Житомирский
Даниэль Владимирович

  • Годы работы: 1931 - 1948
  • Доктор искусствоведения
  • Доцент

Музыковед, музыкальный критик, педагог
Доцент
Старший научный сотрудник (1965).

Родился 9 декабря 1906 года в Павлограде Екатеринославской губернии.

Происходил из богатой еврейской семьи, разорившейся к началу ХХ века. Дед по отцу – раввин Лейбе Житомирский – владел магазином мануфактуры в г. Черкассы, хасид, человек «не от мира сего». Отец Житомирского – Вульф Лейбович (Владимир Львович) – был помощником присяжного поверенного, создал вместе с братом Леонидом газету «Черкасские отклики». Спасаясь от погромов, семья переехала в Одессу, затем в Харьков. В 1921 – 1922 Житомирский работал библиотекарем военнного госпиталя. В 1923 поступил в Харьковскую Народную консерваторию, с 1925 учился на Высших музыкально-драматических курсах у М. Г. Пильстрема (фортепиано) и С. С. Богатырева (теория музыки, свободное сочинение). В 1925 – 1926 – заведующий музыкальной частью «Живой газеты» и газеты «У станка».

В 1926 поступил в Московскую консерваторию в класс композиции Н. С. Жиляева. У него же изучал гармонию и полифонию, у М. В. Иванова-Борецкого и К. А. Кузнецова – историю и теорию музыки, у Г. Э. Конюса – музыкальную форму. Тогда же делал обработки украинских песен, сочинял детские песни и пьесы (некоторые опубликованы), фортепианные прелюдии. Активный член студенческой группы ПРОКОЛЛ, РАПМ. В 1927 – заведующий музыкальной частью драмколлектива транспортных рабочих.
 
Зарабатывал на жизнь музыкальными иллюстрациями в немом кинематографе. В 1929 – 1930 сотрудник «Советской филармонии». В 1929 – 1931 – секретарь редакции журнала «Пролетарский музыкант».

В 1931 окончил Высшую музыкальную школу имени Ф. Кона (тогдашнее название Московской консерватории). В зрелые годы решительно разошелся со своими «рапмовскими» товарищами В. А. Белым, Л. Н. Лебединским и др.

С февраля 1931 года начал преподавать в Московской консерватории общие и специальные курсы русской и советской музыки, общие курсы зарубежной музыки. Вел курсы «введения в анализ» и музыкальной литературы. «Выбыл» из консерватории в 1936 в результате допущенной в одной из лекций «неправильной политической формулировки» (вероятно, по ложному доносу). Решением Комиссии советского контроля при участии М. И. Ульяновой и В. Н. Шацкой в том же году был восстановлен в должности доцента.

В 1937 – 1938 – сотрудник редакции газеты «Музыка». В начале Великой Отечественной войны был призван в Московское ополчение, затем направлен на работу в газету «Советская культура» в Москве.

В 1941 – 1943 – доцент Уральской консерватории. В 1942 защитил в Свердловске кандидатскую диссертацию: «Творчество П. И. Чайковского». В 1943 вернулся в Москву и до 1948 был доцентом Московской консерватории. Вел курсы истории музыки, анализа музыкальных произведений, спецкурсы, руководил дипломными и диссертационными исследованиями. В 1943 – 1948 годах являлся также сотрудником научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории. Одновременно состоял в докторантуре Института истории искусств АН СССР.

В связи с Постановлением ЦК ВКП (б) 1948 об опере “Великая дружба” В. И. Мурадели приказом №159 от 26 марта вместе с Д. Д. Шостаковичем и В. Я. Шебалиным был освобожден от занимаемой должности (все попытки Житомирского получить работу в Московской консерватории и ГМПИ им. Гнесиных в дальнейшем оказались безрезультатными).

В 1949 – 1953 преподавал в Бакинской консерватории. В 1954 – 1955 быд музыкальным редактором Московской филармонии. В 1955 – 1970 – доццент и заведующий кафедрой истории музыки Горьковской консерватории. Среди многочисленных учеников – Б. Егорова, Т. Левая, О. Лосева, И. Мартынов, Н. Серёгина, Т. Щербакова, Б. Ярустовский и др. (в большинстве доктора искусствоведения).

В 1965 – 1986 – старший  научный сотрудник и сотрудник-консультант Института истории искусств АН СССР (с 1977 ВНИИ искусствознания Министерствава культуры СССР, с 1992 ГИИ).

Автор свыше 400 работ, в том числе монографий, статей, опубликованных в различных периодических изданиях. Автор глав о А. Г. Рубинштейне и П. И. Чайковском в книге «История русской музыки» под ред. М. С. Пекелиса (Т. 2. М., 1940).

Получил Международную премию им. Р. Шумана (Цвиккау, 1966) за монографию «Роберт Шуман». Член Союза Композиторов СССР со дня его основания (1932). В 1968 году защитил докторскую диссертацию «Роберт Шуман» (Институт истории искусств АН СССР, по одноименной монографии 1964).

Семья: в браке с Ириной Константиновной Свиридовой с 1952 по 1970 г., сын Дмитрий (р. 1955). Его вторая жена – Оксана Тимофеевна Леонтьева (1932–2005) – музыковед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГИИ.

Умер 27 июня 1992 года в Москве.

Научные труды:

  • О симфониях Чайковского // СМ. 1933
  • Идеи и искания А.Д. Кастальского // А.Д. Кастальский. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1960
  • Роберт и Клара Шуман в России. М., 1962
  • Роберт Шуман. М., 1964
  • В.В. Яковлев. Очерк жизни и деятельности // В.В. Яковлев. Избр. труды о музыке. Т. 1. М., 1964
  • Письма Шумана. Т. 1–2. М., 1970, 1982 (сост., ред., вступ. статья)
  • К изучению западноевропейской музыки ХХ века // Современное западное искусство. М., 1971
  • Роберт Шуман. О музыке и музыкантах. Собр. статей в 2 т. Т. 1. М., 1975
  • Музыкальный «авангард» в раздумье о своих путях // Современное буржуазное искусство. М., 1975
  • А.Н. Скрябин // Музыка ХХ века. Ч.1. Кн. 2. М., 1977; О музыке. Избр.статьи. М., 1981
  • Гофман и музыкальный театр // Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982
  • Миражи музыкального прогресса (в соавт. с О. Леонтьевой) // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 4. М., 1983
  • Н. С. Жиляев (вступ. статья) // Литературно-музыкальное наследие Н.С. Жиляева. М., 1984
  • О прошлом без прикрас // СМ. 1988
  • Из воспоминаний // МЖ. 1988
  • Шуман и ХХ век // Там же. 1988
  • Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны (в соавт. с О. Т. Леонтьевой, К. Г. Мяло). М., 1989
  • Шостакович официальный и подлинный // Даугава. 1990
  • Роберт Шуман (уточн. и сокр. переизд. монографии 1964). М., 2000
  • Мифология «классового» искусства (фрагмент мемуаров) // МА. 1993.
  • Шостакович (фрагмент мемуаров) // Там же. 1993
  • Daniel Shitomirski. Blindheit als Schutzvor der Wahrheit. Berlin, 1996