Глиэр
Рейнгольд Морицевич

  • Годы работы: 1920 - 1941
  • Доктор искусствоведения
  • Народный артист СССР
  • Профессор
Глиэр<br /> Рейнгольд Морицевич

Композитор, педагог, дирижёр, просветитель, музыкально–общественный деятель.

Родился 30 декабря 1874 года в Киеве. В 1891 году поступил в Киевское музыкальное училище ИРМО по классу скрипки О. Шевчика. Затем занимался в Московской консерватории у И. В. Гржимали, теоритические предметы проходил у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, полифонию и музыкальные формы у С. И. Танеева (Глиэр посвятил ему Струнный секстет ор.1, 1897), свободное сочинение у М. М. Ипполитова–Иванова, историю духовного пения у С. В. Смоленского. Общался и музицировал со своими сверстниками — Ю. Сахновским, С. Рахманиновым, А. Гольденвейзером, И. Сацем, М. Слоновым. В числе друзей Глиэра был К. С. Сараджев, которому композитор посвятил Струнный квартет ор.2 (1899). В 1900 году окончил консерваторию с золотой медалью. Тогда же (1901) началось длительное сотрудничество и дружба Глиэра с сёстрами Гнесиными сначала в рамках Училища Е. и М. Гнесиных, затем — Музыкального техникума и училища, с 1944 года — ГМПИ им. Гнесиных.

Педагогическую деятельность начал в 1913 году в качестве профессора по классу композиции только что открытой Киевской консерватории. С 1914 — директор консерватории, а также руководитель оперного, оркестрового, камерно–инструментального классов. Вёл курс строгого стиля, фуги, музыкальных форм, сочинения. Организовал ученический симфонический оркестр. Член Художественной комиссии ИРМО, сам много концертировал в разных городах России. Благодаря хлопотам Глиэра в Киев приезжали А. Б. Гольденвейзер, А. К. Глазунов, С. Н. Василенко, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, С. С. Прокофьев, и др.

В Московской консерватории преподавал в 1920–41 годах (композиция и полифония). Вернулся к работе в Училище Гнесиных, где вёл класс гармонии. До 1923 года работал также 3-м Московском государственном музыкальном техникуме. В 1920–22 годах — заведующий музыкальной секцией Московского отдела народного образования, сотрудник МУЗО Наркомпроса РСФСР, член этнографической секции московского Пролеткульта.Организовывал камерные и симфонические концерты в рабочих клубах, в воинских частях, взял шефство над одной из детских колоний Подмосковья, где учил детей хоровому пению и рассказывал им о музыке. В течение 5 лет работал в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Руководил хоровыми кружками китайцев, индийцев, азербайджанцев, узбеков, татар и др. Результатом знакомства с культурами этих народов явилось создание опер «Шахсенем» (1923–25), «Лейли и Межджун» (по А. Навои; в соавторстве с Т. Садыковым, 1940), «Гюльсара» (в соавторстве с ним же, 1949) и др. Одновременно продолжал концертную деятельность, посетив многие города СССР.

Выдающийся педагог (известно, что Танеев многим рекомендовал юного Глиэра в качестве музыкального наставника). В 1902–1904 годах у Глиэра брали уроки С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский, которму было уже более 20 лет. В начале 1900 годов у Глиэра учились: А. Карцев, А. Шеншин, А. Юрасовский, в Киевской консерватории — Б. Лятошинский и Л. Ревуцкий, в Москве — Ан. Александров, Б. Александров, В. Виноградов, Ф. Витачек, А. Давиденко, Н. Иванов–Радкевич, Л. Книппер, З. Компанеец, Г. Литинский, А. Мосолов,Н. Половинкин, Н. Раков, Н. Речменский, С. Ряузов, Д. Салима–Владимиров, Б. Терентьев, В. Фере, А. Юровский, А. Хачатурян, В. Ширинский, музыковеды А. Альшванг, Б. Левик, А. Мутли, В. Соколов, И. Способин, дирижёр Б. Хайкин и др.  Во многом способствовал расширению педагогического репертуара для учащихся исполнительских факультетов, особенно в период работы в Училище им.Гнесиных. Автор множества статей. Сталинские премии (1946, 1948, 1950). 3 ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени.

Музыкальные сочинения: см. МЭ 1; Яголим Б. Р.М.Глиэр. Нотографический справочник. М., 1964.

Умер 23 июня 1956 года в Москве.

Посетив в 1904 году Варшаву, Прагу, города Италии и Швейцарию, Глиэр в 1905 году с семьёй уехал в Германию. В Берлине занимался, в том числе, с С. А. Кусевицким. К этому времени творчество композитора получило известность в различных городах Европы (в Берлине и во Франкфурте–на–Майне его фортепианные произведения исполнял Л. Годовский). Летом 1908 года вернулся в Россию и зимой завершил симфоническую поэму «Сирены» по Гомеру (Глинкинская премия, 1912). Как дирижёр дебютировал в Киеве в июле 1909 года, исполнив Первую симфонию. Премьера Третьей симфонии «Илья Муромец», посвящённой А. К. Глазунову, состоялась 23 марта 1912 года в концерте МО ИРМО под управление Э. А. Купера (БЗК) и привлекла внимание многих дирижёров, в частности, Л. Стоковского, Ю. Орманди, Ф. Стока, Д. Митропулоса, Г. Шерхена.

Признанный мастер в области музыки для театра. Автор опер, балетов, музыки к спектаклям драматического театра, с 1930 годов — киномузыки. Наиболее известны балеты «Красный мак» (1927, с 1957 под названием «Красный цветок») и «Медный всадник» ( по А.С. Пушкину, 1949; Сталинская премия); среди сочинений других жанров — струнные квартеты, Концерт для арфы с оркестром (1938), симфоническая поэма «Заповит» (1941), Концерт для голоса с оркестром (посвящён Д. Я. Пантофель–Нечецкой, 1943) Концерт для виолончели с оркестром (1947), Концерт для валторны с оркестром (впервые исполнен В. В. Полехом и оркестром Ленинградского радио под управлением автора, 1951) и др.

Источник Глиэр Р. М. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 124, 125.

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР

Народный артист Армянской ССР
Профессор

Народный артист СССР
Профессор

Кандидат искусствоведения
Профессор


Преподаватель

Народный артист СССР