Учебное пособие посвящено всестороннему анализу последнего балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». В нем впервые представлены архивные материалы, раскрывающие специфику формирования текста балета и позволяющие раскрыть особенности творческого процесса композитора. Сквозь призму балета рассматриваются проблемы позднего стиля Чайковского. Пособие рекомендуется студентам историко-теоретических и исполнительских факультетов музыкальных вузов, а также всем интересующимся данной темой.
Введение 4
Глава I. Исследование сюжетосложения балета. Процесс формирования музыкальной концепции 6
Раздел 1. Сравнение версий сюжета: Э. Т. А. Гофман, А. Дюма, либретто и программа М. Петипа 6
1.1. Оригинал сюжета: сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» 6
1.2. Французский перевод А. Дюма 9
1.3. Либретто и программа М. Петипа 10
Раздел 2. Анализ взаимодействия балетно-сценического и музыкального рядов 14
Глава II. Проблемы концепции, музыкальной композиции и драматургии 32
Раздел 1. Взаимодействие сюжетной, сценической и музыкальной композиций 32
1.1. Возможные картины 33
Раздел 2. Влияние религиозно-мифологической канвы на философскую концепцию, музыкальную композицию и драматургию 34
Интерлюдия I: Антиномии мифологического сознания 36
Глава III. Cтилистический анализ «Щелкунчика» 42
Раздел 1. «Щелкунчик» в контексте позднего стиля П. И. Чайковского 42
Раздел 2. Семь смысловых сфер 42
2.1. Детские сцены 43
Интерлюдия II: Неоклассицизм, Чайковский и Стравинский 49
2.2. Взрослые сцены 50
2.3. Фантастические сцены 51
Интерлюдия III: Идея страха в позднем творчестве Чайковского 52
2.4. Романтические сцены 54
2.5. Пантеистические сцены 55
Интерлюдия IV: О философских увлечениях Чайковского в поздний период жизни и творчества 56
2.6. Сцены масок-марионеток 58
2.7. Традиционно-балетные сцены 61
Заключение 63
Данное учебное пособие посвящено всестороннему анализу балета-феерии П. И. Чайковского «Щелкунчик» ор. 71 (1891–1892) как ключевого произведения позднего стиля композитора. Оно предназначено, прежде всего, студентам историко-теоретических факультетов высших учебных заведений в качестве дополнительного материала к монографическому спецкурсу «Творчество П. И. Чайковского», читаемому на третьем курсе. Вместе с тем, оно может привлечь в равной степени и студентов исполнительских факультетов, интересующихся специальной литературой о музыке этого композитора.
Хотя библиография о Чайковском обширна, и, казалось бы, наследие его достаточно изучено, тем не менее, данная работа заполняет существующую лакуну, так как в ней впервые публикуются материалы, связанные с проблемами позднего стиля, архивные источники, раскрывающие специфику формирования текста балета, что позволяет представить особенности творческого процесса композитора.
Среди произведений позднего периода «Щелкунчик» занимает особое место. Он не вписывается в существовавшую в тот период традицию балетного жанра и в полном смысле слова является новаторским произведением. Сложившаяся инерция восприятия творчества Чайковского долгое время оставалась препятствием и в осмыслении философской сущности «Щелкунчика».
Несмотря на отдельные ценные находки Б. В. Асафьева, установился традиционный взгляд на «Щелкунчика» как на детскую сказку со счастливым концом. В музыкознании даже сложилась традиция рассматривать «Щелкунчик» как оптимистично-светлый балет, окруженный трагическими произведениями последних лет. Между тем за «детскостью» сюжета и внешним простодушием музыки скрывается философская, именно музыкально выраженная религиозно-мифологическая концепция, предстающая в виде оппозиции: жизнь — смерть.
Тема смерти становится центральной в эти годы у Чайковского. Она просматривается во всех крупных сочинениях позднего периода, хотя в «Щелкунчике» получает иное, оригинальное философское осмысление. В отличие от окружающих произведений, где тема смерти раскрывается в психологическом, субъективно-личностном ключе, в «Щелкунчике» она трактуется отстраненно, в религиозно-мифологическом плане.
Стилистика «Щелкунчика» вобрала в себя всё то, что можно по отдельности встретить и в других сочинениях этого периода. Но уникальность балета заключается как раз в фокусировании новаторских тенденций позднего стиля. Это обусловливает неповторимость «Щелкунчика», его особое положение в творчестве Чайковского.
То, что именно балет стал средоточием новизны, представляется неслучайным. Композитор, воплощая свои идеи, всячески стремится избежать канонов и канонических жанров, ищет свободное русло, в котором нет ограничений исторически сложившимися жанровыми условиями. Ощущение свободы в жанре балета дает возможность Чайковскому нарушить существующие каноны и создать новый нетрадиционный лаконичный балет.
Смысловая и стилистическая новизна «Щелкунчика», предвосхитившая эстетику искусства начала будущего столетия, искусство русского модерна, ранних балетов Стравинского, позволяет говорить о прозрении Чайковского в ХХ век, и в этом смысле — о новаторстве его позднего творчества.
С учетом всего вышесказанного, в учебном пособии представлен комплексный анализ последнего балета Чайковского. В частности, рассматриваются следующие вопросы:
а) формирование сюжетосложения «Щелкунчика»;
б) анализ взаимодействия балетно-сценического и музыкального рядов, позволяющий выявить процесс формирования музыкальной концепции, проследить своеобразие композиторского авторского замысла;
в) взаимодействие сюжетной, сценической и музыкальной композиций. Влияние религиозно-мифологической канвы на философскую концепцию балета, музыкальную драматургию и композицию;
г) выявление особенностей музыкальной стилистики балета в целом;
д) рассмотрение «Щелкунчика» в контексте культурно-исторического процесса, то есть отраженных в балете общеэстетических тенденций искусства рубежа веков.
Документальной базой учебного пособия явились материалы архива М. Петипа, хранящиеся в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, эскизы и наброски «Щелкунчика» из архива Государственного Дома-музея П. И. Чайковского в Клину, а также материалы Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки.