Родилась в г. Москве. В 2004 г. окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (педагог — И. М. Усова) и в 2009 г. Московскую государственную консерваторию (профессор — В. В. Суханов) по классу хорового дирижирования. В 2012 г. окончила аспирантуру историко-теоретического факультета Московской консерватории (научный руководитель — доцент Р. А. Насонов). В 2010 г. выиграла конкурс на стипендию ДААД, позволившую ей стажироваться в Германии: сначала в Высшей школе музыки и театра им. Ф. Мендельсона-Бартольди в Лейпциге, затем в Высшей школе музыки и танца в Кельне в классе профессора М. Крида. В 2013 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения».
Екатерина принимала активное участие в мастер-классах Фридера Берниуса (2010, Дания), Марка Минковского (2011, Франция), Ханса-Кристофа Радемана («Баховская академия» 2013, Германия). Является лауреатом VI Международного конкурса молодых хоровых дирижеров (Венгрия, 2011). Стипендиат фонда «Noel Minet Fund» 2011 года.
В 2006 г. основала вокальный ансамбль «INTRADA», художественным руководителем и дирижером которого является по сей день. Вокальный ансамбль, специализирующийся на исполнении старинной музыки, ведет активную концертную деятельность. Коллектив выступил с концертами в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга — Концертном зале им. П. И. Чайковского Московской Государственной филармонии, Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской Государственной Консерватории, Концертном зале Мариинского театра и Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, Светлановском и Камерном залах Московского Дома Музыки. Подробнее на www.intrada-ensemble.ru
По инициативе Е. Ю. Антоненко в Московской консерватории прошли мастер-классы П. Филлипса (2008, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014), Ф. Берниуса (2015), В. Дюместра (2015), П. Ноймана (2012), М. Чанса (2007), Э. Керкби (2008) и Д. Йорк (2014).
Екатерина регулярно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами. В 2011 году по приглашению Питера Филлипса дирижировала знаменитым ансамблем «The Tallis Scholars» в Christ Church Cathedral в Оксфорде. В составе Кельнского камерного хора под руководством П. Ноймана гастролировала во Франции, Норвегии и Германии. Дирижировала Штутгартским камерным хором в концерте 31 июля 2014 г. в Вэзон-ля-Ромэн (Франция). В 2015 г. ассистировала в работе над сочинением «Стихи покаянные» А. Шнитке Камерного хора РИАС (Берлин) под руководством Ханса-Кристофа Радемана. В сентябре 2015 г. приглашена подготовить Дрезденский камерный хор для выступления на фестивале «Wratislawia Cantans» (Вроцлав, Польша) под управлением Пола Гудвина (Великобритания).
C 2012 г. — преподаватель кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории («История хоровой литературы», «Чтение хоровых партитур»), а с 2014 г. — кафедры истории и теории исполнительского искусства («Основы интерпретации старинной вокальной музыки»).
Концертная деятельность:
Художественный руководитель вокального ансамбля «INTRADA», регулярно выступающего с концертами в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга — Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской Государственной Консерватории, Концертном зале Мариинского театра и Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале им. П. И. Чайковского Московской Государственной филармонии, Светлановском и Камерном залах Московского Дома Музыки.
Вокальный ансамбль «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко ― московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличают не только высокий профессиональный уровень, но и свой узнаваемый исполнительский стиль.
«Intrada» регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, такими как Государственный Академический Симфонический Оркестр России и Владимир Юровский, «The Tallis Scholars» и Питер Филлипс, Российский Национальный Оркестр и Михаил Плетнев, ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, «Lе Poème Harmonique» и Венсан Дюместр, Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Большой симфонический оркестр России, Государственный академический камерный оркестр России и Алексей Уткин, Московский камерный оркестр «Musica viva» и Александр Рудин, Фридер Берниус, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман и др. Коллектив с успехом представлял нашу страну на европейских музыкальных фестивалях, в частности, в сентябре 2015 года в знаменитой Дрезденской Дворцовой Капелле состоялся концерт ансамбля в рамках крупного международного форума «Dresdner Kunstfest», а в сентябре 2016 года ансамбль выступил на Интернациональном конгрессе хоровых дирижеров в Париже и на Международном фестивале «Musikfest Erzgebirge».
