(1926, Нижний Новгород – 2019, Москва)
Участник Великой Отечественной войны.
Награжден
- медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»,
- юбилейными медалями,
- медалью «Ветеран труда» и другими.
Родился в г. Нижнем Новгороде. Игре на контрабасе обучался в Музыкальном училище им. Гнесиных (класс В. И. Белова и В. И. Бергмана, с 1942 г. класс В. В. Хоменко). Служил в войсках Военно-морского флота СССР (1943–1947). В 1948 г. с отличием окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.
Педагогическая деятельность:
В 1948-1998 гг. преподавал в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных, в 1949-1953 гг. – также в Музыкальном училище им. Гнесиных. С 1975 г. преподавал в Московской консерватории класс контрабаса, с 1992 г. – профессор. Одновременно вел курсы истории контрабасового искусства (с 1983 г.) и методики обучения игре на контрабасе (с 2005 г.). В 1998-2002 гг. – заведующий кафедрой виолончели и контрабаса. Организовывал творческие встречи с зарубежными контрабасистами (из Франции, Германии, Финляндии, Великобритании, Швейцарии, Чехии), с музыкантами Санкт-Петербурга; концерты студентов с комментариями музыкально-образовательного содержания. Возглавлял секцию контрабасистов Всесоюзного музыкального общества.
Учебные курсы, мастер-классы:
Проводил мастер-классы в Германии (Миттенвальд, Мюнхен, Саарбрюкен, Кёльн), США (Нью-Йорк), Великобритании (Лондон), Франции (Авиньон), Южной Корее, руководил подготовкой группы контрабасов Международного молодежного оркестра в Испании (1992).
Ученики:
Среди учеников (свыше 50) концертмейстеры ведущих оркестров России, заслуженные артисты России, солисты, педагоги, лауреаты и дипломанты всесоюзных и международных конкурсов.
Лауреаты и дипломанты международных конкурсов
Н. Горбунов, А. Гориболь, Г. Крутиков, Г. Ломдаридзе, И. Иванов, П. Стёпин, Р. Шагимарданов, В. Андреев.
Лауреаты и дипломанты всесоюзных конкурсов
М. Кекшоев, Г. Борисов, В. Богданов, В. Тулянкин.
Учившиеся у него контрабасисты – заслуженный артист России А. Бельский, заслуженный артист России А. Валетный, Н. Горбунов, М. Чайкин, М. Хлопьев, В. Андреев, Г. Борисов, П. Стёпин, Чао-Хуэй (Китай), А. Шахназаров (Германия), Ю. Адищев (Мексика) – концертмейстеры отечественных и зарубежных оркестров. Заслуженный артист России А. Стёпин, заслуженная артистка России Т. Склемина, С. Румянцев, М. Ромеро (Франция), Ю. Кондратьев (Украина), А. Ледванов – солисты камерных оркестров. М. Кекшоев, А. Бельский, Н. Горбунов, П. Стёпин, Р. Шагимарданов, Т. Склемина, Г. Бельская – педагоги высших и средних музыкальных учебных заведений Москвы.
Участие в жюри конкурсов:
С 1980 г. неоднократный член жюри различных конкурсов, в том числе трех всесоюзных конкурсов контрабасистов (1980, 1984, 1988), международных конкурсов во Франции (Реймс, 1988), Германии (Маркнойкирхен, 1989; Миттенвальд, 1991; Михаельштайн, 2000, 2002), США (Нью-Йорк, 1990), Венгрии (Дебрецен, 1997), Италии (Кремона, 1999, 2002), Чехии (Брно, 2003), а также в России (Тольятти, Самарская область, 1998, 2002).
В 1995 г. по инициативе и при непосредственном участии Ракова (заместитель председателя жюри) был проведен I Международный конкурс контрабасистов «Памяти Сергея Кусевицкого» (Москва).
Концертная деятельность. Основной репертуар:
Исполнительскую деятельность начал в оркестрах Ансамбля Центрального дома культуры железнодорожников под управлением И. Дунаевского и Оперной студии Московской консерватории. В 1949-1977 гг. артист Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения (с 1966 г. концертмейстер группы контрабасов).
