Тема докторской диссертации: «Творческий процесс в классической музыке Востока» (Российский институт искусствознания, 1995).

Лауреат Всероссийского конкурса научных студенческих работ (1975).


Родилась в г. Москве.   В 1971 г. окончила музыкальное училище во Владивостоке, в 1976 г. – Уфимский институт искусств (историко-теоретический факультет), в 1981 г. – очную аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии по специальности «этномузыкознание» (сектор фольклора).

Ученица Е. Л. Танкелевича (руководитель дипломной работы), И. В. Мациевского (научный руководитель кандидатской диссертации: «Проблемы формообразования в азербайджанских инструментальных мугамных импровизациях». ЛГИТМиК, 1982), Е. В. Назайкинского.   В 1995 г. защитила докторскую диссертацию «Творческий процесс в классической музыке Востока» (научный консультант – Е. В. Назайкинский). С

тажировалась в Тяньзиньской консерватории (Китай), 2000 г.  Научный руководитель (куратор) конференции «Музыка народов мира»: проблемы изучения». М., МГК (I – 2004, II – 2005, III – 2007). В качестве участника и руководителя осуществила около 50 музыкально-этнографических экспедиций в Закавказье, Среднюю Азию. Неоднократно выступала с докладами на международных научных конференциях, в том числе:

  • Творческая личность в истории исполнительства на Ближнем и Среднем Востоке. Вторая Международная инструментоведческая конференция «Благодатовские чтения». Л.: РИИИ, 1995
  • Специфика художественной информации в музыкальной культуре Востока. «Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее». Международная научная конференция. Краснодар, 1996
  • Методологические проблемы культурологического изучения музыки Востока. «Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы». Международная научная конференция. Краснодар, 1997
  • Музыкальное востоковедение и педагогическая практика: взгляд в XXI век. «Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура». Международная научная конференция. Краснодар, 2002
  • О числовой символике в инструментальных культурах Древнего Востока. Международная конференция, посвященной 1000-летию со дня рождения Барбада-Душанбе, АН Тадж. ССР, 1990
  • Взаимодействие сельского и городского фольклора в сегодняшнем Азербайджане. Республиканская научная конференция аспирантов «Актуальные проблемы развития культуры и искусства на современном этапе». Л., 1979
  • Мугам и проблемы эстетико-художественного воспитания в сегодняшнем Азербайджане. Всесоюзная конференция аспирантов «Традиционный фольклор и его роль в эстетическом воспитании современного человека». Минск, 1997
  • Азербайджанский мугам как жанр, структура и принцип мышления. Всесоюзная конференция аспирантов «Актуальные проблемы культуры и искусства в свете постановления ЦК КПСС" О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы"». Пермь, 1980
  • Применение системно-этнофонического метода в исследовании инструментального мугама (на примере азербайджанской классической музыки). Первая конференция молодых историков Средней Азии и Казахстана, посвященная 60-летию образования Таджикской ССР и Компартии Таджикистана. Душанбе, 1984
  • К вопросу о применении системно-этнофонического метода в исследовании инструментального мугама. Конференция молодых ученых памяти Горковенко. Л.: ЛИГТМиК, 1986
  • Онтологические аспекты музыкального произведения и педагогическая практика. Межвузовская научно-методическая конференция «Межпредметные связи и преемственность в учебных заведениях культуры и искусства». Душанбе, 1989
  • Методологические аспекты изучения творческого процесса в музыке устной традиции. Всесоюзная научная конференция памяти В. М. Беляева «Традиции и перспективы изучения музыкального фольклора народов СССР». М.: ВНИИ искусствознания, 1990
  • Творческий процесс в классической музыке Востока. Первая Всероссийской конференции по балетоведению. М.: МГК, 1992
  • Музыкально-культурные традиции народов Поволжья и формирование новой концепции музыкального образования (к постановке проблемы). Научная конференция «Культурные традиции этносов Поволжско-уральского региона и проблемы современного образования». М.: ИНПО, 1993
  • Ислам – музыкально-культурные традиции и современное образование в Поволжье. Межреспубликанская научная конференция «Этнокультурные проблемы образования». М.: ИНПО, 1995
  • Внеевропейские культуры как музыковедческая и педагогическая проблема. «Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики» Всероссийская научная конференция. Краснодар, 1997
  • К вопросу о сущности и типологии нотаций в музыке Азии. II научная конференция «Музыка народов мира: проблемы изучения». М., МГК, 2005

