Кафедра медных духовых инструментов

В историческом ракурсе кафедра медных духовых инструментов очень молода. Решение о разделении общей кафедры духовых инструментов Московской консерватории на дерево и медь было принято весной 2007-го года. Однако классы медных духовых инструментов имеют давнюю историю, они были открыты вскоре после основания Н. Рубинштейном самой консерватории. Первыми педагогами служили иностранные специалисты, работавшие в оркестре Большого театра. М. Бартольдвёл класс валторны, Ф. Рихтер – трубы и Х. Борк – тромбона. Первые десятилетия классы медных духовых были совсем не большими и по каждой специальности работал лишь один педагог. Расширение классов медных духовых инструментов происходит на рубеже 20-го столетия и связано с деятельностью В. И. Сафонова, бывшего в тот период директором Московской консерватории и дирижёром студенческого оркестра. С 1905 года для преподавания класса валторны приглашается Ф. Эккерт, чех по национальности, разносторонний музыкант, педагог, валторнист, композитор. По отзывам авторитетнейших специалистов того времени, трубача М. И. Табакова и кларнетиста С. В. Розанова, Эккерт был истинным виртуозом – валторнистом. Именно его заслугой является улучшение многих параметров технической оснащённости валторнистов и в первую очередь его учеников, среди которых следует назвать А. Усова и А. Янкелевича. Несомненно заметный след оставил трубач К. В. Брандт, он первый из иностранных специалистов в работе с учениками опирался на русскую музыкальную культуру. Его этюды не потеряли своей актуальности и в наши дни, а концертштюки для трубы являются мерилом виртуозности.

Первым отечественным музыкантом, возглавившим класс трубы в 1912 году, стал Адамов. М. П. Адамов — учитель большого числа трубачей, вошедший в историю русского (советского) музыкально–исполнительского искусства, как один из крупнейших представителей старшего поколения московской школы игры на духовых инструментах. Вслед за Адамовым в Московскую консерваторию пришли русские музыканты того поколения, которое мы называем поколением основателей русской (советской)школы игры на медных духовых инструментах. С 1918 года, параллельно с Адамовым, трубу стал вести М. И. Табаков, фигура воистину легендарная. Наверное, чтобы описать хотя бы часть, сделанного Табаковым на поприще создания отечественного трубного исполнительства, не хватило бы и статьи солидного размера. Так что мы ограничимся просто перечислением имён некоторых его воспитанников и, думается, уже одного этого будет достаточно для осознания масштаба личности Табакова. Его учениками являются видные исполнители и педагоги С. Еремин, Т. Докшицер, Н. Полонский, Л. Юрьев, Г. Орвид, Н. Яворский.

Одним из основателей отечественной школы игры на тромбоне стал В. М. Блажевич, выдающийся исполнитель-тромбонист, педагог, дирижер, композитор и музыкально-общественный деятель. В 1900 – 1905 годах Блажевич учится в Московской консерватории в классе тромбона профессора Х. Борка. В 1920 году ректор Московской консерватории М. М. Ипполитов-Иванов приглашает Блажевича занять должность профессора консерватории по классу тромбона и тубы.За двадцать два года работы в консерватории Владислав Михайлович воспитал большое количество учеников-тромбонистов и тубистов. Среди них: В. Щербинин, Б. Григорьев. Важно отметить, что в то время школ, пособий, этюдов и музыкально-художественных произведений для обучения игре на тромбоне и тубе в России почти не было. Репертуарный «голод» побудил Блажевича приступить к созданию отечественного инструктивного и художественно-музыкального репертуара для тромбона и тубы. Среди этих работ значатся: «Школа для раздвижного тромбона» В ключах (1925), «Школа развития легато на цуг-тромбоне» (1926) , «Концертные дуэты для двух тромбонов» (1928), «Секвенции для тромбона» (26 мелодических упражнений в различных ритмах и ключах) (1938), а после Великой Отечественной войны вышли следующие издания: «Школа игры на тубе»,« 70 этюдов для тубы Си-бемоль», «5 концертных эскизов для тромбона с фортепиано», «20 миниатюр для тромбона с фортепиано» и другие.

Класс валторны с 1905 по 1941 год возглавлял уже совсем обрусевший Ф.Эккерт, которого называли Фердинанд Фердинандович. Однако в 1938 году вместе с ним валторну стал вести его ученик А. И. Усов, воспитавший целую плеяду прекрасных исполнителей, Б. Афанасьева, В. Галкина.

Говорить серьёзно о самостоятельном классе тубы следует лишь с приходом А. К. Лебедева в 1950 году. До того наиболее яркие представители русского тубизма обучались у профессоров тромбонистов. Лебедев закончил консерваторию в классе В. А. Щербинина, Досадин В. Н. —  институт им. Гнесиных (класс профессора Б. П. Григорьева). Будучи студентом, Лебедев написал Концерт для тубы и фортепиано, который играл на выпускном экзамене, а также Концертное allegro для тубы и фортепиано. Эти сочинения, а также 2-ой Концерт для тубы, стали базовым репертуаром тубистов во всём мире. В 1998 г. Всемирная Братская Ассоциация Тубистов (T.U.B.A.) удостоила его самой престижной награды за жизненный подвиг. Эта посмертная награда была присуждена в знак признания важнейшего вклада А. Лебедева в дело тубы в течение всей его жизни.

В последующий период классы медных духовых инструментов вели А. А. Янкелевич (валторна), С. Н. Еремин, Г. А. Орвид, Ю. А. Усов, Володин Л. В. (труба), В. А. Щербинин, П. И. Чумаков, М. М. Зейналов (тромбон). О каждом из этих профессоров можно написать подробную монографию (а о многих из них написано немало статей), но в кратком обзоре истории кафедры духовых инструментов Московской консерватории это сделать не возможно. Потому главное, о чём стоит сказать, это несомненное осознание сегодняшними педагогами кафедры медных духовых инструментов преемственности и уважения к поколениям духовиков, заложившим фундамент отечественной школы.

А. Т. Скобелев