Новиков
Вадим Алексеевич

  • Заслуженный деятель искусств РФ
  • Профессор
Новиков<br /> Вадим Алексеевич

Лауреат Международного конкурса (Хельсинки, I премия и золотая медаль, 1962)


Родился в г. Коломна Московской области. В 1959 г. окончил Музыкальное училище при Московской консерватории (класс С. Н. Ерёмина), в 1969 г. Московскую консерваторию (класс С. Н. Ерёмина и Ю. А. Усова).

В 1995 г. основал Региональную Гильдию российских трубачей и является ее Президентом.
Под эгидой Гильдии проведены три Международных фестиваля трубы, в рамках которой состоялись три Международных конкурса трубачей; проводятся теоретико-практические конференции, встречи с российскими и зарубежными коллегами, а также мастер-классы.


Педагогическая деятельность:

С 1979 г. работает на кафедре духовых и ударных инструментов оркестрового факультета Московской консерватории (с 1984 г. – доцент, с 1993 г. – профессор).

Преподаватель Академического музыкального колледжа при Московской консерватории и Центральной музыкальной школы.

Ученики:

Среди многочисленных учеников Новикова, лауреаты международных конкурсов Б. Шлепаков, Д. Локаленков, В. Кисниченко, А. Гринько, И. Ахмадулин, А. Корнильев, А. Козлов, солисты ведущих оркестров Москвы – оркестра Большого театра России, Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского, Национального филармонического оркестра России, оркестра Московской государственной академической филармонии, Государственной симфонической капеллы России.Ряд учеников ведет исполнительскую и педагогическую работу за рубежом (Израиль, Швеция, США, Южная Корея, Германия).

Учебные курсы, мастер-классы:

Многократно проводил мастер-классы, в частности, в Зальцбурге (Моцартеум), Лондоне (Высшая школа музыки и драмы), Бирмингеме (Музыкальный факультет Университета), Бад-Закингене (семинар Интернациональной гильдии трубачей, ITG).

Концертная деятельность:

В 1964-1986 гг. солист оркестра Государственного академического Большого театра СССР. Ведёт концертную деятельность в России и за рубежом, давал концерты в Австрии, Франции, Германии, Англии, Испании. В его репертуаре музыка барокко, а также современных русских и зарубежных композиторов.

Положил начало использованию труб высоких строев в отечественной исполнительской и педагогической практике.


Дискография:

  • Музыка для трубы русских и западноевропейских композиторов. Вадим Новиков (труба), партия органа – Аник Шевалье (Франция)
  • Музыка в храме святого Людовика в Москве. Произведения для 2-х труб западноевропейских композиторов XVII-XVIII веков. Вадим Новиков (труба), Анатолий Ян-Борисов (труба), Алексей Шмитов (орган)
  • Музыка ХХ века для трубы. П. Хиндемит, А. Онеггер, Д. Фридманн, Б. Мартину. Вадим Новиков (труба), Светлана Оруджева (фортепиано)

Научные труды. Издания. Публикации.   

Издал два сборника старинных концертов и сонат для труб высоких строев: Концерты для трубы Й. Гайдна и И. Гуммеля (собственная редакция для трубы ми-бемоль).

Автор-составитель учебных пособий «Труба в кантатах И. С. Баха» и «Партия трубы в оперных и балетных спектаклях русских и советских композиторов».


Публикации об этом педагоге:

  • Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка. 1969
  • Усов Ю. А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М.: Советский композитор. 1985
  • Игорь Бэлза Вадим Новиков (труба) // Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. Сост. Ю. А. Усов. М.: Советский композитор. 1989
  • The Russian trumpeter Vadim Novikov // ITG Journal. 1991. № 3
  • Tarr H. E. The Russian Trumpet Tradition from the Time of Peter the Great to the October Revolution. Hillsdale, New York. Pendragon Press. 2003. S. XVIII, 202, 228, 339, 260, 303, 340, 341, 362, 378, 389
  • Вадим Алексеевич Новиков // Л. Чумов Очерки о трубе и трубачах в России. Издательство МГК. М. 2004
  • Вадим Новиков: Труба полноправный сольный инструмент // Культура. 2006. 25-31 мая. № 20. Беседу вела Е. Кривицкая
  • А. Карташев. «Три клапана трубы...» // «Российский музыкант», май 2009

