Ссылки
Избранные этюды для контрабаса
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2015
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 72
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-33-1 (в обл.)

Составитель Л. В. Раков

Редакторы Л. В. Раков и Н. Ю. Горбунов

Л. В. Раков. От составителя  4
Избранные этюды
1. Й. Шторх   5
2. Й. Шторх  6
3. С. Ли 7
4. И. Билле 8
5. В. Жданов 10
6. И. Новосёл  11
7. И. Доцауэр 12
8. И. Новосёл  14
9. Ф. Куммер 16
10. И. Грабе 17
11. В. Штурм 18
12. В. Жданов  19
13. Р. Крейцер  20
14. И. Билле  22
15. А. Гуффе 24
16. И. Новосёл  25
17. Ф. Либон   26
18. Ф. Куммер  28
19. Т. Баттиони  29
20. В. Жданов   30
21. К. Копраш  31
22. Э. Нанни  32
23. Ф. Симандл 34
24. Ф. Симандл  36
25. Й. Шторх 37
26. Ф. Симандл 38
27. Й. Мейсидер  40
28. И. Гертович 42
29. И. Гертович 43
30. Д. Боттезини 43
31. Н. Медин  44
32. Ф. Симандл  46
33. Й. Мазас 48
Этюды-каприсы
1. В. Жданов  50
2. Д. Драгонетти 52
3. Й. Шторх 53
4. Й. Шторх 55
5. Й. Шторх 58
6. И. Новосёл 60
7. И. Новосёл  62
8. С. Ли  64
9. И. Новосёл 65
10. Н. Медин  67
11. И. Порадовский  70
12. И. Гертович 72

Сборник «Избранные этюды для контрабаса» предназначен для учащихся классов контрабаса высших и средних музыкальных учебных заведений. Он включает наиболее популярные в учебной практике этюды авторов — известных контрабасистов и педагогов, а также переложения для контрабаса ряда виолончельных, фаготовых и скрипичных этюдов.

В сборнике представлен материал, который позволит учащемуся осваивать важнейшие исполнительские навыки — технику штрихов, аппликатурные решения, приемы смены позиций, а также изучать полный звукоряд (позиции) инструмента и др. Разнообразие технических задач и учебных целей, встающих перед педагогами и студентами, определяет свободную форму выбора этюдов для конкретной учебной работы. В отдельных случаях рекомендуются варианты штрихов и аппликатуры, которые позволяют шире взглянуть на возможности этих важных исполнительских средств и выявить дополнительные технические задачи, заключенные в нотном материале. Темпы (характер движения), указанные авторами этюдов, позволяют трактовать скорость исполнения в достаточно широких временных границах. Первоначальная работа над этюдом в сдержанном (или медленном) темпе нередко существенно помогает овладеть техническими трудностями. Не лишне напомнить, что технические задачи всегда должны решаться на основе полноценного хорошего звучания и не становиться изолированной самоцелью учебной работы.

В контрабасовой литературе инструктивных изданий недостаточно, и данный сборник поможет в какой-то мере расширить соответствующий технический материал. Контрабасисты не располагают этюдами, которые — как у пианистов, скрипачей или виолончелистов — наряду с технической имели бы художественно-исполнительскую значимость. Среди предложенных в настоящем сборнике этюдов выделены этюды-каприсы. Они имеют развернутую форму и выдвигают не только методические, но и некоторые артистические требования.

Профессор Л. В. Раков