Вокальный ансамбль «Intrada» неоднократно принимал участие в изысканном фестивале камерной музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», дебютировав здесь в 2011 году. В 2015 году в рамках фестиваля «Декабрьские вечера» коллектив выступил совместно с Юлией Лежневой и оркестром «Il Giardino Armonico» под управлением Джованни Антонини, в 2016 ― с Венсаном Дюместром и его ансмблем «Lе Poème Harmonique». «Intrada» также принимает участие в фестивалях «Earlymusic» в Санкт-Петербурге, «Посольские дары» в Музеях Московского Кремля, фестивале камерной музыки «Возвращение», Московском Рождественском фестивале.
Вокальный ансамбль «Intrada» принял участие в концертном исполнении оперы Г. Ф. Генделя «Геркулес» вместе с Анн Халленберг и Люси Кроу под управлением Кристофера Мулдса (2013), оперы «Орфей и Эвридика» Х. В. Глюка в парижской версии 1774 года вместе с Колином Ли и Деборой Йорк под управлением Уильяма Лейси (2014), оперы «Альцина» Генделя вместе с Ингой Кална, Вивикой Жено и Бенджамином Хьюлеттом под управлением Федерико Мария Сарделли (2015) и оперы Моцарта «Милосердие Тита» вместе с Анной Бонитатибус под управлением Стефано Монтанари (2015) в Концертном зале им. П. И. Чайковского.
Молодой коллектив уже успел стать участником художественных событий «на высшем уровне». Так, в 2011 году музыканты выступили на церемонии вручения Валерию Гергиеву премии «Montblanc de la Culture», наряду с Денисом Мацуевым и оркестром «Musica viva».
Программы коллектива неизменно отличает просветительская направленность. К 330-летию со дня рождения И. С. Баха в июне 2015 года вокальный ансамбль «Intrada» исполнил все мотеты гения немецкого барокко под управлением Фридера Берниуса. В октябре 2015 года состоялись два концерта коллектива совместно со знаменитым ансамблем старинной музыки «Lе Poème Harmonique» под управлением Венсана Дюместра, познакомившие московскую публику с шедеврами французской и итальянской музыки раннего барокко.
Коллектив также осуществляет российские премьеры сочинений XX века, среди которых российская премьера мессы для двойного хора а капелла Ф. Мартена и московская премьера сочинения Дэвида Лэнга «Страсти по девочке со спичками». В 2014 году вокальный ансамбль «Intrada» и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти сэра Джона Тавенера: на заключительном концерте фестиваля в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение «Requiem Fragments» Тавенера при участии ансамблей «The Tallis Scholars», «Intrada» и сопрано Юлии Лежневой.
Записи концертов вокального ансамбля «Intrada» транслировались телеканалом «Культура», Радио «Орфей», Радио России, радиостанциями «Культура», «Свобода», «Говорит Москва» и «Голос России».