 

А. М. Паутов. Портрет музыканта-трубача: Вадим Алексеевич Новиков (Расширенный вариант публикуется в журнале «Оркест   р» (2006. № 3)
История трубы как сольного инструмента развивалась более сложно, по сравнению с историей других музыкальных инструментов. Она пережила свой Золотой век в эпоху барокко, которую блестяще завершили еще во многом следующие ее традиции Концерты для трубы с оркестром Гайдна и Гуммеля. В XIX веке с развитием симфонизма этот инструмент утратил солирующую роль и использовался преимущественно как оркестровый. Однако именно тогда усовершенствовался механизм трубы и она предстала, в сущности, новым инструментом с точки зрения ее открывшихся возможностей.

Трубач стал солистом оркестра – он всегда индивидуально ведет свою партию, часто развернутую как сольная. В ХХ веке, наряду с все более многообразным использованием трубы в качестве оркестрового инструмента, постепенно начали возрождаться ее собственно сольные, концертные функции, появлялись новые, в том числе отечественные, произведения концертного репертуара. Важное место в нем заняли и старинные произведения.

Становление школы трубы в России оказалось связано с развитием русского симфонизма. Кульминацией этого процесса стала партия солирующей трубы в сочинениях А. Н. Скрябина, исполнением которой русская трубная школа в лице М. И. Табакова впервые с блеском заявила о себе. В дальнейшем исполнение «Поэмы экстаза» принесло славу ученику Табакова, С. Н. Еремину. Вместе с тем оба они, каждый в свое время, явились педагогами, которые задали дальнейшее направление московской трубной школе.

Одним из важнейших ее признаков, наряду с виртуозностью, без которой невозможна успешная сольная и оркестровая игра трубача, стал прекрасный звук.К ученикам С. Н. Еремина принадлежит заслуженный деятель искусств, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В этом году исполнилось 65 лет со дня рождения и 45-летие творческой деятельности Вадима Алексеевича Новикова. Они не являются собственно круглыми датами, которые сам юбиляр в принципе никогда не отмечает, в целом избегая публичности.

Скромность сочетается у него с глубоким чувством внутреннего достоинства и высоким профессиональным самосознанием. Поэтому коллеги и ученики Новикова должны были проявить дружескую настойчивость, чтобы приветствовать Вадима Алексеевича после прекрасного концерта его класса, который оказался близким по времени этим датам и стал музыкальным событием, отмеченным в прессе. Подобного уровня трубные концерты в силу субъективных и объективных причин пока еще не характерны для нашей музыкальной жизни.

Все это послужило поводом для того, чтобы написать о творческом пути В. А. Новикова, тем более, что этот путь отражает явления, характерные для отечественной истории трубы последних десятилетий. В то, что достигнуто этой сферой музыкального искусства, он внес свой плодотворный и масштабный вклад как исполнитель, обладающей яркой творческой индивидуальностью, высоко результативный педагог и эффективный организатор музыкальной жизни. Начало пути Новикова в большую музыку похоже на то, которое было типично для его коллег. Они, как правило, не начинали с музыкальной школы, что по традиции делали скрипачи и пианисты и что происходит у трубачей теперь, сразу открывая более благоприятные перспективы для их развития.

Первые шаги будущего музыканта, родившегося 19 марта 1941 г. в старинной Коломне, оказались связаны с взрослым самодеятельным духовым оркестром в городе Жуковском. Затем он попал в духовой оркестр Дома пионеров Бауманского района, где он сыграл на концерте свое первое соло в марше из оперы «Аида». После этого был Симфонический оркестр в Клубе железнодорожников, которым дирижировал прекрасный музыкант А. Г. Кнорре (именно с ним Новиков позднее сделает свою первую запись (Концерт Торелли).

Пока же, сыграв в 1955 году на экзамене до-мажорную гамму и Романс Полины из «Пиковой дамы», он был сразу принят профессором С. Н. Ереминым в его класс в Училище при Московской консерватории, Мерзляковку. В статье «Памяти выдающегося советского трубача», в 1983 г. опубликованной в «Советском музыканте», Новиков писал о своем первом учителе, как трубаче «универсального плана», который сочетал «блестящую виртуозность и красивое мощное звучание, что удавалось очень немногим». Игру такого характера Новиков позднее мог слышать, работая в Большом театре рядом с Н. Полонским.

