Збруева
Евгения Ивановна

  • Годы работы: 1921 - 1923
  • Заслуженная артистка Императорских театров (1912), Заслуженная артистка Республики (1922)
  • Профессор
Збруева<br /> Евгения Ивановна

Оперная, камерная певица (контральто), педагог
Музыкально-общественный деятель.
Заслуженная артистка Императорских театров (1912), Заслуженная артистка Республики (1922)
Профессор (1916)

Родилась 26 декабря 1868 года в Москве. Дочь (внебрачная) композитора и вокального педагога П. П. Булахова (1822?–1885).

Выдающиеся музыкальные и вокальные данные обнаружила в раннем возрасте, что было отмечено Н. Г. Рубинштейном. Во время обучения в московском Мариинском инте (1877 – 1886) занималась сольным пением у Н. Неведомской и игрой на фортепиано у Н. Д. Кашкина, пела в хоре (позднее стала его регентом). Тогда же начала выступать в концертах как пианистка и певица. Окончив институт, давала частные уроки.

По рекомендации А. С.Аренского, у которого обучалась в те годы игре на фортепиано, поступила в Московскую консерваторию в класс Е. А. Лавровской сразу на 3-й курс (1889, училась на стипендию П. М. Третьякова). Окончив консерваторию с малой серебряной медалью в 1893 под фамилией Булахова дебютировала в Большом театре в роли Вани («Жизнь за царя» М.И. Глинки).

С января 1894 по январь 1905 – солистка театра.

Переехав в Петербург, стала ведущей солисткой Мариинского театра (пела до 1918).

Ровный, сочный и мощный на протяжении всего диапазона голос певицы своим кантиленным звучанием, пластичностью, гибкостью, технической подвижностью производил завораживающее впечатление. С. Н. Кругликов сравнивал голос певицы со звучанием виолончели.

Выступала в партиях контральтового и меццо-сопранового репертуара: Ваня, Ратмир, Марфа, Кончаковна, Графиня, Полина, Лель, Кармен (всего 45). С большим успехом гастролировала в Новом Королевском оперном театре в Берлине (антреприза А. Церетели, 1908) и в Мюнхенском оперном театре, по приглашению дирижера Ф. Мотля (1910). Участвовала в вагнеровских празднествах. С 1896 неизменная участница концертов Кружка любителей русской музыки А. М. и М. С. Керзиных. Выступала в «Русских сезонах» в Париже с оркестром под управлением Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова (1907 – 1908).

Французские критики приравнивали ее успех к шаляпинскому. Часто пела в сопровождении Рахманинова, Аренского, А.И.Зилоти, С.А. Кусевицкого, О. Фрида. С особой теплотой и проникновенностью исполняла русские народные песни. Принимала также участие в симфонических концертах (сольные партии в кантатно-ораториальных произведениях разных композиторов). Первая исполнительница сольной партии в кантате «По прочтении псалма» С.И.Танеева в Москве (1 апр. 1915, дирижер Кусевицкий), а также произведений Г. Малера и Р. Штрауса в России. С 1903 записывалась на грампластинки.

В 1904 по инициативе певицы в Москве был организован первый вокальный квартет, где кроме нее в разные годы пели Н. В. Салина, Д. А.Смирнов, В. Р. Петров и другие. Выступала в камерных ансамблях в качестве пианистки, в том числе с виолончелистами А. В. Вержбиловичем и П. Казальсом. Последний концерт певицы состоялся в Киеве в 1918 году.

Е. И. Збруева рано проявила интерес к вокальной педагогике. Придерживалась принципов Лавровской, уделяя первостепенное внимание развитию правильного певческого дыхания. До1915 давала частные уроки, затем работала в Петроградской консерватории. Позднее преподавала в Киевской консерватории и Музыкально-драматической школе им. Н.В. Лысенко (1918 – 1919), в Художественном институте Владивостока (1920 – 1921).

В 1921 – 1923  – профессор Московской консерватории. Вела занятия также в московской Оперной студии им. К. С. Станиславского (1923 – 1934), Центральном хоровом коллективе рабочих Московского областного отделения Союза пищевиков (1928 – 1930), Московском областном Пролеткульте (1930 – 1932), в ЦДКА им. М.В. Фрунзе. Много сил отдавала занятиям с участниками художественной самодеятельности. Среди учеников: Л. Вдовина, М. Головина, М. Гольдина, П. Павловский, Н. Полевая-Мансфельд (вс. ок. 250).

Умерла 20 октября 1936 года в Москве.

Труды:

  • Воспоминания // Музыкальное наследство. Т. 1. М., 1902;
  • О Л.В. Собинове // СИ. 1934. 23 окт.;
  • Мой путь жизни и труда. В 2 ч. 1-я ч.: Воспоминания. 2-яч.: Мысли о вокальном искусстве и его преподавании. – Машинопись, 1934. – ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. Ф. 103. ¹75;
  • Вокальное искусство и его преподавание. Доклад. 1936. – Там же. ¹72, 74;
  • Сценическое действие в опере. Статья. – Там же. ¹70.

Литература о педагоге:

  • МЭ 2; ОП; Збруева. Краткий очерк художествен-ной деятельности. РТО, 1925;
  • Богуславский С. Заслуженная артистка государственных театров Е.И. Збруева. М., 1925;
  • Левик С.Ю. Записки оперного певца. 2-е изд., М., 1902;
  • Его же. Четверть века в опере. М., 1970;
  • Певица – дочь композитора // В мире музыки. 1988. Ежегодник. М., 1987;
  • Яковлева А. Вокальная школа Московской консерватории. М., 1999.

Источник: Збруева Е. И. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. - М. 2007. - С. 191.