Под управлением выдающихся отечественных дирижеров – Н. Голованова, А. Гаука, Н. Рахлина, С. Самосуда, Г. Рождественского, Е. Светланова, К. Кондрашина, крупнейших зарубежных дирижеров XX столетия – Г. Абендрота, Л. Стоковского, Д. Джоржеску, К. Цекки, В. Ферреро, К. Зандерлинга, Ф. Конвичного, К. Мазура, И. Маркевича, а также композиторов и дирижеров – Р. Глиэра, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, А. Жоливе, П. Владигерова и других, музыкант участвовал в исполнении многих симфонических сочинений, более восьмидесяти опер («Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Сказание о невидимом граде Китеже...» и «Млада» Н. Римского-Корсакова, «Мавра» И. Стравинского, «Игрок» и «Война и мир» С. Прокофьева, «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Умница» К. Орфа и других) и музыки многих балетов («Лебединое озеро» П. Чайковского, «Спартак» А. Хачатуряна, «Медный всадник» Р. Глиэра, «Чудесный мандарин» Б. Бартока и другие).
Ему посчастливилось быть участником премьерных исполнений в нашей стране произведений С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Стравинского, Я. Сибелиуса, Р. Штрауса, А. Шёнберга, А. Берга, Л. Яначека, А. Онеггера, К. Орфа, М. Равеля, Д. Мийо, Р. Щедрина, А. Эшпая, Г. Канчели и других авторов. В 1970-1990 гг. активно выступал как солист и ансамблист. Репертуар Ракова включает Концертную симфонию для контрабаса и альта с оркестром К. Диттерсдорфа, сонаты А. Скарлатти, Ф. Лизогуба, Й. Брамса (ми минор), П. Хиндемита, Ю. Левитина, А. Санько, пьесы Д. Боттезини, П. Чайковского, А. Дворжака, А. Лядова, Ю. Свенсена, Р. Глиэра, С. Кусевицкого, С. Прокофьева, А. Шапюи и других.
В 1996 г., впервые перед зарубежной публикой, в Южной Корее, Раков исполнил сольную программу из инструментальных миниатюр для контрабаса. Первый исполнитель в СССР дуэтов для виолончели и контрабаса Дж. Россини, для альта и контрабаса К. Диттерсдорфа, для фагота и контрабаса А. Русселя, Романса для контрабаса со струнным квартетом Й. Шпергера, сонаты В. А. Моцарта (для двух басовых инструментов). Инициатор и участник первого исполнения в СССР Шести сонат-квартетов для двух скрипок, виолончели и контрабаса Дж. Россини (записаны на радио и грампластинки, 1970-е гг.).
«В программу юбилейного концерта вошли две виолончельные сонаты. В e-moll'ной сонате Брамса партия виолончели исполнялась контрабасом. В Сонате Моцарта для виолончели и фагота партию виолончели Л. Раков сыграл в ее естественном звучании, продемонстрировав при этом виртуозное владение верхним регистром инструмента. Превосходным партнером Л. Ракова был фаготист В. Попов. На вечере прозвучала также соната молодого композитора А. Санько, написанная специально для контрабаса» (Из рецензии в журнале «Советская музыка». 1980, № 4).
Контрабасист участвовал в исполнениях Большого секстета М. Глинки, Квинтета «Форель» Ф. Шуберта, в составе солистов Большого симфонического оркестра играл Квинтет С. Прокофьева, «Историю солдата» И. Стравинского, Септет Х. Эйслера, Септет Г. Попова (первое исполнение, записи на радио и пластинку), другие ансамбли.
«Музыкант исполнил множество сочинений в творческих отчетах, по радио, в записях. Немало опусов камерной музыки, классической и современной, прозвучало в концертных залах и по радио с его участием: квартеты Россини, Секстет Глинки, Квинтет Прокофьева, Септет Г. Попова... Совсем недавно артист записал вместе с виолончелистом В. Симоном Большой Дуэт Россини...» («Советская музыка», 1976, № 12).
