Насонов
Роман Александрович

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Насонов<br /> Роман Александрович

Родился в городе Воронеже. В 1986 году, по окончании школы, поступил в Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (фортепианное отделение, класс В. М. Хорошиной).

В 1990 году поступил на теоретико – композиторский факультет Московской консерватории, который окончил в 1994  году написанием двух дипломных работ: «Музыкально – историческая концепция Афанасия Кирхера и становление музыкально – исторического сознания Нового времени» (научный руководитель — М. А. Сапонов) и «“Патетическая музыка” и её место в музыкально – теоретической системе Афанасия Кирхера» (научный руководитель — Ю. Н. Холопов).

В 1994–1996 годах учился в аспирантуре консерватории. В 1996 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения на тему: «“Универсальная музургия” Афанасия Кирхера. Музыкальная наука в контексте музыкальной практики раннего Барокко» (научные руководители — М. А. Сапонов и Ю. Н. Холопов).

Член Редакционно – издательского совета консерватории (с 2011 года). Научный руководитель Студенческого научно­-творческого общества (с 2014 года).

Организатор ряда научных конфренций и фестивалей, в том числе Майского фестиваля старинной музыки в Московской консерватории (1999) и приуроченной к фестивалю научно – практической конференции «Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция» (1999), Международной научной конференции «Музыка Италии: от Ренессанса к Новому времени» (2011), Международной научной конференции «Закадровое искусство: история и теория киномузыки» (2012), Международной научной конференции «Старинная немецкая музыка и современная исполнительская практика» (2012), Международной научной конференции с концертами «От Тавернера — к Тавенеру: Пять столетий английской духовной музыки» (2014), Всероссийской научной конференции «Духовная музыка в XX и в XXI веках: традиции и новаторство» (в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Традиция и новации: культура, общество, личность», 2016). Всероссийской научной конференции «Русское религиозное искусство XX века: до и после 1917 года» (в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917–2017: уроки столетия»).

Повышение квалификации

Актуальные проблемы современного музыкального искусства (72 часа) / с 6 июня по 15 июня 2016 года в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского на факультете повышения квалификации. Удостоверение о повышении квалификации № 770400062855. Регистрационный номер 533. Дата выдачи — 15.06.2016.
 

Педагогическая деятельность:

Педагогическая деятельность Насонова началась в 1994 году в Московском физико – техническом институте, в качестве ассистента профессора Т. В. Чередниченко (курс «Музыка в истории культуры»). 1996–1999 годах Насонов работал преподавателем, а затем — старшим преподавателем в Государственной еврейской академии им. Маймонида (курсы сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных произведений и истории зарубежной музыки).

Одновременно с 1996 года Насонов работает на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории. В 2000 году был принят в штат консерватории. С 2001 года — доцент (аттестат 2004 г.).

На кафедре истории зарубежной музыки Насонов читает курс истории зарубежной музыки на исполнительских факультетах и отдельные лекции в рамках спецкурса у студентов историко – теоретического факультета.С 1996 года ведёт дипломный класс, с 2005 года — аспирантский.

С 1998 года Насонов работает на факультете журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, где читает лекционные курсы «Основы теории искусства (музыка)», «Музыка в системе массовых коммуникаций», ведет спецкурсы и спецсеминары, руководит написанием курсовых и дипломных работ. Автор цикла передач «Магия музыки» на телеканале «Просвещение» (2010–2012), постоянный участник просветительских программ, посвященных старинной и духовной музыке, на радиостанции «Радио России». Выступает с публичными просветительскими лекциями по истории музыкального искусства.


Ученики:

