука. Электронной и электроакустической музыки, соответствующих композиторских техник, ключевых концепций и технологий; освоение соответствующего лексикона.

Темы курса:

1. Введение:

  • Френсис Бэкон, «Новая Атлантида» дома звука, дома света, дома запаха;
  • футуристические звуковые машины, архаические техники синтеза звука.

2. Футуризм, звуковая поэзия, кино для ушей:

  • русский футуризм, «Свободное искусство», «Свободная музыка», художники свободной музыки, Николай Кульбин (1909);
  • итальянский футуризм, футуристические манифесты, «Искусство шума» и шумовые инструменты Луиджи Руссоло (1914);
  • текстово-звуковая композиция.

3. Звук:

  • звуковая волна, частота, амплитуда, фаза, скорость звука, особенности и границы восприятия. Психоакустика. Нелинейность слуха, частота колебаний и высота звука, интенсивность и громкость. Относительность понятия «тембр»;
  • анализ сложного колебания, преобразование Фурье, спектр, обертоны, гармоники, их частоты и фазы, основной тон и период звуковой волны;
  • сонограмма, визуализация спектра, сонограмма и новые возможности нотации;
  • техника спектральных мутаций и кросс-синтез.

4. Конкретная vs электронная музыка

  • Джон Кейдж и концепция случайности;
  • форма и способы структурирования материала;
  • концепция спектроморфологии Дениса Смолли.

5. Техника синтеза и трансформации звука.

6. Интерактивность:

  • Лев Термен: «технические возможности сочетания музыка и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния». Терменвокс и терпситон.

7. Экспериментальная музыка:

  • Джон Кейдж и концепция случайности;
  • опыты с экспериментальными инструментами (Crackle Box, подготовленные CD и т.п.), практические рекомендации, обзор видеопримеров.

8. Живая (Live) электронная музыка:

  • обзор существующих техник «живой» электронной музыки.

К расписанию авторских курсов