Выступал в ансамблях с известными отечественными музыкантами – скрипачами В. Третьяковым, И. Бочковой, Е. Смирновым, А. Футером, Е. Чугаевой, виолончелистами В. Симоном, Э. Поздеевым, М. Мильманом, альтистами Ф. Дружининым, И. Богуславским, фаготистом В. Поповым. В 1970-1980 гг. Раков провел в залах Московской консерватории цикл концертов «История музыки для контрабаса в звучащих образцах», сопровождая их историческими комментариями и участвуя в качестве исполнителя музыки К. Диттерсдорфа, Й. Шпергера, А. Кейпера, Ш. Гуно, А. Русселя, С. Прокофьева.
Научные труды. Издания. Публикации:
Кандидатская диссертация: «Контрабас в симфонической, оперной и камерной музыке 19 – 20 вв. (к вопросу о роли оркестрового исполнительства в развитии советской контрабасовой школы). (Московская консерватория 1981 г.)
С 1954 года продолжалась интенсивная работа Ракова по расширению и качественному улучшению учебно-концертного репертуара контрабасистов.
Раков — автор, составитель и редактор многих сборников и хрестоматий. Среди них:
- «Хрестоматия педагогического репертуара» для детских музыкальных школ и музыкальных училищ, в семи сборниках, изданных в 1966 – 1991 гг., М., «Музыка».
- «Хрестоматия для контрабаса». Старшие классы ДМШ и Музыкальные училища.
- Концерты. Часть 1-я. М., 2007. «Музыка».
- Концерты. Часть 2-я. М., 2007. «Музыка».
- «Избранные этюды для контрабаса». М., 1958. «Музыка», «Избранные этюды для контрабаса». М., 1989. «Музыка».
- «Ансамбли с контрабасом». М., 1975. «Музыка»,
- «Соло контрабаса из симфонических и оперных произведений» (с приложением клавира). Методическое пособие. М., 1997. «Композитор». М.,1999. «Композитор». М.,2008. «Композитор».
- «Школа начального обучения игре на контрабасе». М., 1978. «Композитор». М.,1985. «Композитор».
- «Школа контрабасиста». М.,1997. «Композитор». М., 2008. «Композитор».
Составитель программ для классов контрабаса:
- Средних специальных музыкальных школ (1958);
- Детских музыкальных школ (1962);
- программ для вузовских курсов – «История контрабасового искусства» (2005, 2009), «Методика обучения контрабасиста» (2005, 2009).
Раков — автор книг, статей (свыше 60), музыкальных радиопередач и других опубликованных работ.
Основные труды:
- «Педагогическая работа в классе контрабаса» // Контрабас. История и методика. М., 1974. «Музыка».
- «Зарубежные контрабасисты» // Контрабас. История и методика. М., 1974. «Музыка».
- Книга «Отечественное контрабасовое искусство 20 века. 20-е – 80-е годы». М., 1993. МГК.
- Книга «История контрабасового искусства». (Лекции в 10 темах). М., 2004; М., 2009. «Композитор».
- Книга «Учиться. Знать. Уметь». (Об исполнительстве и обучении игре на контрабасе). М., 2009. «Композитор».
- Контрабас: реальности профессии, парадоксы практики.
(Contrabass: realities profession paradoxes of practice. Part 1- 2. Bassists. №1, 2. 1991. USA) - «В память Сергея Кусевицкого» (In Memory of Serge Koussevizky. Part 1, 2. Bass News. N1, 2. 2001. USA).
- «Иосиф Гертович (1887 – 1953)». (Josef Gertovich, 1887 – 1953. Double Bassist. N29. 2004 England).
- «Контрабасовая школа Московской консерватории в 20 веке» // Творчество, концепции, школы. Деятельность профессоров Московской консерватории (от истоков до наших дней). М., 2008. МГК.
- «Солирующий контабас в музыке Моцарта?» // Моцарт в движении времени. М., 2009. «Композитор».
- «Война и судьба» // Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. М., 2005. МГК.
Концертмейстеры Московской консерватории. Том I
Москва, 2020Избранные этюды для контрабаса
Москва, 2015От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили. Вып. 3
Москва, 2012Творчество, концепции, школы: Деятельность профессоров Московской консерватории
Москва, 2008История контрабасового искусства
Москва, 2004Отечественное контрабасовое искусство ХХ века. 20 – 80-е годы
Москва, 1993Педагогическая работа в классе контрабаса
Москва, 1974