Кипп
Карл Августович

  • Годы работы: 1892 - 1925
  • Профессор

Кипп Карл Августович (Людвиг Карл Август) [30 окт.1865, Петербург, (по др. данным, Минск) – 26 или 27 марта 1925, Москва] – пианист, педагог.

Профессор (1909).

Общее среднее и начальное музыкальное образование получил в Минске. В 1880 поступил в Московскую консерваторию, где сначала учился в младших классах в течение года у П. А. Пабста (с 1881 Пабст преподавал только на старшем отделении), затем у Э. Л. Лангера, позднее в старших классах – вновь у Пабста.
 
По окончании консерватории (1888) работал в музыкальных учебных заведениях Тамбова, выступал в концертах. В 1892 приглашен в Московскую консерваторию в качестве преподавателя младших класов по специальности фортепиано (в течение 2-х лет имел несколько учеников и по «обязательному» фортепиано). В 1910–25 вел занятия с учениками старшего отделения.

В 1890–1920-х гг. изредка выступал как концертирующий пианист в основном на вечерах камерной музыки с произведениями В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, К. Гольдмарка, Э. Грига, А. С. Аренского. Играл в ансамблях с И. В. Гржимали, Л. Саваром, Квартетом им. А. Страдивари и др. (на бис исполнял сольные произведения, например, Этюд c moll op. 25 №12 Ф. Шопена и «Утешение» Ф. Листа). Большой резонанс имело выступление Киппа с Концертом для фортепиано с оркестром Моцарта d-moll KV 466 9 декабря 1907 г. в одном из «Исторических концертов» (дирижер С. Н. Василенко). Танеев писал об этом концерте как об «очень удавшемся». Критики характеризовали Киппа как «отличного музыканта, очень хорошо справившегося с трудной задачей» (Н. Д. Кашкин), как пианиста «с хорошей техникой» и «чрезвычайно изящного и музыкального». К Р.Эйгес отмечал: «Это была такая прекрасная фортепианная игра, какую вообще редко приходится слушать, а такого мастерского исполнения этого концерта Моцарта Москва, быть может, не слышала очень давно». (А. Михальчи указывала позднее: «Моцарта Кипп играл бесподобно».)

Обобщающий портрет Киппа-исполнителя оставил К. Н. Игумнов: «Идеалы музыкальной интерпретации сложились у Киппа едва ли не под влиянием И. Гофма-на, завладевшего с половины девяностых годов исклю-чительными симпатиями всей музыкальной Москвы. Ясность, точность, строгое исполнение указаний ком-позитора, красивая, всегда уравновешенная звучность, техническое мастерство, стальной ритм, на всей интерпретации лежащая печать благородства и какой-то мудрости — все эти свойства игры Гофмана на всю жизнь очаровали Карла Августовича и заставили его подозрительно относиться к непохожим на Гофмана явлениям, как, например, к Бузони».

Более 32 лет Кипп проработал в Московской консерватории Число его учеников огромно, только официальных около 300. Порой его класс достигал 60 чел. Среди его консерваторских воспитанников на младшем и на старшем отделениях: В. Аргамаков, А. Арсеньев, Л. Барабейчик, В. Брайнина, Ю. Брюшков, А. Дьяков, В. Епанешникова, В. Задерацкий (отец В.В. Задерацкого), Е.Н. Калашникова (в замужестве Петрова; бабушка Н. А. Петрова) , П. Ламм, Л. Лукомский, М. Мейчик, А. Михальчи, Н.Орлов, Л. Орлова (впоследствии знаменитая актриса), Т.Островская, Н. Отто, Л. Половинкин, Г. Прокофьев, М.Раухвергер, Е. Славинская, Т. Петрушевская (Руденко), А. Шацкес. Одно время у Киппа занимался Б. Яворский, предлагавший ему позднее написать методику фортепианной игры. Кипп давал много частных уроков. В разное время он был также инспектором музыки в Усачевско-Чернявском училище и в Екатерининском институте, преподавал в Народной консерватории, Техникуме им. Глазунова — здесь у него училась Н. Баратова.