Подробнее на www.intrada-ensemble.ru
Публикации об этом педагоге:
Е. Рагозина Царские дары раннего барокко / газета «Вечерняя Москва», 13 октября 2015 года;
П. Поспелов Два сапога пара / газета «Ведомости», № 3936, 12 октября 2015 года;
А. Матусевич Барочное чародейство «Альцины» / газета «Играем с начала», 31 марта 2015 года;
И. Шымчак Весенние зарисовки на фоне «Нельсон-мессы» Гайдна / «Музыкальный клондайк», март 2015 года;
И. Корябин «Musica Viva» и Александр Рудин подружились с оперой Бетховена. «Фиделио» в КЗЧ / портал OperaNews.ru, 23 марта 2015 года;
Л. Кириллина Магия «Альцины» / журнал «Музыкальная жизнь», № 2, 2015 год. С. 4–5;
И. Корябин Непотопляемый континент оперы Генделя. На концертном исполнении «Альцины» Генделя в Москве / портал Belcanto.ru, 27 января 2015 года;
В. Ойвин Антивоенное «Возвращение 2015» / портал Belcanto.ru, 27 января 2015 года;
М. Жилкина Опера Генделя как повод помечтать. Концертная «Альцина» в КЗЧ / портал OperaNews.ru, 26 января 2015 года;
Ю. Бедерова Неистовый рай. «Альцина» Генделя в Московской филармонии / газета «Коммерсант», 20 января 2015 года;
П. Поспелов Власть и креатив / газета «Ведомости», № 3752, 19 января 2015 года;
Е. Бирюкова «Альцина» в зале Чайковского. Остров генделевских грез становится все менее недоступным / Colta.ru, 19 января 2015 года;
М. Крылова Волшебница в любви. В опере восемнадцатого века бушуют современные страсти / газета «Новые известия», 19 января 2015 года;
Н. Зимянина Ангельская Юлия / журнал «Алеф», ноябрь 2014 года;
И. Корябин Красота спасения / газета «Играем с начала», 25 ноября 2014 года;
И. Корябин «Последние страдания Спасителя». Российская премьера страстной кантаты Карла Филиппа Эмануэля Баха / портал OperaNews.ru, 3 ноября 2014 года;
Ф. Чельцов Чисто английское отражение / газета «Играем с начала», 28 октября 2014 года;
В. Предлогов Назад в будущее / портал Belcanto.ru, 30 октября 2014 года;
Л. Сундукова Ученики Таллиса / газета «Российский музыкант», приложение «Трибуна молодого журналиста», октябрь 2014 года;
Е. Никифорова Искусство Джона Тавенера в Москве / газета «Российский музыкант», октябрь 2014 года;
П. Поспелов В Консерватории спели Джона Тавенера и Джона Тавернера / газета «Ведомости», 25 сентября 2014 года;
И. Корябин Орфей спел тенором / газета «Играем с начала», 16 июня 2014 года;
М. Жилкина Орфей в Москве: Колин Ли на сцене зала Чайковского / портал OperaNews.ru / Все об опере, 2 июня 2014 года;
В. Предлогов Колин Ли и оркестр-трансформер / портал Belcanto.ru, 29 мая 2014 года;
П. Поспелов «Орфей» Глюка прозвучал как написан / газета «Ведомости», 29 мая 2014 года;
Е. Бычкова … и ангелы спустились с неба / RZN.TV
Ансамбль «Интрада» познакомил рязанцев с шедеврами старинной музыки / Рязанское информационное агентство «7 новостей», 9 апреля 2014 года;
Е. Черненко Рязанцы смогли услышать шедевры классических духовных гимнов / Комсомольская правда (Рязань), 9 апреля 2014 года;
С. Мураталиева Для знатоков и любителей / газета «Российский музыкант», № 4 (1315), апрель 2014;
П. Поспелов Новая норма: Петер Нойман исполнил Реквием Моцарта / газета «Ведомости», 13 февраля 2014 года;
В. Ойвин Хвалебные песни И. С. Баха и Ф. Мендельсона в КЗЧ / портал NEWSmuz.com, 6 января 2014 года;
В. Ойвин Ансамбль «Intrada»: немного истории и сегодняшний день / портал classicalmusicnews.ru, 15 декабря 2013 года;
В. Ойвин Ансамбль «Intrada»: немного истории и сегодняшний день / журнал Classica.FM, 14 декабря 2013 года;
М. Крылова С мыслью о Рождестве: Бах, Мендельсон и Бетховен звучат в Концертном зале им. Чайковского / газета RBKdaily, 13 декабря 2013 года;
В. Ойвин Госоркестр России почтил память Е.Ф. Светланова / журнал Classica.FM, 26 сентября 2013 года;
Е. Бирюкова Любовное безумие в хорошем разрешении / Colta.ru, 11 сентября 2013 года;