Сам молодой музыкант успешно развивался в данном направлении. Так уже сразу определилась та художественная традиция, которую Новиков развивает до настоящего времени и старается привить своим ученикам. Тогда же игра молодого трубача начала привлекать внимание не только чистотой отточенной техники, но и прекрасным звуком во всех его выразительных оттенках. Владение тем и другим до сих пор отличает этого музыканта, о творческом долголетии которого свидетельствуют его записи самого последнего времени, сегодня регулярно звучащие на радиостанции «Орфей».В 1959 г. Новиков поступил в Консерваторию в класс профессора Еремина, через год продолжив занятия у Ю. А. Усова. В 1964 г. Новиков блестяще окончил ее. Годы учебы оказались очень насыщенными. Это не только прохождение сольной учебной программы, но и участие еще на третьем курсе в музыкальном конкурсе Фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки (1962), где Новиков, получил первую премию и Золотую медаль.

Подобные конкурсы долгое время давали трубачам единственную возможность для участия в международных соревнованиях. Для формирования Новикова как музыканта важной оказалась игра на 4 и 5 курсе в студенческом оркестре под управлением М. Тэриана в качестве первого трубача. В этой же роли он выступал во время семинара, который в течение трех месяцев проводил в Московской консерватории один из великих дирижеров Игорь Маркевич.

Через этот семинар прошли такие известные дирижеры, как Ю. Симонов, В. Кожухарь, М. Шостакович, а также Ф. Мансуров, который впоследствии писал: «Многие годы меня связывали профессиональные отношения с Вадимом Новиковым в Московской консерватории, ранее в известном семинаре дирижеров под руководством Игоря Маркевича и, наконец, совместная работа на протяжении двадцати лет в Большом Театре СССР. В. А. Новиков – музыкант высочайшей квалификации, широко осведомленный и интеллигентный солист и ансамблист, чуткий и тонкий интерпретатор музыки различных стилей. Он прекрасный и авторитетный педагог, имеющий значительные достижения. Все эти качества сочетаются у него с его редкостными человеческими достоинствами.

В год окончания Консерватории, пройдя по конкурсу, Новиков был принят солистом сценического оркестра (штатного места там пока не было), но сразу начал играть и в основном составе, куда вскоре был окончательно переведен. Г. Н. Рождественский, ставший тогда главным дирижером театра, служил для Новикова примером музыканта-интеллектуала с безупречной мануальной техникой. В свою очередь дирижер, особенно после случая в парижской Гранд-Опера, когда трубач с листа свободно и выразительно сыграл первую партию в «Борисе Годунове», постоянно включал Новикова как исполнителя первых партий трубы и в другие свои спектакли, что делали также А. Жюрайтис и М. Эрмлер. В представлении Новикова на звание профессора Рождественский писал: «Игра этого музыканта украшала спектакли, которыми я дирижировал».

В своей стране и за рубежом – в Европе, Америке, Канаде, Японии – Новиков блестяще исполнял партии первого пистона в спектаклях Большого театра «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Дон Кихот», так и сложнейшие партии первой трубы в «Бахчисарайском фонтане», «Легенде о любви», «Асели». Часто играя первые партии, Новиков не перешел официально на должность первого трубача. Этому мешало здоровье (сразу после хельсинковской медали он перенес сложнейшую операцию, из-за которой врачи настоятельно рекомендовали ему вообще оставить трубу, что повторилось и спустя двадцать лет).

Кроме того, жила мечта оставить силы для сольной игры, которой наряду с педагогической деятельностью он и посвятил себя, уйдя из театра сразу, как только получил право на творческую пенсию после 20-ти лет работы. Тяжелейшие нагрузки, которые тогда падали на трубачей, не оставляли ему физической возможности для полноценных музыкальных занятий сольным репертуаром, мешали построить их на принципах, во многом отличных от оркестровой игры.Виделась Новикову и более широкая задача – утвердить трубу в качестве полноправного концертирующего инструмента.

