Авторский курс Н. Ю. Плотниковой «Русская хоровая музыка эпохи барокко (конец XVII – середина XVIII века)»
9 апреля 2018 г. - 21 апреля 2018 г.

Авторский курс посвящен русской хоровой музыке конца XVII — середины XVIII века — одному из самых значительных явлений в процессе становления музыкальной культуры России, формирования  национальной композиторской школы. Появившись в сложный период общественных и церковных реформ, смены культурной парадигмы, партесное многоголосие само стало символом преобразований, вызывая как восторженное почитание, так и яростное неприятие. В течение десятилетий в этой области работают десятки композиторов, создаются сотни певческих книг, складывается новый гармонический язык, разрабатываются неизвестные ранее жанры и формы. Достигает невиданных высот хоровая культура, расцветает практика многохорного пения, способная передать различные, порой неожиданные авторские замыслы. Партесный стиль становится одной из исторических первооснов русской профессиональной  музыки, а русское барокко постепенно вписывается в широкий контекст мировой музыкальной культуры.

В курсе будут рассмотрены основные вопросы источниковедения, истории и теории русской хоровой музыки эпохи барокко. Особое внимание будет уделено крупнейшим певческим центрам России того времени, новым сведениям о жизни и творчестве выдающихся композиторов В. Титова, Н. Дилецкого, Н. Калашникова.

Основные темы курса:

I. Партесное пение и его классификация 

Источниковедение партесного многоголосия в XIX — начале XXI века
Партесные рукописи в архивах России и других стран
Публикации нотных рукописных источников
Виды певческих рукописей в партесном многоголосии
Певческие книги постоянного и переменного партесного многоголосия

II. Певческие центры России конца XVII середины XVIII века

Вопросы исторического развития и классификации певческих центров
Хор государевых певчих дьяков в Петровскую эпоху
Певческая культура Великого Новгорода
Ярославль – крупнейший певческий центр России середины XVIII века

III. Жизнь и творчество композиторов конца XVII середины XVIII века

Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации
Новые страницы творческого наследия Василия Титова, Николая Дилецкого, Николая Калашникова, Николая Бовыкина

IV. Теоретические ракурсы изучения партесного многоголосия

Основные этапы и направления стилистической эволюции постоянного партесного многоголосия
Специфика хоровой фактуры в постоянном 3-, 4-, 5-, 8-, 12-, 16- и 24-голосии
Традиции многороспевности
Имитационная полифония
Формообразование в одночастных и циклических формах

К расписанию авторских курсов