Кашкин
Николай Дмитриевич

  • Годы работы: 1866 - 1918
  • Профессор
Кашкин<br /> Николай Дмитриевич

Музыкальный критик, педагог, музыкальный деятель.
Профессор (1875)
Засл. профессор (1908)


Родился 27 или 28 ноября 1839 года в Воронеже в семье известного в городе книгопродавца Д. А. Кашкина, владельца книжного магазина с библиотекой для бесплатного чтения, который служил своего рода клубом для местной интеллигенции. Он был большим любителем музыки, играл на гуслях, настраивал фортепиано, писал стихи и рисовал. Отец стал первым учителем музыки своих сыновей, один из которых (Дмитрий) впоследствии продолжил профессиональное образование в Московской консерватории у Н. Г. Рубинштейна.

Н. Д. Кашкин получил домашнее музыкальное образование. Кроме занятий с отцом, брал уроки фортепиано у К. К. Гепнера. Активно занимался самообразованием: знакомясь с камерными произведениями классиков по выписанным из Москвы нотам, читал литературу о музыке на русской, немецком и франццзском языках, по различным учебникам изучал теорию музыки. С 13 лет выступал как пианист и давал частные уроки игры на фортепиано настолько успешно, что к концу 1850-х годов приобрел в Воронеже репутацию виртуоза и авторитетного педагога.

Обладая большими способностями к математике (однажды применил к арифметическим задачам алгебраический метод, не зная об этом предмете), Н. Д. Кашкин собирался поступить в Технологический институт в Петербурге. Но по дороге в Петербург под влиянием рассказов попутчика о московской музыкальной жизни предпочел остаться в Москве.

С 1860 переехав в Москву, стал членом-исполнителем только что начавшего деятельность МО РМО, познакомился со многими московскими музыкантами. С А. И. Дюбюком, по совету которого решил посвятить себя музыке, занимался фортепиано, теорией музыки и композицией (уроки Дюбюк давал ему бесплатно). Продолжал самообразование, знакомясь с новой литературой в музыкальных магазинах Шильдбаха, затем – П. И. Юргенсона, посещал репетиции и концерты РМО.

Поселившись в квартире, находившейся в доме Юргенсона (там же располагалась контора РМО), стал участником постоянных творческих и дружеских встреч с Г. А. Ларошем, К. К. Альбрехтом, Н. Г. Рубинштейном и др. Встречи послужили началом будущего консерваторского кружка, собиравшегося в том числе у Н. Д. Кашкина. По словам Лароша, «дом Кашкиных начиная с 1865 года долгое время был одним из центров общества профессоров Московской консерватории» (Цит. по: ЯковлевВ. Н.Д. Кашкин. С. 18). Поддерживал дружеские связи со многими музыкантами и писателями – М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, А. Н. Островским, А. Н. Плещеевым и др. Принадлежал к числу ближайших друзей П. И. Чайковского. Известно, что Кашкин и Чайковский совместно работали над составлением первоначального сценария «Евгения Онегина». Композитор посвятил Н. Д. Кашкину романс «Ни слова, о друг мой».

Н. Д. Кашкин был хорошим пианистом, но посвятил себя педагогике и музыкальной критике. Когда в 1862 он выразил желание завершить профессиональное музыкальное образование в только что открывшейся Петербургской консерватории, Н.Г. Рубинштейн, «высоко ценя его дарование, убедил его не покидать Москвы. Мечтая об открытии консерватории в Москве и, по-видимому, уже тогда предполагая привлечь Кашкина к педагогической работе в ней, Рубинштейн взял на себя обязательство заниматься с ним игрой на фортепиано. Он значительно содействовал росту Кашкина-музыканта и тем обеспечил возможность его работы в открывшейся в 1866 году консерватории в качестве профессора» (Цит. по: Глущенко Г. С. 45). В 1875, будучи профессором консерватории, Кашкин решил держать экзамен на получение диплома свободного художника, однако Совет профессоров консерватории без экзамена единогласно удостоил его этого звания.