Эту линию он постоянно проводит в собственной исполнительской, а также педагогической работе, которую с 1970-х гг. ведет в Консерватории (сначала как педагог, с 1984 г. – доцент, с 1993 г. – профессор) и Училище (теперь Государственный музыкальный колледж). Два года он преподавал и в Институте им. Гнесиных, куда Т. А. Докшицер пригласил его в качестве ассистента. Увлеченный примером М. Андре, с которым встречался и которого слышал в Париже, Новиков первым из отечественных трубачей освоил трубы высоких строев и в 1972 г. сыграл сольный концерт в сопровождении органа в Концертном зале им. П. И. Чайковского, а затем принял участие в «Бах и современность» в Таллине, как и в первом случае в ансамбле с Б. Романовым.

Общение с нашими ведущими органистами, позднее в особенности с А. Фисейским и А. Паршиным, помогали постигать особенности исполнения барочной музыки. Не прошел бесследно опыт игры в Московском камерном оркестре под руководством Рудольфа Баршая.таринная музыка легла в основу концертного репертуара трубача. Исполняет он и русскую музыку, и ставшие классическими для трубы произведения западных композиторов ХХ века Онеггера, Энеску, Хиндемита, Фридманна, которые записал на компакт-диск. Сонату Хиндемита Новиков впервые у нас сыграл в Малом зале Консерватории еще в 1962 г. – она входила в обязательную программу конкурса в Хельсинки, и благодаря этому трудно доступные для советских трубачей ноты (это касалось всех современных западных композиторов) были присланы Оргкомитетом в Москву.

Старинная и современная музыка в его концертном исполнении звучала в нашей стране и за рубежом. В сопровождении органа, фортепиано или камерного оркестра он играл в концертных залах, а чаще – в старинных соборах Германии, Англии, Франции, Австрии, Испании, нередко совмещая концерты с мастер-классами, которые проводил во многих городах Англии, в частности, в Лондоне в Высшей школе музыки и драмы, трижды в зальцбургском Моцартеуме.дин из концертов с талантливой французской органисткой Аник Шевалье по инициативе Э. Тарра состоялся в Бад-Закингене, где расположен Музей трубы, созданный этим известным трубачом. (Там в витрине есть подаренный В. Новиковым Музею старый немецкий корнет). Посетители его зарубежных концертов впервые открывали для себя не только этого стилистически безупречного интерпретатора музыки различных эпох, но смогли оценить и европейский уровень современной русской трубной школы.

Зарубежную публику Новиков также знакомил с произведениями русских композиторов, в частности переложениями романсов, миниатюр Чайковского, А. Рубинштейна, Скрябина, Рахманинова. Для русских слушателей эти хорошо знакомые им произведения в исполнении Новикова обретают новые образы благодаря мастерскому использованию возможностей трубы. Постоянно работая над расширением сольного репертуара, Новиков ввел музыку барокко в учебную программу, что отразилось на самом преподавании, потребовало особого внимания к укреплению и расширению верхнего регистра. При этом педагог опирался на опыт французской и американской школ 1960 гг., исходя также из тех приемов, которыми овладел сам. Вместе с тем он подготовил несколько методических пособий, уделив в них особое внимание исполнению мелизмов, издал два сборника старинных концертов и сонат, а также в своей редакции Концерты Гайдна и Гуммеля (для трубы ми-бемоль).

По его инициативе консерваторской Кафедрой духовых инструментов Концерт Гайдна был включен в обязательную экзаменационную программу 4-го курса. Однако предложение Новикова ввести старинные произведения, а тем самым высокие трубы, в обязательную программу всесоюзных конкурсов в свое время не нашло поддержки. В результате на конкурсе 1988 г. в Минске его ученик Б. Шлепаков на третьем туре смог исполнить Концерт Фаша на трубе B-пикколо лишь как «сочинение по выбору исполнителя». Произведенное им яркое впечатление способствовало тому, что этому студенту единогласно была присуждена первая премия. Прекрасно владея приемами игры и тщательно работая с учениками, Новиков стремится, чтобы они играли сольные произведения свободно, без традиционных киксов, частых в то время у исполнителей (в этом отношении он всю жизнь бесконечно требователен и к самому себе).

