Конюс
Георгий Эдуардович

  • Годы работы: 1920 - 1933
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР
  • Профессор
Конюс<br /> Георгий Эдуардович

Родился 18 сентября 1862 г. в Москве, умер 28 или 29 августа 1933.

Музыкальный теоретик, композитор, педагог.

Сын известного педагога и пианиста Эдуарда Константиновича Конюса (1827–1902). Брат Л.Э. Конюса и Ю.Э. Конюса. Автор оригинальной теории анализа музыкальных форм – метротектонизма.

В 1879 окончил Московское реальное училище. В 1881 г. поступил в Московскую конерваторию на 6-й курс в класс фортепиано П.А. Пабста и на 1-й курс гармонии к Э.Л. Лангеру. Из-за болезни рук прекратил занятия по классу специального фортепиано и перевелся на композиторское отделение, занимался у А.С. Аренского и С.И. Танеева (1885–86). В 1889 г. он окончил консерваторию по классу композиции Аренского. К этому времени имел значительный педагогический опыт: с 14 лет давал частные уроки, в 1886 г., по рекомендации Пабста, начал преподавать теорию музыки в Усачевско-Чернявском училище (до 1900). Успехи Конюса в области композиторского творчества привлекли внимание П.И. Чайковского. На основании письма Чайковского в газезе «Русские ведомости» по поводу сюиты Конюса «Из детской жизни» (1893; письмо не было отправлено, но получило известность после смерти Чайковского) композитору была присуждена поощрительная премия в 1200 рублей до тех пор, «пока он будет продолжать свою композиторскую деятельность» (цитата из письма Ходатайственного отдела Кабинета Его Величества в Московской консерватории от 26 марта 1894 г., хранящегося в личном деле Конюса в Московской консерватории). На творчестве Конюса-композитора сказалось влияние музыки Чайковского. Конюс считал себя продолжателем и хранителем традиций русской музыки и критически относился к новым течениям начала ХХ в. Сильнейшая сторона музыки Конюса — яркая, красочная оркестровка, мягко диссонантная гармония. Он тяготел к сюитным формам и миниатюрам, к изобразительности, программности. Почти все музыкальные сочинения были изданы при жизни автора. В конце 1910-х гг. Конюс прекратил композиторскую деятельность.

С 1920 г. профессор кафедры анализа форм Московской консерватории, в том же году возглавил кафедры метротектонизма, в 1922–29 декан научно-композиторского (творческого) факультета. В 20-е годы всецело отдался разработке и преподаванию своей теории. В 1921 стал действительным членом ГАХНа (в 1925–30 выполнял обязанности председателя музыкальной секции). В 1922 при ГИМНе создал лабораторию метротектонического анализа, позже реорганизованную при ГАХНе, а в 1926 (уже в составе ГАХНа) преобразованную в Кабинет метротектонического исследования музыки.

С целью популяризации метротектонизма Конюс предпринял поездки за рубеж: в 1923 (прочитал доклады в Берлине и Париже и заручился поддержкой «Российского музыкального издательства» Кусевицких для издания своих трудов) и в 1927–28 (Германия, Франция). В 20-е годы регулярно выступал с лекциями и докладами по метротектонизму в Московской консерватории, ГАХНе, ГИМНе, Музыкальном техникуме им. А.Н.Скрябина (впоследствии – Музыкальное училище при Москосковской консерватории) и т.д. С 1924 стали появляться публикации Конюса по этой теме. В 1929 завершил главный фундаментальный труд по метротектонизму: «Эмбриология и морфология музыкального организма» на русском и французском языках (не издан). После смерти Конюса его теория подверглась официальной критике.

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист РСФСР
Профессор

Народный артист Армянской ССР
Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР

Народный артист Армянской ССР
Профессор

Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор

Кандидат искусствоведения
Профессор

Доктор искусствоведения
Доцент