M. Dippold Lernen unter Luxusbegingungen / Stuttgarter Zeitung, № 201, 30 August 2013 года;
Екатерина Антоненко в гостях у Алексея Парина в передаче «И музыка, и слово» на Радио «Орфей»: «Я уверена, что хоровое пение в России может быть очень сильным…» http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4369/
И. Корябин «Ацис и Галатея»: ничего, кроме музыки / газета «Играем с начала», № 6 (июнь) 2013 года;
И. Корябин «Оберон», или волшебство без прикрас / газета «Играем с начала», № 6 (июнь) 2013 года;
И. Корябин «Ацис и Галатея» вместо «Израиля в Египте» / портал OperaNews.ru, 16 апреля 2013 года;
М. Жилкина Достойная оправа веберовскому бриллианту. Московская премьера «Оберона» / портал OperaNews.ru / Все об опере, 31 марта 2013 года;
Е. Кривицкая Драгоценности от «Musica viva» / газета «Культура», 27 марта 2013 года;
П. Поспелов «Оберон» на концертной сцене: забытый рог / газета «Ведомости», 26 марта 2013 года;
В. Предлогов Долги наши. В Москве наконец-то прозвучал «Оберон» / портал Belcanto.ru, 26 марта 2013 года;
Е. Бирюкова В Концертном зале им. Чайковского исполнили оперу Вебера «Оберон» / газета «РБК daily», 25 марта 2013 года;
Е. Мусаелян Екатерина Антоненко: «Хороший дирижер всегда отпускает раньше назначенного времени или вовремя» / Colta.ru, 22 марта 2013 года;
А. Митина «Лауда» для ансамбля «Intrada» / «Музыка и время», № 2, 2013;
А. Матусевич «Блеск и нищета многословия». В Концертном зале имени Чайковского состоялась российская премьера «Геркулеса» Генделя: 268 лет спустя после создания / журнал «Музыкальная жизнь» № 2, 2013;
Е. Бирюкова Оперы разные нужны, оперы всякие важны / Colta.ru, 22 января 2013 года;
А. Курмачев «Геркулес» покоряет Москву / портал OperaNews.ru, 22 января 2013 года;
М. Крылова Ошибки ревности. В столице впервые исполнили ораторию Генделя «Геркулес» / газета «Новые известия», 21 января 2013 года;
И. Корябин «Геркулес» Генделя впервые прозвучал в России / портал Belcanto.ru, 18 января 2013 года;
C. Ходнев Пособие по ревности. Российская премьера «Геркулеса» Генделя в Московской филармонии / газета «Коммерсант», № 8 (5039), 18 января 2013 года;
И. Корябин Минин и Пожарский вошли в Дом музыки / портал Belcanto.ru, 19 ноября 2012 года;
C. Ходнев «Минин и Пожарский» Дегтярева в Доме музыки / газета «Коммерсант», № 210 (4995), 7 ноября 2012 года;
Е. Кривицкая Музыку Ренессанса исполнять трудно / газета «Культура» № 4 (7803), 10 февраля 2012 года;
М. Хромова В эпоху Ренессанса пригласил московских меломанов ансамбль «Интрада» под управлением Питера Филлипса / ИТАР-ТАСС КУЛЬТУРА, 7 февраля 2012 года;
В. Иванова Музыка Возрождения улучшает настроение и здоровье / газета «Известия», 6 февраля 2012 года;
К. Юстов Питер Филлипс и «Интрада»: вокальная музыка эпохи Ренессанса / журнал «Stereo&Video» № 202, декабрь 2011 года;
М. Жилкина Юдифь обезглавила Олоферна в Москве / портал OperaNews.ru, 6 ноября 2011 года;
Г. Лыжов Диалоги мастеров — древних и новых / журнал «Музыковедение» № 5, май 2011 года;
So you want to write a what? / портал «Saturday Chorale», 26 июля 2011 года;
М. Моисеева Екатерина Антоненко: «Пока мы молоды, нам интересно пробовать разные вещи!» (интервью) / журнал «Музыка и время», № 4 (апрель) 2011 года;
Г. Лыжов Диалоги мастеров / газета «Российский музыкант», № 4 (1287), апрель 2011 года;
А. Полетаева Питер Филлипс привез музыку эпохи Возрождения / портал Citycelebrity, 23 февраля 2011 года;
О. Янченко Intrada: газета «Трибуна молодого журналиста» / музыкальная газета студентов Московской консерватории, № 6 (104), сентябрь 2010 года;
С. Гандилян Питер Филлипс в Московской консерватории / «Российский музыкант», приложение «Трибуна молодого журналиста», № 9 (89), декабрь 2008 года.
