Авторский курс А.И.Смирнова «История, эстетика и технология электроакустической музыки»
9 ноября 2015 г. - 21 ноября 2015 г.

Цель теоретической части курса — интегрировать взаимодополняющие знания из областей истории, эстетики и технологии электронной и электроакустической музыки, музыкальной композиции и акустики, закрепить интуитивные навыки восприятия и анализа электроакустической музыки, добиться ясного понимания ключевых концепций и их взаимосвязи.

Результатом обучения является получение базовых знаний в области истории и эстетики различных направлений искусства звука. Электронной и электроакустической музыки, соответствующих композиторских техник, ключевых концепций и технологий; освоение соответствующего лексикона.

Темы курса:

1. Введение.

  • Френсис Бэкон, «Новая Атлантида» дома звука, дома света, дома запаха
  • футуристические звуковые машины, архаические техники синтеза звука

2. Футуризм, звуковая поэзия, кино для ушей.

  • русский футуризм, «Свободная Искусство», «Свободная Музыка», художники свободной музыки Николай Кульбина (1909)
  • итальянский футуризм. Футуристические манифесты. «Искусство Шума» и шумовые инструменты Луиджи Руссоло (1914)
  • текстово-звуковая композиция

3. Звук

  • звуковая волна, чистота, амплитуда, фаза, скорость звука, особенности и границы восприятия. Психоакустика. Нелинейность слуха, чистота колебаний и высота звука, интенсивность и громкость. Относительность понятия «тембр»
  • анализ сложного колебания, преобразование Фурье, спектр, обертонов, гармоники, их частоты и фазы, основной тон и период звуковой волны.
  • сонограмма. Визуализация спектра, сонограмма и новые возможности нотации
  • техника спектральных мутаций и кросс-синтез

4. Конкретная vs Электронная музыка

  • Джон Кейдж и концепция случайности.
  • форма и способы структурирования материала
  • концепция спектроморфологии Дениса Смолли

5. Техника синтеза и трансформации звука.

6. Интерактивность.

  • Лев Термен: «технические возможности сочетания музыка и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния». Терменвокс и терпситон

7. Экспериментальная музыка

  • Джон Кейдж и концепция случайности
  • опыты с экспериментальными инструментами (Crackle Box,подготовленные CD и т.п.). Практические рекомендации. Обзор видеопримеров.

8. Живая (Live) электронная музыка

  • обзор существующих техник «живой» электронной музыки

К расписанию авторских курсов