Кипп олицетворял собой редкий тип педагога-универсала, который умеет делать все. Он мог заниматься и с младшими учениками (практически «с нуля») и со старшими, оканчивающими конс., и подробно и эскизно, и со слабыми и с сильными («... его громадный класс был исключительно разношерстный», – вспоминала Михальчи); он равно успешно мог проходить и легчайшие пьесы, и труднейшие в виртуозном и художественном отношении опусы, и музыку XVIII в. (Моцарта и особенно Д. Скарлатти), и создания композиторов-романтиков (Шопена, Р.Шумана и особенно Листа), и новейшие, только что созданные соч.инения его современников (Г. А. Пахульского, Аренского, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова, А.Н.Скрябина, Н.К. Метнера, А. Ф.Гедике) — его педагогический репертуар был поистине безграничным.

В нек-рых сферах педагогич. работы К. не было равных, что было общепризнанно. Так, с первых лет работы в Моск. конс. К., по словам А.Б. Гольденвейзера, «сделался одним из лучших, если не самым лучшим пе-дагогом младшего отделения». Здесь авторитет Киппа был непререкаем, а его значимость можно сопоставить со значимостью его знаменитого предшественника в этой области – Н.С.Зверева.

К. отличался необычайным умением развивать уче-ника в виртуозном отношении. «Киппа считали масте-ром аппарата, и так оно и было, потому что его ученики в смысле техники мастерства играли блестяще» (Шац-кес). На квартире К. у рояля висела большая фотография Рахманинова с дарств. надписью: «Богу техники – благодарный Сергей Рахманинов». «Профессором-чародеем» называл Киппа А.К. Боровский. Безупречную технич. подготовку учеников Киппа (в шутку их называли «кипповскими рысаками») неоднократно отмечал и Метнер.

Еще одно ценнейшее педагогич. качество, неизменно восхищавшее современников, это уникальная способность К. точно «диагностировать» ученика, определять его лучшие и худшие стороны и подбирать для него программы, максимально соответствующие его пианистич. и музыкантскому уровню. По свидетельству Михальчи, «Рахманинов говорил, что Кипп – колдун, который бук-вально видит насквозь руки и возможности учащихся и отсюда видит, что кому давать». Шацкес отмечал: «У Киппа был даже не опыт, а дар – умение давать в данный момент то, что нужно. Я ни у кого из педагогов не встре-чал такого умения».

Занятия К. отличала необычайная требовательность и систематичность. Черты его педагогич. школы совре-менник определял так: «Строгая дисциплинированность исполнителя, который должен овладеть каждой деталью в полном совершенстве, педантично точная и четкая техника, уверенный сочный материализованный звук, строгая планомерность фразировки, где нет места эмоциональным случайностям. К.А. Кипп с необычайным упорством тренировал ученика, но никогда не подавлял его индивидуальности» (С.Б. К.А. Кипп. Некролог. С. 5).

Воспитанники и коллеги К. отмечали его фантастич. работоспособность и самоотверженность в труде. «Ког-да мы приходили утром в 8–9 часов в класс, он уже сидел и занимался, хотя накануне весь день сидел в классе, азатем дома у него еще были частные уроки», – вспоминал один из подопечных Киппа. Как писал Г.П. Прокофьев, «в классе Карла Августовича ученики не только художественно развивались и учились искусству игры на фортепиано, но и наблюдали живой пример горячей любви к музыке и беспредельного педагогического энтузиазма». Некоторым своим ученикам Кипп помогал и материально.

Несмотря на удивительную скромность, Кипп обладал немалым обществ. темпераментом. Вместе с Танеевым он выступал за демократизацию консерваторской жизни в пору директорства В.И.Сафонова.

Источник: А. М. Меркулов. К. А. Кипп // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 234-236.