Званцев
Николай Николаевич

  • Годы работы: 1903 - 1923
  • Профессор
Званцев<br /> Николай Николаевич

Певец (бас-баритон, сценический псевдоним – Званцев-Неволин или Неволин), артист оперы, драмы, режиссер и педагог.
Профессор II степени (1915).

Родился 6 июня 1870 года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. В 1888 – 1895 учился в Московской консерватории у А. М. Успенского, Э. О. Тальябуэ и Л. Джиральдони (окончил с оценкой «очень хорошо»).

Посещал также класс скрипки И.В. Гржимали, класс теории и свободного сочинения А. С. Аренского и С. И. Танеева. С 1885 совершенствовался в Милане (у М. Петца) и в Париже.

Дебютировал в 1897 в антрепризе Н. В. Унковского, с которой гастролировал в Курске, Орле, Ельце и других городах России.

В 1898 – 1900 пел в Тифлисе, в 1900 – 1902 в Товариществе частной оперы С.И. Мамонтова. Партии: Рангони, Скула, Чуб, Мазепа, Князь Игорь, Владимир Галицкий, Демон, Онегин, Елецкий, Фигаро («Севильский цирюльник» Дж.Россини), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Жермон, Граф ди Луна, Амонасро, Тонио, Эскамильо и другие.

Его партнерами были: Н. Д. Веков, Н. И. Забела-Врубель, В. Н. Петрова-Званцева, ставшая его женой, Н. Н. Сперанский. Пел под управлением М. М. Ипполитова-Иванова и других.

В качестве режиссера работал в Московской частной русской опере, где поставил оперу «Черевички» П. И. Чайковского (1902), затем в МХТ (1902 – 1911) и в Мариинском театре (1911 – 1912; поставил, в частности, оперу «Летучий голландец» Р. Вагнера). В 1913 – 1919 режиссер-постановщик московского Театра К. Незлобина (первый постановщик в Москве оперы-сказки для детей «Кот в сапогах» Ц.А. Кюи). Заведовал художественной частью в Оперном театре С. И. Зимина. Выступал также как драматический актер на сцене МХТа (Пимен в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина и др.). В 1920 – 1923 работал там же в режиссерском управлении и репертуарной комиссии. Перевел на русский язык либретто нескольких опер («Вертер» Ж. Массне и др.), писал стихи.

В 1903 был приглашен В. И. Сафоновым в Московскую консерваторию, где работал до 1923 с перерывами в 1911 – 1912 и 1916 – 1917 годах. Приглашение было принципиальным, так как речь шла о новом устройстве класса декламации и оперного класса. Сначала преподавал дикцию и декламацию. С 1903/04 учебного года ставил силами учеников сцены из трагедий, драм или комедий, тематически родственных оперным спектаклям («Борис Годунов», «Каменный гость», «Женитьба Фигаро»). Впервые поставил оперу «Демон» П. И. Бларамберга (1908).

С 1912 режиссер, главный руководитель драматического класса. В 1916 был призван в армию, с 1917 возобновил работу в консерватории. Постоянный сотрудник Ипполитова-Иванова в работе оперного класса, режиссер спектакля «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (первый публичный показ работы класса). В 1919/20 учебном году входил в Совет профессоров Московской консерватории. Преподавал также в Оперной студии им. Ф.И. Шаляпина и других учебных заведениях.

Ученики: В. Быстров, А. Кончевский, А. Орловская, З. Рунич, В. Садовников.

Умер 16 или 18 мая 1923 года в Москве.

Литература о педагоге:
МК; ОП; МК;
Н.Н. Званцев [Некролог] // Зрелища. 1923. ¹38;
Телешов Н. Кого не стало. М., 1929;
Марков П. А. Книга воспоминаний. М., 1983;
М.М. Ипполитов-Иванов. Письма. Статьи. Воспоминания. М., 1986.