Авторский курс Н. Ю. Плотниковой «Русская хоровая музыка эпохи барокко (конец XVII – середина XVIII века)»
8 апреля 2019 г. - 20 апреля 2019 г. | Курсы
Авторский курс посвящен русской хоровой музыке конца XVII — середины XVIII века — одному из самых значительных явлений в процессе становления музыкальной культуры России, формирования национальной композиторской школы. Появившись в сложный период общественных и церковных реформ, смены культурной парадигмы, партесное многоголосие само стало символом преобразований, вызывая как восторженное почитание, так и яростное неприятие. В течение десятилетий в этой области работают десятки композиторов, создаются сотни певческих книг, складывается новый гармонический язык, разрабатываются неизвестные ранее жанры и формы. Достигает невиданных высот хоровая культура, расцветает практика многохорного пения, способная передать различные, порой неожиданные авторские замыслы. Партесный стиль становится одной из исторических первооснов русской профессиональной музыки, а русское барокко постепенно вписывается в широкий контекст мировой музыкальной культуры.
В курсе будут рассмотрены основные вопросы источниковедения, истории и теории русской хоровой музыки эпохи барокко. Особое внимание будет уделено крупнейшим певческим центрам России того времени, новым сведениям о жизни и творчестве выдающихся композиторов В. Титова, Н. Дилецкого, Н. Калашникова.
Основные темы курса:
I. Партесное пение и его классификация
Источниковедение партесного многоголосия в XIX — начале XXI века
Партесные рукописи в архивах России и других стран
Публикации нотных рукописных источников
Виды певческих рукописей в партесном многоголосии
Певческие книги постоянного и переменного партесного многоголосия
II. Певческие центры России конца XVII — середины XVIII века
Вопросы исторического развития и классификации певческих центров
Хор государевых певчих дьяков в Петровскую эпоху
Певческая культура Великого Новгорода
Ярославль – крупнейший певческий центр России середины XVIII века
III. Жизнь и творчество композиторов конца XVII — середины XVIII века
Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации
Новые страницы творческого наследия Василия Титова, Николая Дилецкого, Николая Калашникова, Николая Бовыкина
IV. Теоретические ракурсы изучения партесного многоголосия
Основные этапы и направления стилистической эволюции постоянного партесного многоголосия
Специфика хоровой фактуры в постоянном 3-, 4-, 5-, 8-, 12-, 16- и 24-голосии
Традиции многороспевности
Имитационная полифония
Формообразование в одночастных и циклических формах