Кафедра виолончели и контрабаса

Кафедра виолончели и контрабаса, как; и большинство кафедр консерватории, образована в середине 1930-х годов. Но класс; виолончели, наряду со скрипичными классами, существовал в консерватории с самого начала ее истории. Им руководил Б. Кссман, прекрасно образованный чешский музыкант, с большим успехом выступавший с сольными концертами и в камерно-инструментальных ансамблях со многими выдающимися музыкантами. Его преемником стал В. Ф. Фитценгаген — талантливый педагог и известный, исполнитель, затем их ученик А.А. Брандуков — выдающийся виолончелист  и педагог.

Поначалу класс виолончели был небольшим по количеству учеников. Вместе с развитием виолончельных классов шло становление московской исполнительской виолончельной школы. В этом, процессе важную роль, сыграло композиторское творчество П. И. Чайковского и С. И. Танеева, художественные и педагогические принципы петербургской виолончельной школы К. Давыдова, развитие скрипичной школы Ф. Лаубаи, И. Гржимали.

Класс контрабаса в консерватории открылся в 1867 году и был поручен артисту Императорских театров Г. Ф. Шпекину. В 1917 году было уже два класса контрабаса — Л.Е. Мартынова и В.Н. Проскурина. С1920-х годов начали преподавать выдающиеся контрабасисты И.Ф. Гертович и Л.А. Милушкин, стоявшие уистоков московской контрабасовой школы.

Неповторимым творческим обликом московская виолончельная школа, обязана своим корифеям. С начала 1920-х гг. в состав педагогов входит выдающийся русский виолончелист С. М. Козолупов, ставший первым заведующим кафедрой виолончели и контрабаса, которую возглавлял почти два десятка лет (до 1954 года). Он воспитал более ста учеников, среди которых — лауреаты международных конкурсов, будущие профессора консерватории С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Г.С. Козолупова, Л.М. Гинзбург. Они блестяще продолжили дело своего учителя. Козолупов также несколько лет обучал контрабасистов.

Из класса Л.Л. Брандукова вышли замечательные виолончелисты С. П. Ширинский, А.Я. Георгиан, А. Н. Егоров, А.П. Броун и другие. Более двадцати лет (с 1930 по 1951 годы) руководил виолончельным классом автор многих учебных пособий М.И. Ямпольский, среди учеников которого известные виолончелисты Я. П. Слободкин и А. П. Стогорский.

В 1930-х годах: на кафедре начали работать С. 3. Асламазян, А.М. Гинзбург — автор многих трудов по истории скрипичного и виолончельного искусства, выдающийся педагог Г.С. Козолупова, ученики которой — Н.Г. Гутман, Т.А. Прийменко, Т. А. Гайдамович, С. Т. Кальянов, И.И. Гаврыш — также стали педагогами консерватории. Почти пятнадцать лет в консерватории вел. класс виолончели М. Л. Ростропович, выпустив плеяду талантливых учеников — Н.Н. Шаховскую, М.В. Абрамян, В.А. Апарцева, Т. Б. Габарашвили, Ю.А. Фалика, М. К. Чайковскую, Д. Г. Герингасаи других. На кафедре виолончели и контрабаса работали многие замечательные музыканты: виолончелисты С. П. Ширинский, Н. Н. Шаховская, М. Э. Хомицер, В. Я. Фейгин, А. К. Федорченко, Д. Г. Миллер, А. А. Князев, контрабасисты А.И. Астахов, Е.А. Колосов, Л.Г. Андреев.

Единство основополагающих творческих и педагогических принципов виолончельной школы ярко проявляется в преемственности руководства кафедрой. Профессора С. М. Козолупова в 1954 году сменил его ученик С.Н. Кнушевицкий, в 1959 году кафедру возглавил другой, ученик Козолупова М. Л. Ростропович, которого сменила почти на двадцать лет (1974—1995 гг.) его ученица Н.Н. Шаховская. До 2002 года во главе кафедры был заслуженный деятель искусств РФ профессор Л. В. Раков. В настоящее время кафедру возглавляет заслуженная артистка РФ, лауреат I международного конкурса профессор М.К. Чайковская. Классы виолончели ведут М. К.Чайковская, Т.А. Прийменко, народный артист РФ И. И. Гаврыш.