Кандидатские диссертации, защищенные под руководством Насонова

  • Д. Ю. Голдобин. Интабуляция вокальной полифонии в инструментальной музыке Возрождения и раннего Барокко. М., МГК, 2008.
  • Д. И. Волов. Оратории Генделя на христианские сюжеты: жанровая природа и национальные традиции. М., МГК, 2012.
  • М. Н. Блажевич.  Числовая  символика  в  музыкальной  теории  и  практике  XVII века  (на  материале немецкой органно-клавирной музыки). Казань, КГК, 2012.
  • С. С. Гандилян. Иоганн Якоб Фробергер и его клавирная музыка. М., МГК, 2012.
  • Н. В. Донцева. Творчество Б. А. Циммермана: музыка и слово. М., МГК, 2012.
  • Е. Ю. Антоненко. Духовная музыка Бальдассаре Галуппи: вопросы изучения и исполнения. М., МГК, 2013
  • К. Н. Рычков. Музыка в современном коммерческом кинематографе США: проблемы истории и теории. М., МГК, 2013
  • В. П. Бойкова. Расширенные исполнительские техники в творчестве Зигфрида Пальма: путь к новому виолончельному искусству. М., МГК, 2014
  • Я. И. Тимофеев. Стравинский и «Хованщина» в редакции Дягилева. Опыт источниковедческого и исторического исследования. М., МГК, 2014
  • А. Ю. Великовский. «Гольдберг­-вариации» (Aria mit verschiedenen Verænderungen) в контексте позднего творчества И. С. Баха. М., МГК, 2014
  • В. А. Жданов. Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века. М., МГК, 2015
  • К. А. Ноговицына. Светский вокально-инструментальный концерт в творчестве Бьяджо Марини и его североитальянских современников. М., МГК, 2016.

Дипломные работы

  • Ю. Попов «К истории музыкальных воплощений текстов заупокойных песнопений (от Окегема до раннего Барокко)» (1997)
  • Ю. Литвинова «Флорентийские интермедии в контексте гуманистического театра зрелого и позднего Возрождения» (2004)
  • Н. Донцева «Слово о музыке и слово в музыке Бернда Алоиза Циммермана» (2005)
  • Е. Колокольникова «Музыкальная жизнь Вестминстерского аббатства эпохи Барокко» (2006)
  • А. Хомутова «Сэр Майкл Типпет и его время» (2006)
  • П. Захарова «Духовные основы музыки Иоганнеса Брамса» (2007)
  • В. Новичкова «Западноевропейский литургический музыкальный театр XII-XIII веков: проблемы стилистики и поэтики» (2007)
  • О. Геро «Вокально-инструментальная музыка Дитриха Букстехуде в духовном контексте его времени» (2008)
  • С. Гандилян «Иоганн Якоб Фробергер и его клавирная музыка» (2009)
  • К. Ноговицына «Бьяджо Марини и его инструментальное творчество» (2009)
  • К. Рычков «Композитор Джон Уильямс: знаменитый и неизвестный» (2009)
  • А. Великовский «Гольдберг-вариации Иоганна Себастьяна Баха» (2010)
  • Я. Тимофеев «Пародии Игоря Стравинского: транскрипции чужих сочинений» (2010)
  • Е. Данилова «Песнь Богородицы в творчестве Иоганна Себастьяна Баха» (2011)
  • Н. Игнатьева «Мантуанский придворный театр во времена Винченцо I Гонзага (Пасторальная трагикомедия «Верный пастух» и музыка на ее тексты)» (2011)
  • А. Ракитина «Романсы С. В. Рахманинова: типология, поэтика, эволюция стиля» (2012)
  • В. Иванова.  Оратория  «Триумф  Времени  и  Правды»  в  контексте  творчества  Георга  Фридриха Генделя (2013)
  • А. Филиппова. «Страсти по Луке BWV 246: исторический казус и художественный феномен» (2014)
  • К. Заморникова. Творчество Себастьяна Дурона в истории испанской духовной музыки эпохи Барокко (2015)

Научные труды. Издания. Публикации:

Научные интересы Насонова связаны с такими областями музыковедения, как история духовной музыки, история западноевропейской музыкальной теории, музыкальная историография и музыкальная поэтика Ренессанса и барокко, проблемы аутентичного исполнительства, история музыкального театра и киномузыки. Автор более 50 опубликованных научных и научно – методических работ, статей в Православной энциклопедии и в Большой российской энциклопедии, переводов трудов иностранных авторов (с английского и с немецкого языков), аннотаций к компакт – дискам; в их числе:

  • Как я не стал «нашим», или Беседы о проблемах композиторского образования // Музыкальная академия. 1993. № 4. С. 60–64.
  • Парадоксы Эйлера // Музыкальная академия. 1995. № 1. С. 140–150. (в т. ч. перевод фрагментов трактата)
  • Мифы А. Ф. Лосева в контексте российской истории ХХ века: опыт прочтения // Страницы: журнал Библейско-богословского института св. апостола Андрея. Том 3 (1998). Вып. 3. С. 359–376.
  • Музыкальная культура Барокко // Искусство. 1998. №№ 37–38 (109–110).
  • Музыкальная жизнь Рима середины XVII века сквозь призму теоретического трактата // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция: материалы научно-практической конференции / Сост. и ред. Р. А. Насонов, М. Л. Насонова. М., 1999. С. 157–165.
  • Русское/Немецкое. К проблеме культурно-исторического перевода // Литературоведение как проблема / Глав. ред. Т. А. Касаткина. М.: Наследие, 2001. С. 162–179. (Труды Научного совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре». Памяти Александра Викторовича Михайлова посвящается)
  • Прелюдийные жанры и становление клавирной композиции (2-я половина XVI–XVII вв.) // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения): сборник статей / Ред.-сост. В. С. Ценова. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2003. С. 114–123. (в соавт. с М. Л. Насоновой)
  • Путь Спасения, пройденный с И. С. Бахом (осмысление евангельского текста в «Страстях по Иоанну») // Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И. С. Баха: сборник статей / Ред. коллегия: М. А. Сапонов, К. В. Зенкин, М. В. Воинова (ред.-сост.). М.: Московская консерватория, 2006. С.  64–80. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, 56)
  • Категория стиля в западной музыкальной историографии ХХ века //ХХ век и история музыки. Проблемы стилеобразования: сборник статей / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: Государственный институт искусствознания, 2006. С. 171–185.
  • Поэтика последних комических опер Моцарта (двойной портрет) // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: сб. тр. по материалам конф. 30 окт.–1 ноября 2007 / Ответственный редактор Т. И. Науменко. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. С. 211–232. (в соавт. с Я. И. Тимофеевым)
  • «Ода Пиндара» Афанасия Кирхера: научная достоверность и историческое сознание // Памяти Романа Ильича Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания. Вып. 1 / Ред. коллегия: А. С. Алпатова, Р. А. Насонов, М. А. Сапонов, В. Н. Юнусова (ред.-сост.). М.: Московская консерватория, 2008. С. 124–137.
  • Thema & Subiectum (Основополагающие понятия музыкальной поэтики раннего Барокко в трактате А. Кирхера «Универсальная музургия») // Памяти Романа Ильича Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания. Вып. 1 / Ред. коллегия: А. С. Алпатова, Р. А. Насонов, М. А. Сапонов, В. Н. Юнусова (ред.-сост.). М.: Московская консерватория, 2008. С. 161–205.
  • Живая музыка на мертвом языке. Заметки об искусстве Палестрины ab ovo // Слово и музыка. Вып. 2 / Ред.-сост.: Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М.: Московская консерватория, 2008. С. 150–179.
  • Полемика И. Кунау с А. Кирхером: видимый повод и скрытые причины // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М.: Московская консерватория, 2008. С. 74–90.
  • Теория аффектов Афанасия Кирхера: тройка, восьмерка и бесконечность // PAX SONORIS: история и современность» (Памяти М. А. Этингера): научный журнал. Вып. III. Астрахань, 2008. С. 44–51.
  • Музыкальная риторика Афанасия Кирхера: к истории «готовых слов» // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: сборник статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории / Глав. ред. Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань, 2009. С. 115–121.
  • Кому и о чем поют «Аллилуйя»? (Христианская вера в оратории Г. Ф. Генделя) // Музыкальное искусство: история и современность: сборник научных статей к 40-летию Астраханской государственной консерватории / Глав. ред. Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань, 2009. С. 5–10.
  • Два взгляда на Младенца Христа (история Рождества в интерпретации Х. Шютца и И. С. Баха). Очерк Первый. «…я возвещаю вам великую радость». Очерк Второй. «Как мне принять Тебя?» // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1. С. 118–136; № 2. С. 52–73; № 3. С. 21–56.
  • Dies illa: мотив «кары Божьей» в двух шедеврах В. А. Моцарта // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 1. С. 36–60.