Научная деятельность:
Доклады на конференциях:
«Сольные мотеты Б. Галуппи в контексте венецианской духовной музыки XVIII века» — научная конференция «Мастера Барокко (К юбилейным датам)» (6 апреля 2010 года, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского);
«Хоровое исполнительство в современной Германии» — II Московская межвузовская научная конференция «Хоровая музыка сегодня: диалог науки и практики» (25 апреля 2011 года)
«Baldassare Galuppi at the Court of Catherine the Great: secular and sacred genres of court music and their performing practice» («Бальдассаре Галуппи при дворе Екатерины Великой: светские и духовные жанры придворной музыки и их исполнительская практика») — XIII Международный Конгресс Исследований XVIII века в г. Граце (25–29 июля 2011 года, Австрия);
«Концерты Б. Галуппи: новые открытия» — международная научная конференция «Музыкальная Италия: взгляд из России» (25–27 октября 2011 года, Российская Академия музыки им. Гнесиных);
«Теноровые и басовые партии в музыке для венецианских приютов XVIII века: исторические свидетельства и современная исполнительская практика» — международная научная конференция «Музыка Италии: от Ренессанса к Новому времени» (19–20 декабря 2011 года, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского);
«Жанр сольного мотета в творчестве Иоганна Кристиана Баха» — международная научная конференция «300–летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка» (19–21 марта 2014 года Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского);
«Итальянская духовная музыка Б. Галуппи в отечественных архивах» —XV Международная научная конференция «Российские музыкальные архивы за рубежом, зарубежные музыкальные архивы в России» (25–26 марта 2014 года, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского);
«”Подлинный гений” английской музыки: о хоровых сочинениях Томаса Линли Младшего» — Международная научная конференция «От Тавернера к Тавенеру: Пять столетий английской духовной музыки» (22–23 сентября 2014 года, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского);
«Забытый гений туманного Альбиона: Томас Линли Младший — “английский Моцарт”» — Международная научная конференция «Музыковедческий форум 2014» (17–19 ноября 2014 года, РАМ им. Гнесиных, Государственный институт искусствознания);
«Рукописи русской духовной музыки конца XVIII-начала XIX веков в зарубежных архивах в контексте европейского хорового исполнительства эпохи» — Международная научная конференция «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России» (25 марта 2015 года, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского);
«Современная хоровая музыка и хоровое исполнительство в России» — Международный конгресс хоровых дирижеров (10 сентября 2016, Париж);
«Вопросы исполнительской интерпретации вокальной музыки русского барокко: отечественные и западные традиции» — Международная научная конференция «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования» (24-26 октября 2016, ГИИ);
«Бальдассаре Галуппи и музыка для православной Литургии» — XXVII Ежегодная богословская конференция. Секция «Церковное пение» (20-21 января 2017, ПСТГУ).
Публикации:
1. Антоненко Е. Ю. К истории отношений Бальдассаре Галуппи и русского императорского двора: новые документы // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 1. C. 92–104.
2. Антоненко Е. Ю. Венецианский мотет XVIII века: поэтика забытого жанра // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 3. C. 40–55.
3. Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 2. C. 34–67.
4. Антоненко Е. Ю. Теноровые и басовые партии в музыке для венецианских приютов XVIII века: исторические свидетельства и современная исполнительская практика (на примере сочинений Антонио Вивальди и Бальдассаре Галуппи) // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 2. С. 138–157.
5. Antonenko E. Orthodox Church Music of Baldassare Galuppi at the Court of Catherine the Great // Die Tonkunst. 2013. № 1. P. 30–43.
6. Антоненко Е. Ю. Немецкая обедня Д.С.Бортнянского: история создания сочинения в свете новейших исследований / Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 126-150.
7. Антоненко Е. Ю. Вопросы исполнительской интерпретации вокальной музыки русского барокко: отечественные и западные традиции / Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Материалы международной научной конференции. Вып. 1. Ред.-сост. Н.Ю.Плотникова. М.: ГИИ, 2016. С. 312-319.
Контактный e-mail: antonenko@mosconsv.ru