Авторский курс М. С. Высоцкой «Интертекстуальные тенденции в музыке второй половины ХХ века»
11 марта 2019 г. - 23 марта 2019 г. | Курсы
Во второй половине ХХ столетия понятие интертекстуальности выдвинулось в одну из главных категорий семиотической структуры искусства, став концептом художественного текста и методологической основой его интерпретации. Открытость, множественность ассоциативных связей превращает новый художественный опус в субъект коммуникации с необъятным фондом культуры: от заимствования микроэлементов стиля, языка – до комплексной ориентации на стиль прошлого, включающей репродуцирование фрагментов текста, техники, композиционной модели, схемы мышления или системы приемов. Авторское произведение неизбежно воспринимается как пространство пересечения разнообразных цитаций и аллюзий, репрезентант и коннотатор всеобъемлющей массы культурных смыслов, обозначенной Бартом термином большой Текст.
Универсальность проявления интертекстуальности в музыке демонстрирует творческий метод композиторов, принадлежащих разным национальным школам и стилевым традициям. Среди них — Л. Берио и П. Булез, Д. Лигети и Дж. Крам, А. Шнитке и Э. Денисов, Ф. Караев и В. Тарнапольский. В рамках лекционного курса будут прослушаны и проанализированы музыкальные композиции, в структуре которых нашли отражение разнообразные формы интертекстуальных взаимодействий — цитирование, принцип аллюзии, стилизация, анаграммирование и транскрипция.