  • Барочная программность в музыке И. Я. Фробергера(в соавторстве с С. С. Гандилян Памяти Романа ИльичаГрубера. В мире истории музыки: Статьи. Исследования.Переписка ред.-сост.В. Н. Юнусова. М. : Московская консерватория, 2012. С.55–93.
  • Непредсказуемый Сапонов // Musiqi Dünyasi. 1/50. 2012. С. 59–63.
  • «По следам народной веры» («Сказание о невидимом граде Китеже  и девеФевронии Н. А. Римского-Корсакова и «Свадебка» И. Ф. Стравинского)// Научный вестник Московской консерватории. 2012. №3. С. 121–135.
  • Загадка  «Иеффая»  (о  шедевре  Дж. Кариссими  в  свете  учения  А. Кирхера  о  «патетической  музыке») //  Научный  вестник  Московской  консерватории.  2013.  № 1.  С. 128–153.
  • Музыкальная  риторика  Иоганна  Иоахима  Кванца //  Научный  вестник  Московской  консерватории. 2013. № 1. С. 162–168.
  • Беспокойный космополит или классик северонемецкой музыки? Фигура Каспара Фёрстера Младшего (1616–1673) в зеркале исторических свидетельств и современных научных исследований // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 3. С. 62–91 (в соавторстве с В. А. Ждановым)
  • От Тавернера — к Тавенеру: Пять столетий английской духовной музыки. М.: МГК, 2014 (материалы буклета к Международной научной конференции с концертами)
  • «Второе рождение» оперы // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. К 70­-летию Российской академии музыки им. Гнесиных: Материалы Международной научной конференции 14 ­— 17 октября 2014 года / редколлегия: Т. И. Науменко, И. П. Сусидко. М.: ПРОБЕЛ-­2000, 2015. С. 221–­235
  • «Злые боги» (О внемузыкальных аспектах оперной реформы К. В. Глюка) // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 2. С. 150–155
  • Восьмое слово Христа (о духовном смысле эхо­-арии Flößt, mein Heiland из «Рождественской оратории» Баха) // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 4. С. 216–225
  • Музыка как «феосис» (о религиозной концепции Джона Тавенера) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 3 (вышел в свет в 2016 г.). С. 72–85.
  • О немецких предках симфониургии // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова: сб. ст. / Редакционная коллегия: К. В. Зенкин, М. И. Катунян, А. С. Соколов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 179–201.
  • Позиция Дж. М. Артузи в споре о второй практике: ценности и интересы (в соавт. с Н. С. Игнатьевой) // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 2 (25). (Входит в список изданий, рекомендованных ВАК). С. 84–107.
  • Непредсказуемый Сапонов? // Из истории школ Московской консерватории: Материалы конгрессов Общества теории музыки. Вып. 1. / Ред.-сост.: А. А. Амрахова, К. В. Зенкин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 140–152.
  • К теологии бедер Венеры: о «Тангейзере», религии Вартбурга и Вартбургском кинофестивале // Опера в музыкальном театре: история и современность: Материалы Международной научной конференции 12–14 октября 2014 г. Сборник статей / Сост. И.П. Сусидко. М.: РАМ им. Гнесиных, ГИИ, 2016.
  • Восьмое слово Христа. О духовном смысле арии с эхо «Flößt, mein Heiland» из «Рождественской оратории» Баха / Das achte Wort Jesu Über den geistlichen Sinn der Echo-Arie „Flößt, mein Heiland“ aus dem “Weihnachtsoratorium“ von J. S. Bach // Иоганн Себастьян Бах и музыкальная практика немецкого барокко / J. S. Bach und die Musikalische Praxis des Deutschen Barock / ред.-сост. О. В. Геро, Р. А. Насонов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 264–279.
  • Дирксен П. Кантата «Erfreute Zeit im neuen Bunde» BWV 83 и роль скрипки в кантатах первого лейпцигского годового цикла И. С. Баха / пер. с нем. Р. А. Насонова // Иоганн Себастьян Бах и музыкальная практика немецкого барокко / J. S. Bach und die Musikalische Praxis des Deutschen Barock / ред.-сост. О. В. Геро, Р. А. Насонов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 209–228.
  • Крест и Перекресток Шёнберга // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора: Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2015 года / сост. Л. Л. Гервер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 127–157.

Контактный e-mail: mnassonova@mail.ru

Кандидат искусствоведения
Преподаватель

Кандидат искусствоведения


Концерты


23
СЕН
2020

«Туманный Альбион»

Все концерты»

События


Фестиваль «Froberger fest»

19 ноября 2016 г.

Все события»

Учителя


Юрий Холопов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

все записи »