 

Педагогическая деятельность:

В 1977 г. преподавала в Дальневосточном педагогическом институте искусств (преподаватель кафедры теории музыки). В 1982–1991 гг. преподавала в Таджикском институте искусств (с 1987 г. – доцент).

В 1991-1995 гг. ведущий научный сотрудник лаборатории теоретических проблем национальной культуры Института национальных проблем образования Министерства образования РФ.

С 1992 г. доцент кафедры музыкальных культур мира Московской консерватории, с 1995 г. – кафедры истории зарубежной музыки, с 1997 г. – профессор. Ведет курсы музыкальной культуры Ближнего и Среднего Востока (с 1992 г.), истории зарубежной музыки, истории внеевропейских музыкальных культур (с 1996 г.).

Учебные курсы, мастер-классы:

  • История внеевропейских музыкальных культур
  • История зарубежной музыки
  • Современная музыка стран Азии
  • Внеевропейские традиции в музыке ХХ века
  • Музыкальный театр Азии; Музыкальные культуры древнего мира
  • Музыка в психологических практиках мира
  • Внеевропейская композиция
  • Музыкальная культура БСВ
  • Музыкальные инструменты в культуре стран Азии

Мастер-классы по указанным учебным и авторским курсам:

  • Ленинградская государственная консерватория (1982, 1983)
  • Казанская государственная консерватория (1996)
  • Петрозаводская государственная консерватория (1998)
  • Краснодарская академия культуры и искусства (1995, 1996, 1998, 2002, 2003-2006)

Ученики:

Среди учеников – свыше 20 дипломников, 5 кандидатов искусствоведения:

  • Г. Бадмаева («Традиционная музыка калмыков в контексте культур Центральной Азии», 2001)
  • И. Большакова («Музыкальная культура Самары середины XIX – 30-х годов ХХ века», 1997 (руководство совместно с Дж. К. Михайловым)
  • И. Влаева-Стоянова (Болгария) «Классическая инструментальная музыка северной Индии (Хиндустани): проблемы истории и теории», 1997 (руководство совместно с Дж. К. Михайловым)
  • Т. Сергеева («Проблема синтеза европейских и восточных музыкальных традиций в культуре средневековой Андалусии», 1997)
  • Пак Кюн Син (Республика Корея) («Музыкальная культура Древней и Средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сом Хёна “Ахках Квебом” (“Основы науки о музыке”) XV в.» (руководство совместно с Ю. Н. Холоповым), 2004)

Дипломные работы защитили: Г. Аксёнова, О. Безнощенко, И. Бобровская, В. Загибалова, М. Каршигиева, Ю. Ледянкина, Л. Марфина, Т. Новомодная, Г. Павлюк, Г. Ребриева, Н. Сичинава, Л. Филиппова, Г. Шерстюк, Т. Будаева.

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор более 100 научных работ общим объемом около 150 п. л. (включая монографии, статьи, программы учебных курсов, методические пособия), опубликованных в России, Ливане, Израиле и других странах.   Среди публикаций:

