Пабст Павел Августович (Кристиан Георг Пауль) — пианист, педагог, композитор, редактор музыкальных произведений
Родился 27 мая 1854 года в Кёнигсберге в музыкальной семье. Отец — Август П.
Педагогическая деятельность
По приглашению Н.Г.Рубинштейна с 1 ноября 1878 фактически начал работать в Московской консерватории (официально занял должность преподавателя младших классов в 1879). С 1881 года — профессор. В 1892 принял российское подданство.
Концертная деятельность
Как исполнитель обладал выдающимися достоинствами и быстро снискал признание у росийских коллег. Н.Д.Кашкин отмечал великолепную технику и музыкальность Пабста. Сильное впечатление производило мастерство пианиста на А. Г. Рубинштейна, который считал Пабста лучшим исполнителем своих сочинений, А. И. Зилоти (до 1891 постоянно выступал с Пабстом в фортепианном ансамбле), С. В. Рахманинова (посвятил Пабсту «Семь салонных пьес для фортепиано» ор. 10 и впервые исполнил с ним свою Сонату ор. 5 для 2 фортепиано). Первый исполнитель ряда произведений П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, М. А. Балакирева, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Г. А. Пахульского, А. Н. Корещенко. Чайковский не только ценил Пабста как исполнителя, но и доверял ему составление и редактирование сборников своих фортепианных сочинений (посвятил ему «Концертный полонез» ор. 72). Был прекрасным ансамблистом и аккомпаниатором. В 1879 вместе с С. И. Танеевым успешно исполнил «Вариации на тему Бетховена» для 2 фортепиано. В том же году с успехом исполнил Второй фортепианный концерт К. Сен-Санса (оркестром руководил Н. Г. Рубинштейн). С 1891 до конца жизни был постоянным партнером Танеева по фортепианному ансамблю (в записи сохранились фрагменты сюиты «Силуэты» Аренского). Играл также с И. В. Гржимали, Л. С. Ауэром, В. Ф. Фитценхагеном, А. В. Вержбиловичем, А. А. Брандуковым, А. Э. фон Гленом и др. Репертуар П. включал сочинения И. С. Баха, Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта. Считался одним из лучших интерпретаторов музыки Р. Шумана (мнение, в т.ч. К. Шуман), Ф. Шопена и Листа. Особенно удавались Пабсту сочинения крупной формы — концерты для фортепиано с оркестром, фортепианные квартеты и квинтеты. Уникальные записи игры Пабста 1890-х гг. на валиках Эдисона (из коллекции Ю. И. Блока) хранятся в фондах Пушкинского Дома (Санкт-Петербург); фирма «Marston» готовит их к изданию.
Умер 17 мая 1897 года в Москве.
Сочинения:
Автор около 100 музыкальных сочинений, в основном фортепианных пьес, нескольких романсов, скрипичных миниатюр, Концерта для фортепиано с оркестром (на премьере в Петербурге дирижировал А.Г. Рубинштейн, солировал автор) и Фортепианного трио памяти А.Г. Рубинштейна, в которых заметно предвосхищение элементов стиля Скрябина, А.К. Лядова, Рахманинова, К.Дебюсси. Особой популярностью пользовались парафразы Пабста, входившие в репертуар Н.Г. Рубинштейна, Танеева, Зилоти, И. Гофмана, Рахманинова, И.А. Левина, Е.А. Бекман-Щербины, К.Н.Игумнова, В.В. Софроницкого, концертные обработки и фортепианные. редакции сочинений различных композиторов.
Ученики
За 19 лет работы в Московской консерватории подготовил 219 пианистов, из которых 68 выдержали выпускные экзамены (беспрецедентные показатели для того времени). Среди учеников разных лет: Бекман-Щербина, В. Буюкли, Вл. Вильшау, А. Гедике, А. Гольденвейзер, Игумнов, А. Кипп, Г.Конюс, Л. Конюс, С. Ляпунов, Л. Максимов, Н.Метнер, Пахульский, А. Ярошевский. С 1884 работал также инспектором музыки в Усачевско-Чернявском училище и музыкальных классах его ученицы Е.Н. Визлер. Давал много частных уроков. Как правило, быстро развивал ученика, задавая ему сложные виртуозные сочинения. Великолепно показывал на рояле, тщательно выписывал в нотах аппликатуру, педализацию и другие исполнительские обозначения. Педагогический эффект умножался регулярностью занятий (даже в каникулы слушал некоторых учеников на даче). Известна трогательная забота Пабста о его учениках, в частности Буюкли был практически приемным сыном Пабста и без его поддержки не смог бы закончить консерваторию. После смерти Пабста (в ночь с 28 на 29 мая 1897) авторы некрологов писали о большой потере не только в профессорской семье консерватории, но и вообще среди пианистов современности.
Литература о данном педагоге:
- Музыкальная энциклопедия / Гл. редактор Ю. В. Келдыш. Т. 4. М., 1978.
- Московская консерватория. 1866-1966 / Редколлегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. М., 1966
- Алексеев А. Русские пианисты. М., Л., 1948
- Сапонов М. Пауль Пабст // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. М., 2000
- Меркулов А. «Досточтимый артист, неустанный учитель, сердечный человек» // Фортепиано. 2001. № 1
Источник: Меркулов А. М. Пабст П. А. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 398-399.