С 1863 преподавал фортепиано и элементарную теорию музыки в музыкальных классах МО РМО. В Московской консерватории проработал до 1896 (и в 1905/06 уч. г.). В течение почти 40 лет (до 1893) был профессором элементарной теории, обучая один из самых больших классов в консерватории (в конце 1870-х гг. число учеников доходило до 100). Вел также обязательное фортепиано (женский класс, 1866– 1869), младший класс специального фортепиано (с 1869), историю музыки (с 1876), сокращенный курс гармонии для певцов (с 1881), третий курс сольфеджио (с 1884), гармонию, энциклопедию для певцов (с 1885), историю фортепианной игры (1892–93), историю оперы (1894–95).

В 1905 – 1906 читал лекции по истории музыки. Среди его учеников разных поколений: А. Альшванг, Р. Бесси (Левина), Ел. Гнесина, А. Гречанинов, А. Зилоти, Е. Кадмина, Л. Конюс, Г. Конюс, А. Корещенко, Н. Ладухин, И. Левин, Н. Метнер, А. Метнер, Н.Морозов, К. Сараджев, В. Цыбин, Д. Шор.

В течение многих лет (1878 – 1883, 1884 – 1896, 1905 – 1906) секретарь художественного совета Московской консерватории, в 1883 – 1884 член Директории (Временного комитета по управлению консерватории до избрания Н. А. Губерта), исполнял должность инспектора. С. Н. Нюберг-Кашкина вспоминала: «...отец всегда категорически отказывался от всякой административной деятельности и представительства, хотя его, кажется, многие хотели иметь директором, но на моей памяти все директора консерватории всегда в важных случаях совещались с ним» (Кашкина О.К. С. 19–20).  С. И. Танеев нередко говорил: «Ваш папа … это наша нимфа Эгерия, мы все руководствуемся его советами, а сам он всегда остается в тени» (Там же). В 1908 Дирекция МО ИРМО исходатайствовала утверждение Н. Д. Кашкина в звании заслуженного профессора «ввиду … исключительных заслуг как в области педагогической, так и музыкально-литературной» (РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 2. Ед. хр. 12. Л. 36).

Его педагогическая и музыкально-общественная деятельность в Москве не ограничивалась только консерваторией. В 1876 – 1891 – инспектор музыкальных классов в Мариинском училище, свыше 10 лет член-сотрудник наблюдательного совета московского Синодального училища церковного пения. Содействовал организации Народной консерватории (1906), был в числе ее педагогов и членов бюро. Один из учредителей и член Музыкально-исторического кружка, Кружка любителей русской музыки А. М. и М. С. Керзиных, общества «Музыкально-теоретическая библиотека», член Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, член-сотрудник Императорского общества любителей естествознания, астрономии и этнографии.

В 1918 из-за проблем с продовольствием переехал с семьей в Казань, где стал преподавателем  Художественно-педагогической коллегии Государственной 2-ступенной музыкальной школы (по существу, музыкального училища), инструктором музыкальной секции при политотделе Революционного совета Запасной армии Республики. Читал лекции по курсу «Методология истории музыки» на факультете изящных искусств Казанского университета, на Музыкально-педагогических курсах при гороно, выступал с докладами по вопросам музыкального воспитания. Принимал деятельное участие в преобразовании Казанского училища в Музыкально-художественный научыйн институт. Предлагал учредить при Казанском музыкальном училище кафедру (или доцентуру) по изучению музыкального творчества народностей казанского края.

Автор и переводчик трудов в области истории и теории музыки, а также музыкального образования. В числе наиболее известных: «Учебник элементарной теории музыки» (М., 1875; последнее изд. 1931),  «Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах» в 2-х ч. (совм. с А.В. Никольским; Курс I. М., 1908. Курс II. М., 1909), «Очерк истории русской музыки» ([М.], 1908; один из первых опытов создания учебника по этому предмету).

Совместно с Танеевым перевел на русский язык «Учебник форм инструментальной музыки» (1883), «Свободный стиль. Учебник контрапункта и фуги в свободном стиле» (1885) Л. Бусслера, «Катехизис истории музыки» (ч. 1–2. 1896, 1897) и «Акустика с точки зрения музыкальной науки» (1898) Г. Римана и др.

