Член Союза композиторов России.
Декан факультета повышения квалификации.
Заведующая кафедрой Истории русской музыки.

Тема докторской диссертации: «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков» (Московская консерватория, 2010).
Тема кандидатской диссертации: «Музыкальная поэтика балета П. И. Чайковского "Щелкунчик"» (Московская консерватория, 1992).

Благодарности и награды:

Благодарность министра культуры РФ
Серебряная медаль в связи со 150-летием Московской консерватории
Медаль «Ветеран труда» Медаль
«В память 850-летия Москвы»


Родилась в г. Москве. 1975 г. окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1981 г. – теоретико-композиторский факультет, а в 1987 г. – аспирантуру Московской консерватории.

Ученица И. А. Барсовой, под руководством которой написала дипломную работу «Гавриил Попов. 20-е годы» (1981) и диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения.С 1981 г. сотрудник отдела редких изданий и рукописей Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской консерватории.

В 1988-1994 гг. работала в Государственном хореографическом институте.С 2001 г. – декан Факультета повышения квалификации, где читает авторский курс «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков». Занимается музыкально-критической, научной и организационной деятельностью. Провела курс лекций по истории русской музыки в Самаре (1997, 1998), Татарстане (1998, 1999), Архангельске (2000).

Более 10 лет Скворцова совместно с Е. М. Царёвой организует и участвует в лекциях-концертах «Университета музыкальной культуры», которые ежемесячно проходят в Малом зале консерватории. С 2001 г. Скворцова организует и ведет ежемесячные «Встречи в музыкальной гостиной», которые проходят в Конференц–зале консерватории. В 2006 г. научный руководитель Архива Московской консерватории.

Педагогическая деятельность:

С 1993 г. преподает на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, с 2003 г. – профессор.

Ведет общий курс истории русской музыки для исполнителей и спецкурсы для музыковедов («Творчество П. И.  Чайковского» – 3 курс; «Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков» – 4 курс), с 1995 г. – спецкурс «музыкально-архивное дело».

Ученики:

  • Бирюкова Мария
  • Бойко Ольга
  • Бошина Марина
  • Вавилкина Анна
  • Ефимова Юлия
  • Зайцева Ирина
  • Залесский Вадим
  • Корнилова Анастасия
  • Кравченко Олеся
  • Кржимовская Кристина
  • Куркин Александр
  • Литвинова Юлия
  • Меерзон Анастасия
  • Перминов Сергей
  • Петрова Мария
  • Пономарева Елена
  • Потяркина Елена
  • Прокопьева Екатерина
  • Скирдова Анна
  • Сурнина Наталия
  • Тимченко Варвара

Научные труды. Издания. Публикации:

Основная область научно-творческих интересов – история русской музыки, стилистические проблемы модерна (русского в частности), теоретические и исторические проблемы современной музыки, психология творчества, музыкальная архивистика, текстология.

    Основные научные работы
  • «Щелкунчик» Чайковского – новый тип балетного спектакля // Музыкально-исполнительское искусство: проблемы стиля и интерпретации. М., 1989
  • Размышляя над программой балета «Щелкунчик» // Балет, специальный выпуск, посвященный М. Петипа. М., 1993
  • «Мост между разлетающимися галактиками». Диалог с В. Тарнопольским, беседа вторая // Музыкальная академия. 1993, № 2
  • «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Проблемы концепции и стиля // «Muzica», польский журнал. 1994, № 1 (152)
  • Замыслы и их судьба. Неизвестные страницы творческого диалога М. И. Петипа и П. И. Чайковского // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти. М., 1995
  • Разнотембровый ансамбль солистов в русском авангарде 20-х годов. Гавриил Попов. Септет. // Музыка XX века. Московский форум. Сб. 25. М., 1999
  • «Щелкунчик» Гофмана и Чайковского: к вопросу о корреляции музыкального и литературного текстов в балете. Сборник «Русская музыка XVIII-XX веков. Культура и традиции». Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 2003
  • «Иоланта» – диалог режиссера и критика // Большой театр России. Программа. М., 1997
  • «Загадочный свет «Иоланты». М., Большой театр, сезон 222, 1997/1998
  • Стилистические черты русского модерна в балете Чайковского «Щелкунчик» // Личность. Образование. Культура. Самара, 1998
  • Пушкинский текст – уникальный феномен в русской музыкальной культуре XIX-XX веков // Наследие А. С. Пушкина и информационная культура России. Краснодар, 1999
  • На подступах к модерну: черты «нового стиля» в творчестве Римского-Корсакова и Чайковского // Традиции русской культуры, вып. 3. Москва – Волгоград, 2000
  • Стиль модерн как культурологическая проблема // Проблемы отечественной музыкальной культуры. М., 2001
  • От романтизма – к модерну. Мазурки Скрябина // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь И. А. Барсовой. М., 2002
  • Скрябин: «Великий мистик?». «Человек стиля модерн?» (взгляд на фортепианное творчество) // Из истории русской музыкальной культуры. МГК, Сб. 35. М., 2002
  • Модерн – барокко: опыт культурологической ретроспективы // Бортнянский и его время. МГК, Сб. 43. М., 2003
  • Фортепианные миниатюры Скрябина в контексте «нового стиля». М., 2003
  • «Иоланта» на московской сцене // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Выпуск 2 / Составители П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М., 2003
  • Стравинский и новый стиль (Черты модерна в русском периоде творчества) // Ипполитовские чтения. К юбилею М. М. Ипполитова-Иванова. М., 2004
  • Стиль модерн и романтизм в русской музыкальной культуре рубежа XIX-XX веков // Партитура виртуоза. Альбом виртуалистики и аретеи. М., 2004
  • Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков // Русская музыка. Рубежи истории. МГК, Сб. 51. М., 2005
  • Стиль модерн и русская музыка рубежа XIX-XX веков (рассуждения на тему в форме свободных вариаций // Музыкальная академия. 2005. № 4
  • Традиции и новаторство в русском музыкальном искусстве рубежа веков. // Ипполитовские чтения, М., 2006
  • Стабильные и мобильные черты в русском музыкальном искусстве конца XIX – начала XX веков. (Сквозь призму модерна). Воронеж, 2006
  • Судьба Московской консерватории в эпистолярном наследии П. И. Чайковского (по переписке Чайковского и Танеева) // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. МГК, Сб. 59. М., 2007

Контактный e-mail: skvortsova@mosconsv.ru

Москва, 2017
Москва, 2016
Москва, 2014
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2010
Москва, 2009
Москва, 2005
Москва, 2003
Москва, 1995
Москва, 1989
Москва, 1989