30 июня 1861, Великий Новгород – 12 февраля 1906, Перкярви, близ Териоки (ныне Кирилловское близ Зеленогорска Ленинградской области)
Композитор, пианист, дирижер, педагог. Ординарный профессор 2-й степени (1888). Управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге (1895–1901)
Родился в семье врача, любителя музыки. Мать, Надежда Антипьевна, – сестра писателя и драматурга А.А. Потехина, прекрасная пианистка, «лишь по застенчивости не пожелавшая выступать публично» (Аренская Е.В. Биография А.С. Аренского). В 7 лет начал обучаться игре на фортепиано, затем обнаружил склонность к сочинению. Переехав в Петербург, учился в частной музыкальный школе Ф.И. Руссо у К.К. Зике (фортепиано и теория музыки). В 1882 с золотой медалью окончил Петербургскую консерваторию по классу спец. теории и композиции Н.А. Римского-Корсакова. Сочинение давалось Аренскому легко. По свидетельству современников, пока Римский-Корсаков проверял тетради других учеников, успевал сочинить фугу, которая оказывалась лучшей в классе.
С 1882 преподавал в Московской консерватории сначала все обязательные музыкально-теоретические предметы (кроме элементарной теории музыки и сольфеджио), в 1889–95 – спец. теорию и свободное сочинение. Тогда же познакомился с С.И.Танеевым, который писал: «От теории я освобожден благодаря приезду Аренского… Я с ним очень подружился, захожу к нему почти каждый день; премилый молодой человек и очень талантливый…» (из письма П.И.Чайковскому от 24 окт. 1882, см. Чайковский – Танеев. Письма. М., 1951. С. 88). Аренский был одним из лучших педагогов-теоретиков Московской консерватории, вызывал восхищение учеников неординарностью, артистизмом, творческим отношением к предмету. Р.М. Глиэр, в частности, считал особенно ценным то, что с ними занимался «не рядовой педагог, который должен… подготовить к сдаче экзамена, а подлинный художник, композитор исключительно даровитый, глубоко ценимый и любимый не только публикой, но и лучшими музыкантами того времени» (Цит. по: Цыпин Г. А.С. Аренский. С. 14, 15). В мемуарах А.Б. Гольденвейзера Аренский предстает как человек блестяще одаренный от природы, «обладавший каким-то личным обаянием, которого, несмотря на его недостатки, все любили. У него было очень яркое композиторское дарование, очень гармоничное и безукоризненное в смысле музыкального инстинкта…» (Цыпин Г.С. 17). Среди учеников едва ли не все исполнители, теоретики и композиторы того периода. Особое предпочтение отдавал занятиям с С.В. Рахманиновым, Г.Э. Конюсом, А.Н Корещенко, Гольденвейзером, К.Н.Игумновым, Глиэром и др. С некоторыми учениками отношения, однако, сложились неблагоприятно. Так, из-за конфликта с педагогом ученик Аренского А.Н.Скрябин не получил права сдавать экзамен на получение диплома композитора.
В 1888–95 Аренский руководил концертами Русского хорового общества. В 1895–1901 был управляющим Придворной певческой капеллы (Петербург; сменил М.А.Балакирева).
С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью, которая наиболее активно протекала в 1900-е гг. Он выступал в городах России (Харьков, Рига, Нижний Новгород, Киев, Одесса, Кишинёв, Николаев, Орёл, Курск, Саратов и др.) и за рубежом (Лейпциг) в качестве дирижера, пианиста, в том числе с исполнением собственных сочинений. В 1900 осуществил концертное турне по городам России с квартетом герцога Мекленбургского. Несмотря на дефекты техники (не получил специального фортепиано образования), умел придать своей игре артистизм и блеск.
Научные труды. Издания. Публикации:
Аренский автор учебно-методических трудов:
- «Краткое руководство к практическому изучению гармонии» (М., 1891; 2-е изд. 1929);
- «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» (М., 1893–94; 6-е изд. 1930);
- «Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии» (М., 1897 с многочисленными переизданиями).
Сочинения:
Творчество Аренского сформировалось под глубоким влиянием Чайковского, с которым он познакомился в Москве. В свою очередь Чайковский сочувственно относился к композиторской деятельности Аренского, способствовал ее популяризации, хотя и видел в ней некоторые слабые стороны (в ряде случаев отсутствие творческой самостоятельности, драматизма, драматургической целостности и др.).
Наследие композитора обширно – 75 опусов, а также неизданные сочинения. Автор 3 опер: «Сон на Волге» (по перераб. либретто оперы «Воевода» Чайковского, 1888; пост. 1899, Большой театр), «Рафаэль» (поставлена в 1894г. силами учеников Московской консерватории), «Наль и Дамаянти» (1903, поставлена в 1904г. в Большом театре); балета «Ночь в Египте» («Египетские ночи», 1900, Париж, Русские сезоны С.П.Дягилева, 1908; Мариинский театр, 1909).
Особой оригинальностью отмечены мелодекламации Аренского на тексты стихотворений в прозе И.С. Тургенева («Нимфы», «Лазурное царство», «Как хороши, как свежи были розы», 1903), музыка к поэме «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина (1899), к драме «Буря» У. Шекспира (1905). Значительное место занимают фортепиано сочинения, прежде всего Концерт для фортепиано с оркестром f-moll (1882), «Фантазия на темы И.Т. Рябинина» (1899), фортепиано миниатюры. Одним из первых русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фортепиано (4 сюиты). Среди других сочинений – 2 симфонии (1883 и 1889), оркестровая сюита g-moll (1886), инструментальные ансамбли (наиболее популярно Фортепианое трио d-moll памяти К.Ю.Давыдова, 1894), романсы. Общий стиль сочинений Аренского – созерцательно-элегичный, отличающийся прекрасной инструментовкой и яркой мелодичностью.