Содействовал русскому изданию «Музыкального словаря» Римана под ред. Ю. Д. Энгеля (М.–Лейпциг, 1901).

В музыкально-литературной деятельности проявил себя талантливым критиком, публицистом, историком, мемуаристом, хроникером. Первый историограф Московской консерватории и МО РМО/ИРМО (см.: Первое двадцатипятилетие Московской консерватории… М., 1891; Московское отделение Императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие 1860–1910 гг. М., 1910).

По инициативе Н.Г. Рубинштейна, с 1861/62 сотрудничал в «Московских ведомостях», первым начал вести в газете постоянную музыкальную хронику. Выступал со статьями, пропагандирующими концерты РМО, с 1869 – неутомимый популяризатор музыки Чайковского. Сотрудничал во многих периодических изданиях: «Московские ведомости», «Русские ведомости», «Русская музыкальная газета»,  в журналах «Артист», «Русская мысль», «Баян», «Ежегодник императорских театров», «Московский еженедельник», «Музыкальный труженик», «Музыка», «Музыкальный современник», «Хроника музыкального современника» и др.

Один из первых теоретиков и историков музыкального образования. В книге «Русские консерватории и современные требования искусства» (М., 1906), в ряде статей и записок в Главную дирекцию ИРМО впервые в России подошел к осмыслению истории музыкального образования в связи с историей общества и культуры в целом. Многие идеи Н. Д. Кашкина поражают глубиной и даром предвидения: необходимость упорядочения функций высших и средних учебных заведений (консеоватории и училищ ИРМО), организации в консерватории научных кафедр (музыкальной эстетики и других). В 1899 создал фундаментальную работу «Основы понимания музыки» (не опубл.). Награжден орденами Св. Станислава 3-й ст., Св. Анны 3-й ст.

Умер 15 марта 1920 года в Казани.

Труды:

  • «Воевода». Опера г. Чайковского [б.п.] // Рус-ские ведомости. 1869. 5 февр.;
  • «Опричник» на московской сцене // Там же. 1875. 11 мая;
  • Двадцатипятилетие (1865–1890) деятельности П. И. Чайковского // Русское обозрение. 1890. ¹10;
  • Николай Григорьевич Рубинштейн и его роль в музыкальном развитии Москвы (Музыкально-исторические очерки). VIII // Московские ведомости. 1898. 9 дек.;
  • О самобытности в русской музыке // Русское обозрение. Вып. 1. 1901;
  • Герман Августович Ларош. Опыт характеристики по личным воспоминаниям // Московские ведомости. 1904. 19 окт.;
  • Михаил Иванович Глинка. По поводу столетия его рождения… СПб., 1906;
  • Русские консерватории и современные требования искусства. М., 1906;
  • Основы музыкальной критики // Музыкальный труженик. 1908. ¹4–6;
  • Кризис оперных сцен // Русское слово. 1910. ¹201, 207, 209, 214;
  • Московское отделение Императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие 1860–1910 гг. М., 1910;
  • Консерватории и музыкальные училища // РМГ. 1911. ¹6–9;
  • Балакирев и его отношение к Москве // Музыка. 1913. ¹147, 148, 150–152, 154;
  • Воспоминания о С.И. Танееве // Там же. 1916. ¹245, 246;
  • Статьи о русской музыке и музыкантах. М., 1953;
  • Избранные статьи о Чайковском. М., 1954;
  • Избранные статьи о М.И. Глинке. М., 1958
  •  

Литература о педагоге:

  • МЭ2; КПМ2;
  • Яковлев В. Н.Д. Кашкин. М.–Л., 1950;
  • Глущенко Г. Н. Д. Кашкин. М., 1974;
  • Нюберг-Кашкина С. Н. Воспоминания о Н.Д. Кашкине (рукопись; из личного архива семьи Кашкиных)ам же.

 


 

Народный артист Армянской ССР
Профессор


Профессор

Заслуженная артистка Императорских театров (1912), Заслуженная артистка Республики (1922)
Профессор