Член Союза композиторов России.
Декан факультета повышения квалификации.
Заведующая кафедрой Истории русской музыки.
Тема докторской диссертации: «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков» (Московская консерватория, 2010).
Тема кандидатской диссертации: «Музыкальная поэтика балета П. И. Чайковского "Щелкунчик"» (Московская консерватория, 1992).
Благодарности и награды:
Благодарность министра культуры РФ
Серебряная медаль в связи со 150-летием Московской консерватории
Медаль «Ветеран труда» Медаль
«В память 850-летия Москвы»
Родилась в г. Москве. 1975 г. окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1981 г. – теоретико-композиторский факультет, а в 1987 г. – аспирантуру Московской консерватории.
Ученица И. А. Барсовой, под руководством которой написала дипломную работу «Гавриил Попов. 20-е годы» (1981) и диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения.С 1981 г. сотрудник отдела редких изданий и рукописей Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской консерватории.
В 1988-1994 гг. работала в Государственном хореографическом институте.С 2001 г. – декан Факультета повышения квалификации, где читает авторский курс «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков». Занимается музыкально-критической, научной и организационной деятельностью. Провела курс лекций по истории русской музыки в Самаре (1997, 1998), Татарстане (1998, 1999), Архангельске (2000).
Более 10 лет Скворцова совместно с Е. М. Царёвой организует и участвует в лекциях-концертах «Университета музыкальной культуры», которые ежемесячно проходят в Малом зале консерватории. С 2001 г. Скворцова организует и ведет ежемесячные «Встречи в музыкальной гостиной», которые проходят в Конференц–зале консерватории. В 2006 г. научный руководитель Архива Московской консерватории.
Педагогическая деятельность:
С 1993 г. преподает на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, с 2003 г. – профессор.
Ведет общий курс истории русской музыки для исполнителей и спецкурсы для музыковедов («Творчество П. И. Чайковского» – 3 курс; «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков» – 4 курс), с 1995 г. – спецкурс «музыкально-архивное дело».
Ученики:
- Бирюкова Мария
- Бойко Ольга
- Бошина Марина
- Вавилкина Анна
- Ефимова Юлия
- Зайцева Ирина
- Залесский Вадим
- Корнилова Анастасия
- Кравченко Олеся
- Кржимовская Кристина
- Куркин Александр
- Литвинова Юлия
- Меерзон Анастасия
- Перминов Сергей
- Петрова Мария
- Пономарева Елена
- Потяркина Елена
- Прокопьева Екатерина
- Скирдова Анна
- Сурнина Наталия
- Тимченко Варвара
Научные труды. Издания. Публикации:
Основная область научно-творческих интересов – история русской музыки, стилистические проблемы модерна (русского в частности), теоретические и исторические проблемы современной музыки, психология творчества, музыкальная архивистика, текстология.
- Основные научные работы
- «Щелкунчик» Чайковского – новый тип балетного спектакля // Музыкально-исполнительское искусство: проблемы стиля и интерпретации. М., 1989
- Размышляя над программой балета «Щелкунчик» // Балет, специальный выпуск, посвященный М. Петипа. М., 1993
- «Мост между разлетающимися галактиками». Диалог с В. Тарнопольским, беседа вторая // Музыкальная академия. 1993, № 2
- «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Проблемы концепции и стиля // «Muzica», польский журнал. 1994, № 1 (152)
- Замыслы и их судьба. Неизвестные страницы творческого диалога М. И. Петипа и П. И. Чайковского // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти. М., 1995
- Разнотембровый ансамбль солистов в русском авангарде 20-х годов. Гавриил Попов. Септет. // Музыка XX века. Московский форум. Сб. 25. М., 1999
- «Щелкунчик» Гофмана и Чайковского: к вопросу о корреляции музыкального и литературного текстов в балете. Сборник «Русская музыка XVIII-XX веков. Культура и традиции». Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 2003
- «Иоланта» – диалог режиссера и критика // Большой театр России. Программа. М., 1997
- «Загадочный свет «Иоланты». М., Большой театр, сезон 222, 1997/1998
- Стилистические черты русского модерна в балете Чайковского «Щелкунчик» // Личность. Образование. Культура. Самара, 1998
- Пушкинский текст – уникальный феномен в русской музыкальной культуре XIX-XX веков // Наследие А. С. Пушкина и информационная культура России. Краснодар, 1999
- На подступах к модерну: черты «нового стиля» в творчестве Римского-Корсакова и Чайковского // Традиции русской культуры, вып. 3. Москва – Волгоград, 2000
- Стиль модерн как культурологическая проблема // Проблемы отечественной музыкальной культуры. М., 2001
- От романтизма – к модерну. Мазурки Скрябина // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь И. А. Барсовой. М., 2002
- Скрябин: «Великий мистик?». «Человек стиля модерн?» (взгляд на фортепианное творчество) // Из истории русской музыкальной культуры. МГК, Сб. 35. М., 2002
- Модерн – барокко: опыт культурологической ретроспективы // Бортнянский и его время. МГК, Сб. 43. М., 2003
- Фортепианные миниатюры Скрябина в контексте «нового стиля». М., 2003
- «Иоланта» на московской сцене // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Выпуск 2 / Составители П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М., 2003
- Стравинский и новый стиль (Черты модерна в русском периоде творчества) // Ипполитовские чтения. К юбилею М. М. Ипполитова-Иванова. М., 2004
- Стиль модерн и романтизм в русской музыкальной культуре рубежа XIX-XX веков // Партитура виртуоза. Альбом виртуалистики и аретеи. М., 2004
- Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков // Русская музыка. Рубежи истории. МГК, Сб. 51. М., 2005
- Стиль модерн и русская музыка рубежа XIX-XX веков (рассуждения на тему в форме свободных вариаций // Музыкальная академия. 2005. № 4
- Традиции и новаторство в русском музыкальном искусстве рубежа веков. // Ипполитовские чтения, М., 2006
- Стабильные и мобильные черты в русском музыкальном искусстве конца XIX – начала XX веков. (Сквозь призму модерна). Воронеж, 2006
- Судьба Московской консерватории в эпистолярном наследии П. И. Чайковского (по переписке Чайковского и Танеева) // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. МГК, Сб. 59. М., 2007
Контактный e-mail: iskvor@mail.ru
Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем
Москва, 2018С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик
Москва, 2018Alma Mater: альманах Ассоциации выпускников Московской консерватории. Вып. 2
Москва, 2017Рахманинов и ХХI век. Прошлое и настоящее
Москва, 2016Закадровое искусство: История и теория киномузыки: сб. статей
Москва, 2014Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»: опыт характеристики
Москва, 2011Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой
Москва, 2011Формы русского церковного пения
Москва, 2010Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков.
Москва, 2009Русская музыка. Рубежи истории: материалы международной научной конференции
Москва, 2005Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского
Москва, 2003П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти: материалы научной конференции
Москва, 1995«Щелкунчик» Чайковского – новый тип балетного спектакля
Москва, 1989Музыкально-исполнительское искусство: Проблемы стиля и интерпретации. Сборник трудов
Москва, 1989