Классный концерт с выступлениями его сегодняшних учеников от мала до велика (недавно В. А. Новиков начал преподавать и в Центральной музыкальной школе, желая провести ученика по всем этапам музыкального обучения) свидетельствует, что это возможно. есте с тем он старается, чтобы овладение сольным репертуаром и его исполнение не ограничивались годами учебы, а продолжались в дальнейшем, хотя трубачам всегда мешает работа в оркестре, которая до сих пор остается практической жизненной необходимостью даже для самых талантливых.

Тем не менее, определенные успехи видны, особенно за последнее 10 лет. Об этом говорит лауреатство многих новиковских учеников на международных конкурсах. Ряд из них продолжил концертные и конкурсные выступления благодаря аспирантуре, о чем свидетельствует прекрасный пример А. Корнильева. Другим это удается делать за рубежом, работая в странах Европы, Азии и Америки. Важную роль в активизации профессиональной трубной среды сыграла Региональная гильдия российских трубачей, созданная по инициативе Новикова и возглавляемая им. При ее возникновении помогли опыт и поддержка Интернациональной гильдии трубачей (ITG), а также Европейской гильдии, в работе которой он принимал участи как член ее Бюро.

Гиильдия трижды организовывала Международные фестивали трубы, бессменным Директором которых был Р. М. Гехт. Проведение в их рамках впервые в России Международных конкурсов трубачей, имело тем большее значение, что к этому времени уже давно перестали проводиться Всесоюзные конкурсы. Это повысило интерес трубачей к сольной игре, расширило репертуар, способствовало выявлению новых имен, а также придало, как и Фестивали в целом, совершенно новый уровень международным контактам.

Первый конкурс состоялся в 1995 г., затем прошли второй, посвященный Т. А. Докшицеру, и третий (1997, 2000). В них приняли участие трубачи из США, Швеции, Германии, Швейцарии, Белоруссии, а также Петербурга. В жюри конкурсов также были представители различных стран. Все это, как и сам уровень конкурсантов, сделало их действительно международными. Наряду с другими зарубежными талантливыми исполнителями, их лауреатами стали и ученики Новикова. Он может гордиться такими своими выпускниками, как Б. Шлепаков, В. Кисниченко, Д. Локаленков, И. Ахмадулин, А. Гринько, Л. Прудкова, А. Козлов, А. Корнильев, Г. Плескач. Все они поступили в лучшие московские или зарубежные симфонические оркестры. Многие продолжают играть как солисты.

Кисниченко вскоре после московского конкурса получил первое место на Международном конкурсе в США (Tallahasee. 1996) – это была первая победа отечественного трубача на столь престижном зарубежном конкурсе. Гильдия проводит концерты, а также семинары для обсуждения творческих вопросов, памятные вечера, посвященные выдающимся русским трубачам, организует мастер-классы видных зарубежных исполнителей, среди которых Л. Канделария, Марсалис, А. Сандоваль, Э. Тарр, М. Зоммерхальдер;#184; Б. Эклунд, Д. Уоллос. Гильдия уделяет внимание контактам также с ближним зарубежьем – Украиной, Белоруссией. Талантливый минский ученик Н. Волкова, А. Ковалинский, занял первое место на II московском Международном конкурсе.

Постоянно организуются творческие встречи с педагогами московских музыкальных школ. Они также частые гости в консерваторском классе Новикова. Преподавание он ведет в тесном контакте с концертмейстерами класса. Много лет это была Ю. И. Коган, Заслуженная артистка республики, ныне профессор кафедры концертмейстерского мастерства. Сейчас творческие отношения связывают его с Заслуженной артисткой республики С. М. Оруджевой, с которой сам играет в концертах, делает записи. Разносторонняя творческая деятельность Вадима Алексеевича Новикова способствует повышению исполнительского уровня отечественной трубной школы в целом, утверждению ее престижа.

Популярность среди коллег и любовь учеников он снискал не только своим высшим профессионализмом, но и постоянным доброжелательным отношением к ним, в нужных случаях также конкретной помощью. Этот прекрасный музыкант находится на творческом подъеме. Пожелаем ему свершения его планов.