Русская музыкальная историография : прошлое, современность, перспективы


  • Рецензент: Е. Е. Полоцкая, доктор искусствоведения, профессор; А. В. Комаров, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2022
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 384
  • ISBN: 978-5-89598-432-1 (в обл.)

Русская музыкальная историография : прошлое, современность, перспективы : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции к 80-летию кафедры истории русской музыки.

Редколлегия: И. А. Скворцова, доктор искусствоведения, профессор (гл. ред.), Н. В. Гурьева, кандидат искусствоведения, доцент, И. В. Дынникова, кандидат искусствоведения, доцент, Е. Е. Потяркина, кандидат искусствоведения, доцент.

В основу сборника легли материалы международной научно-практической конференции «Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы», приуроченной к 80-летнему юбилею кафедры истории русской музыки Московской консерватории, которая состоялась 8–10 ноября 2017 года. В публикуемых статьях рассматриваются вопросы становления, развития и методологии исторического знания, различные аспекты изучения творческого наследия композиторов в контексте культуры конца XIX — начала XX веков. Самостоятельный раздел сборника посвящен биографическим исследованиям.

Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей отечественного музыкального искусства.

От редакторов-составителей 5

Вопросы музыкально-исторического знания: становление, развитие, методология

Ирина Скворцова Кафедра истории русской музыки: от истоков до наших дней 9

Татьяна Науменко Музыкально-историческая наука в Московской консерватории: некоторые особенности становления в 1920–1930-е годы 16

Николай Денисов К вопросу о типологии старообрядческой культуры. Диахронический аспект: постановка проблемы 30

Константин Зенкин Стравинский в контексте исторической смены парадигмы музыкального искусства 38

Андрей Лесовиченко О. И. Куницын и Н. И. Головнёва — исследователи русской музыки о Востоке в Сибири 58

Елена Лобзакова Терминология музыкознания в условиях глобализации гуманитарного знания 64

Светлана Петухова Тамара Ливанова и ее диссертация (1934–1938) 71

Наталия Гурьева Спецкурс «История русской музыки XI–XVII веков» в Московской консерватории: возникновение и развитие 80

Ирина Полозова Саратовское музыковедение 1940-х годов как отражение общих тенденций в развитии отечественной науки 91

Дмитрий Смирнов Этнографические курсы Государственного института музыкальной науки (ГИМН) — первое высшее специальное музыкально-фольклористическое учебное заведение 103

Любовь Купец Отечественные универсальные энциклопедии о музыке как историографический источник: к постановке проблемы 122

Творческое наследие в контексте эпохи

Александра Максимова Балет в творческом наследии А. Шаховского и К. Кавоса 133

Наталья Плотникова Рукописные источники четырехголосных хоровых концертов Николая Дилецкого 147

Татьяна Старостина О некоторых мелодико-гармонических приемах объединения рождественского праздничного триптиха архимандрита Матфея (Мормыля) 160

Ирина Дынникова Интерпретация службы Великого Пятка в регентской практике архимандрита Матфея (Мормыля) 171

Лариса Гервер Слова, цифры и схемы в рукописях Д. Д. Шостаковича 179

Варвара Павлинова Исторические драмы Мусоргского в зеркале древнегреческой трагедии: параллели или преемственность? 188

Елена Потяркина «Фейерверк» И. Ф. Стравинского в римских сезонах С. П. Дягилева 208

Нина Свиридовская «Забытая Саломея». О музыке В. Г. Каратыгина к одному спектаклю Н. Н. Евреинова 213

К изучению биографических материалов: личности и творческие союзы

Елена Битерякова Василий Прокунин в Московской консерватории и в музыкальной жизни Москвы 229

Елена Шабшаевич Лейпцигские впечатления русского музыканта (Из переписки Ю. Н. Померанцева и С. И. Танеева) 249

Елена Мироненко Неизвестные страницы творчества известного деятеля русской музыкальной культуры Вячеслава Булычёва 258

Сусанна Касьян Сергей Толстой и Борис Асафьев: члены-корреспонденты Французского общества музыковедения (SFM) 269

Ирина Скворцова Музыкальный авангард 1920-х годов. Гавриил Попов: творчество и судьба 287

Александр Наумов Из булгаковиады Р. М. Глиэра. Дело о квадратных аршинах 294

Екатерина Власова С. С. Прокофьев в переписке Б. В. Асафьева и Н. Я. Мясковского 313

