Композитор, пианист, педагог.
Родился 24 декабря 1879 года в Москве. Его отец — Карл Петрович Метнер — уроженец города Пярну (Эстония), в молодости увлекался философией и поэзией, особенно И. В. Бете. Игре на фортепиано Метнер с 6 лет учился у матери — Александры Карловны, происходившей из семьи А. Ф.Гедике, горячей почитательницы А. Г. Рубинштейна. Самостоятельно овладел игрой на скрипке. Вместе с братом A. К. Метнером участвовал в известном детском оркестре А. А. Эрарского. С раннего возраста обнаружил склонность к композиции, а также любовь к серьёзной музыке (И. С. Бах, B. А. Моцарт, Д. Скарлатти). Занятия по фортепиано продолжил со своим дядей, Ф. К. Гедике, который подготовил Метнера к поступлению сразу на 4-й курс младшего отделения Московской консерватории (1892, класс А. И. Галли). На старшем отделении продолжал обучение у П. А. Пабста, В. Л. Сапельникова и В. И. Сафонова. Выступал в ученических концертах, главным образом, с исполнением классического и романтического репертуара. Под влиянием Сафонова стал включать в программы сочинения русских композиторов и был удостоен особой похвалы за исполнение фантазии «Исламей» М. А. Балакирева. Теоретические предметы проходил у Н. Д. Кашкина (элементарная теория), А. С. Аренского (гармония, энциклопедия) и С. И. Танеева (контрапункт, 1897/98 учебный год). Однако освоение контрапункта показалось Метнеру слишком сухим, поэтому все остальные предметы, входившие в программу композиторского образования, — канон, фугу, формы и даже свободное сочинение в консерватории не изучал. Уйдя из класса Танеева, отношений с учителем не прерывал и часто показывал ему свои сочинения. О Первой сонате для фп. f moll op. 5 своего бывшего ученика Танеев отозвался с большой похвалой, сказав, что «Метнер родился с сонатной формой...» (Цит. по: Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. С. 8). Окончил консерваторию в 1900 году по классу Сафонова. Был удостоен goч. отзыва как пианист на Международном конкурсе композиторов и пианистов им. А. Г. Рубинштейна (Вена, 1900).
Концертировал в России, с 1904 года — также за рубежом, исполняя, преимущественно, собственные сочинения, а также отдельные произведения Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. И. Чайковского. Выступал в ансамбле с певицами М. А. Олениной–Д'Альгейм, М. А. Дейша–Сионицкой и др. В 1921 году уехал за границу. Гастролировал во Франции, Германии, Австрии, Польше, США, Канаде (1924–25 и 1929–1930). В 1927 году выступал с концертами в различных городах СССР. С 1936 года жил в Великобритании, но продолжал чувствовать себя русским музыкантом, заявляя: «...эмигрантом никогда не был и не стану» (из письма П. И. Васильеву от 13 августа 1931). 5 июня 1944 года выступил в концерте в пользу Объединенного комитета помощи Советскому Союзу в Лондоне. Вскоре прекратил концертную деятельность.
В Московской консерватории преподавал специальное фортепиано в 1909/10 учебных годах и в 1915–21. Среди учеников — Л. Лукомский, А. Шацкес.
Музыкальные сочинения: см. МЭ 3.
Литературные сочинения: Муза и мода. Париж. 1935; С. В. Рахманинов // Памяти С. В. Рахманинова. Нью–Йорк, 1946 (то же в книге: Воспоминания о Рахманинове. Т. 2,4-е издания М., 1974); Повседневная работа пианиста и композитора. М., 1963; Письма / Сост. и ред. З. А. Апетян. М., 1973.
Умер 13 ноября 1951 года в Лондоне.
Источник: Метнер Н. К. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 342, 343.
Крупнейший представитель русской музыкальной культуры первой половины XX века, в творчестве которого сочетались романтическая экспрессивность и строгий, временами суровый интеллектуализм. Характерна невероятная самоуглубленность: «Не следует много и часто отрываться от главных занятий. А если за что другое берёшься для отдыха, все же предварительно примерив к главному...» (Там же. С. 74). Сочетание классических и романтических тенденций давало повод современникам называть Метнера «русским Брамсом». Резко отрицательно относился к новейшим течениям в музыке XX века (статья «Музыка и мода», 1935), не примыкал ни к одному из существовавших тогда течений. Тем не менее Андрей Белый утверждал, что «Скрябин и Метнер сосредоточивают в себе всё (?!), чем может гордиться молодая русская музыка. Метнер и Скрябин вполне противоположны ... эта противоположность аналогична несоизмеримости безукоризненного мужественного стиха Брюсова с невероятно женственной певучей строкой Бальмонта (Андрей Белый. Арабески. М., 1906. С. 372). В творчестве Метнера преобладали камерные жанры — камерно–инструментальные сочинения, сонаты (13), романсы и т. п. Один из излюбленных жанров — «сказка». Писал также концерты. Основной стилистический принцип, по его собственному признанию, — «сложность согласований при простоте элементов». В романсах большое внимание уделял передаче декламационных оттенков текста. Среди любимых поэтов — А. С. Пушкин (32 романса), Ф. И. Тютчев (15 романсов), И.В. Гёте (30 романсов).