Жиляев
Николай Сергеевич

  • Годы работы: 1926 - 1937
  • Профессор
Жиляев<br /> Николай Сергеевич

Педагог, музыкальный теоретик, критик, текстолог, редактор, композитор.
Профессор (1933).


Родился 6 октября 1881 года в Курске. С детских лет проявил необычайную музыкальную одаренность. С 1896 жил в Москве. В 1897 – 1900 брал уроки гармонии, полифонии строгого стиля, фуги и муз. формы у С.И. Танеева, который считал его одним из самых одаренных своих учеников. С 1898 начал заниматься инструментовкой у Г.Э. Конюса. В 1904 окончил Московскую консерваторию по классу свободного сочинения М.М.Ипполитова-Иванова. В эти годы сочинил «Увертюру» (исполнена 13 февраля 1901 в оркестровом классе под управлением И. В. Гржимали), «Скерцо» для струнного квартета (1901) и др., в качестве экзаменационной работы – кантату «Самсон» для солистов и оркестра.

Наравне с теорией композиции, по собственному признанию, считал своей основной специальностью игру на фортепиано и на органе (занимался в классе Л. И. Бетинга). Из всего композиторского наследия издал только 5 опусов – пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано, для голоса и фортепиано, в которых ощутимо влияние Э. Грига. Ради встречи с Григом ездил в Норвегию и выучил норвежский язык. Увлечение музыкой Грига сказалось на выборе псевдонима Peer Gynt, которым Жиляев подписывал свои музвкально-критические статьи. Владел французским, неметским, английским, итальянским языками и эсперанто.

Увлечением Ж. были путешествия. Он посетил многие российские города, побывал в Австрии (Бриксен) и в Германии (в качестве корреспондента на праздновании 100-летия Р. Вагнера). Член Лондонского географического общества.

В годы обучения в консерватории давал частные уроки музыки сыну и внучке писателя Л.Н. Толстого, детям русской меценатки М.К. Морозовой, будущему советскому маршалу М. Н. Тухачевскому и др. Сотрудничал в качестве музыкального критика в журнале «Золотое руно» (1907 – 1909), «Московский еженедельник» (1910), «Музыка» (1912) и др. Был мастером нотографических заметок, публиковался в журнале «К новым берегам», «Современная музыка», «Музыкальная новь» и др. Особое место в публицистических выступлениях Жиляева занимали сочинения современных ему композиторов: А.Н.Скрябина, С.С.Прокофьева, С.Е.Фейнберга, А.Н.Александрова, А.В. Станчинского, Б. Бартока. Выступал как пианист-ансамблист на «Музыкальных выставках» М.А. Дейша-Сионицкой.

С 1911 –  чл. общества «Музыкально-теоретическая библиотека». Один из музыкантов, наиболее близких к Скрябину в последние годы его жизни, корректировал с ним ряд его сочинений (Восьмую, Девятую, Десятую сонаты для фортепиано и др.).

Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, был прикомандирован к штабу Тухачевского в качестве историографа и библиотекаря. После демобилизации с 1921 –  член исторической ассоциации ГИМНа, в 1922 – 1926 сотрудник музыкально-аналитической лаборатории ГАХНа, член ее музыкальной секции, с 1925 возглавил комиссию по изучению современной русской и зарубежной музыки. Заместитель председателя Общества друзей Музея А.Н.Скрябина.

Важнейшая часть деятельности Жиляева – редакторская работа. Член редколлегии музыкального сектора Госиздата. В составе комиссии Госиздата по редактированию сочинений Скрябина проделал огромную работу, посвященную уточнению нотных текстов ранее издававшихся и готовившихся к печати фортепианных сочинений композитора. Автор переложений для фотрепиано оркестрового Allegro Скрябина (издана в 1929 году под названием «Симфоническая поэма для оркестра»). Опубликовал юношескую Симфонию К. Дебюсси (1933). Автор оригинальных работ по истории музыки, среди них статьи «Характерные черты творчества Прокофьева», «К вопросу о подлинном тексте сочинений Скрябина», «Действительно ли на Верди отразилось влияние Вагнера». Совместно с Н.А. Метловым подготовил к изданию «Музыкальную хрестоматию» (Вып. 1–3. М., 1925–28), составл. из выверенных по партитурам образцов симфонической и оперной музыки.

В 1926 был приглашен в Московскую консерваторию на должность преподавателя композиции. Работал в консерватории (с перерывом в 1930 – 1933) до 1937. Вел также специальные теоретические курсы для композиторов (полифонию, гармонию, инструментовку, музыкальную форму). Позднее сосредоточился исключительно на преподавании свободного сочинения.

Среди учеников разных лет: А. Абрамский, А. Александров, В. Белый, Ф. Витачек, Е. Голубев, Д. Житомирский, Л. Книппер, А. Козловский, З. Компанеец, К. Кондрашин, Г. Мушель, В. Нечаев, Ю. Оленев, И. Рыжкин, С. Ряузов, С. Скребков, А. Спадавеккиа, С. Фейнберг, В. Фере, А. Хачатурян, В. Шебалин, О. Эйгес, Ю. Яцевич. Консультировал Н. Я. Мясковского и молодого Д. Шостаковича. По воспоминаниям учеников, Жиляев в педагогике талантливо следовал танеевским принципам, прежде всего установке на «стиль»: «То, что неприемлемо в одном стиле, вполне приемлемо в другом. И соблюдение тех или иных правил есть не соблюдение правил музыки вообще, а только практическое изучение музыки того или иного стиля» (Цит. по: ЭнгельЮ. Памяти С.И. Танеева // Памяти Сергея Ивановича Танеева. М.–Л., 1947. С. 56).

3 нояб. 1937 был арестован органами НКВД СССР по обвинению в контрреволюционной деятельности и шпионаже. 20 января 1938 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. В 1960, по ходатайству дочери Тухачевского С.М. Мельник, дело по обвинению Жиляева было пересмотрено. 26 апреля 1961 он был полностью реабилитирован.

Соч.: Жиляев Н. Литературно-музыкальное наследие. М., 1984;
Жиляев Н. Глебов о Скрябине / Публ., предисл. и примеч. Е.А.Доленко // Из истории русской музыкальной культуры / Сост. Ю.А. Розанова, И.А. Скворцова, Е.Г. Сорокина. М., 2002.

Литература о педагоге:

  • Голубев Е. Николай Сергеевич Жиляев // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966;
  • Нахимовский М. Памяти Николая Сергеевича Жиляева // СМ. 1970.
  • ОленевЮ., Павчинский С. Памяти Николая Сергеевича Жиляева // Там же
  • Фрид Г. С. 30-е годы. Консерватория. Н.С. Жиляев //СМ. 1991.
  • Винокурова И. Трижды расстрелянный музыкант // МА. 1996.
  • Барсова И. Труды, дни и гибель Н.С. Жиляева. К 120-летию со дня рождения // Музейный листок (прилож. к РМГ). 2000.
  • Моисеев Г. Николай Жиляев и «Симфония си минор» Клода Дебюсси // Музейный листок (прилож. к РМГ). 2003
  • Barsova I. Opfer stalinistischen Terrors: Nikolaj Ziljaev // Musik zwischen Emigration und Stalinismus. Russische Komponisten in den 1930-er und 1940-er Jahren / Hrsg. v. F.Geiger u. J. Eckhard. Stuttgart, 2004.

Источник: Жиляев Н. С. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 184.

Доктор искусствоведения, Народный артист СССР
Профессор

Доктор искусствоведения
Доцент


Преподаватель