Наталия Савкина С. С. Прокофьев. Последний дневник 325

Сергей Прокофьев. Конспект для дневника или краткий дневник. Публикация и комментарии Н. П. Савкиной 337

Григорий Моисеев «Русский квартет»: неизвестные страницы творческой биографии коллектива (1870–1884) 351

Ирина Cтепанова Архив учеников Шостаковича в Московской консерватории 370

Сведения об авторах 381

В 2017 году кафедра истории русской музыки Московской государственной консерватории отметила свое 80-летие. Этот юбилей послужил импульсом к размышлению о традициях классического отечественного музыкознания, опыте преподавания музыкально-исторических дисциплин, современном состоянии и дальнейшем развитии музыкальной науки.

В основу данного сборника легли материалы международной научно-практической конференции «Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы», прошедшей 8–10 ноября 2017 года в Московской консерватории. Помимо научных чтений, объединивших музыковедов из стран ближнего и дальнего зарубежья, в рамках мероприятия был проведен также междисциплинарный круглый стол, посвященный перспективам развития и изучения отечественной историографии в ХХI столетии. В обсуждении приняли участие ведущие специалисты в разных областях науки и искусства и общественные деятели.

Живой отклик и горячий исследовательский интерес обусловили появление данного издания, цель которого — не только показать процесс формирования отечественного музыкознания и рассмотреть его в контексте различных явлений, но и выявить перспективы развития, наметить основные проблемы и пути их решения.

В сборнике три раздела. Первый посвящен разным ракурсам музыкально-­исторического знания, его становления и развития. Непосредственно с кафедрой истории русской музыки Московской консерватории связаны статьи И. А. Скворцовой и Т. И. Науменко, ставшие своего рода приношением к юбилейной дате. Сложнейшему вопросу типологии старообрядческой культуры посвящена работа Н. Г. Денисова. Смена парадигм музыкального искусства и связь с ней творчества И. Ф. Стравинского освещается в статье К. В. Зенкина. О возникновении, развитии и современной структуре курса истории русской музыки XI–XVII веков говорится в статье Н. В. Гурьевой. С важнейшими вехами и яркими личностями отечественного музыковедения связаны работы С. А. Петуховой, И. В. Полозовой и Д. В. Смирнова. Вопросы терминологии и специфики энциклопедических изданий затрагиваются в статьях Е. Э. Лобзаковой и Л. А. Купец.

Второй раздел представляет различные аспекты непосредственного изучения творческого наследия композиторов в контексте культуры конца ХIХ — начала ХХ века. Тщательный анализ авторских ремарок в рукописях Д. Д. Шостаковича содержится в работе Л. Л. Гервер. Одной из ярчайших фигур православного мира — архимандриту Матфею (Мормылю) и его творчеству посвящены статьи Т. А. Старостиной и И. В. Дынниковой. С музыкальным театром различных эпох связаны работы А. Е. Максимовой, В. П. Павлиновой, Е. Е. Потяркиной и Н. Д. Свиридовской.

Третий раздел объединяет целый ряд интересных исследований, интерпретирующих новые факты биографий представителей отечественной музыкальной культуры конца XIX — начала XX веков: Ю. Н. Померанцева в статье Е. М. Шабшаевич, В. П. Прокунина в работе Е. В. Битеряковой, В. А. Булычёва в статье Е. С. Мироненко.

Самобытному представителю русского музыкального авангарда 1920-х Г. Н. Попову и его трагической судьбе посвящена работа И. А. Скворцовой.

Отдельный круг статей основан на эпистолярных материалах, раскрывающих новые грани широко известных личностей. Это дневник последних месяцев жизни С. С. Прокофьева в статье Н. П. Савкиной; переписка Н. Я. Мясковского и Б. А. Асафьева, через которую просвечивает облик С. С. Прокофьева, в статье Е. С. Власовой, архивы учеников Д. Д. Шостаковича, освещающие черты его личности, в статье И. В. Степановой.

Сквозь призму «булгаковиады Р. М. Глиэра» А. В. Наумовым представлены 1920-е годы жизненного пути композитора. Творческая биография «Русского квартета» изучается в работе Г. А. Моисеева.

Составители сборника выражают благодарность и признательность коллегам, принявшим активное участие в обсуждении и доработке издания, — профессору, доктору искусствоведения Г. В. Григорьевой, профессору, доктору искусствоведения Е. Б. Долинской и профессору, доктору искусствоведения Н. Г. Денисову.