  • Творческий процесс в классической музыке Востока. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.: МГК им. Чайковского, 1994
  • Проблемы формообразования в азербайджанских инструментальных мугамных импровизациях. Диссертация на соискание ученой степени канд. иск. Л.: ЛГИТМиК, 1981
  • Ислам – музыкальная культура и современное образование в России. Монография. М.: Хронограф, 1997
  • К проблеме влияния крупных вокально-инструментальных композиций на формирование собственно песенных жанров // Народная песня. Проблемы изучения. Л., 1983
  • Влияние особенностей инструмента на композицию азербайджанских мугамов (к вопросу о методике органологического исследования) // Методы изучения фольклора. Л.: ЛГИТМиК, 1983
  • Композиторская молодежь Таджикистана // Композиторы Таджикистана. Справочник. Душанбе, 1987
  • Внеевропейские музыкальные культуры и джаз в учебных курсах. Методическая разработка. Душанбе, 1988
  • Актуальные проблемы преподавания музыкально-исторических и теоретических дисциплин: Сб. ст. Редакция, составление. Душанбе: ТГИИ им. М. Турсун-заде, 1991
  • К вопросу о типологии творческого процесса (Сравнительное изучение на материале Шашмакома – Бухарский цикл и мугама – Апшеронская традиция) // Исторические взаимосвязи музыкальных культур. СПб.: Ленинградская гос. консерватория, 1992
  • Теоретические проблемы творческого процесса в Макомате // Музыка: Творчество, исполнение, восприятие. М.: МГК, 1992
  • Ислам и музыкально-культурные традиции народов Поволжья // Этнографическое обозрение. 1996. № 2  
  • Арабские музыкальные традиции в мусульманских культурах России и стран СНГ // Арабский мир. 1995. № 24 
  • Ислам и музыка на Северном Кавказе // Кубань. Информационная культура. 1996. № 4  
  • Nison Shaulov: A Master Musician // Orbis Musicae. Vol. X1. Tel-Aviv University, 1993/94
  • Музыка в религиях Древнего Египта // Религии мира: Энциклопедия. М.: Аванта-плюс, 1997
  • Музыка в исламе // Там же 
  • Лекции по музыке в мировой художественной культуре: Учебное пособие. Вып. 1. М., Институт национальных проблем образования МО РФ, 1998
  • История внеевропейских музыкальных культур эпохи древности и Средневековья: Методическое пособие. М.: КИЗМ МГК, 1998
  • Программа по истории мировой культуры. Часть 1. Художественная культура Западной Европы (до конца XIX века). Культуры стран Азии и Латинской Америки. М. (ИБП), 1998
  • История внеевропейских музыкальных культур. Программа курса. Авторство разделов, редактор-составитель. МГК, 2002
  • К проблеме символа в классической музыке БСВ // Памяти Р. И. Грубера. Материалы. Воспоминания. Исследования. М.: МГК, 2003
  • Сринг, Тар, Уд // Музыкальная энциклопедия. Т. 5, М.: СЭ, 1981
  • Танбур. Программа для отделений восточной музыки и народных инструментов по специальности № 2203 «Народные инструменты» // Душанбе: ТГИИ им. М. Турсун-заде, 1986 (научная редакция)
  • Ашуг, Балабан, Дастгях // Музыкально-энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1995. С. 47, 50, 163
  • Опера в Иране
  • Опера в Турции
  • Опера в арабских странах // Опера: Энциклопедический словарь
  • Музыкальная культура Алжира // Алжир: Справочник. М.: Восточная литература, 1997
  • Внеевропейские музыкальные культуры в ХХ веке: По следам статьи В. Дж. Конен. М.: МГК, 2002
  • Музыкальная культура Азии и Северной Африки // История зарубежной музыки. ХХ век. М., 2005
  • К проблеме символа в классической музыке Востока // Памяти Романа Ильича Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания. Вып. 1. М., 2008
  • О типологии и сущностных чертах традиционных нотаций Азии // Музыка народов мира: проблемы изучения. Вып. 1. М., 2008)
  • Музыкальные традиции праздника Маулид у российских мусульман // Музыка народов мира: проблемы изучения. Вып. 1. М., 2008

Автор методических разработок «Внеевропейские музыкальные культуры и джаз в учебных курсах» (Душанбе, 1998), «История внеевропейских музыкальных культур» (М., 1998). Редактор-составитель и один из авторов Программы «История внеевропейских музыкальных культур» (Казань, 2006), сборника материалов научных конференций «Музыка народов мира: проблемы изучения. Вып. 1» (М., 2008).
 

Контактный e-mail: violetta_yunusov@mail.ru