Родился в 1875 г. в Кишинёве, умер в 1961 г. в поселке Николина Гора Московской области.
Пианист, педагог, композитор, музыкальный критик, редактор, музыкально-общественный деятель.
Ректор Московской консерватории (1922–24 и 1939–42 гг.).
В детстве брал уроки фортепианной игры у В.П. Прокунина, ученика Н.Г. Рубинштейна. В 1895 окончил с золотой медалью Московскую консерваторию как пианист, в 1897 – как композитор. Среди педагогов – А.И. Зилоти, П.А. Пабст (фортепиано), В.И. Сафонов (камерный ансамбль), А.С.Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов (свободное сочинение), С.И. Танеев (контрапункт). В ГЦММК им. М.И. Глинки хранится его экзаменационная работа, датированная 1894 г.: Двойная 4-гол. фуга для струнного квартета (партитура; ф. 91).
Выступал в качестве солиста в ученических концертах Московской консерватории. Сильнейшее воздействие на личность и художественные принципы Гольденвейзера оказало общение с Л.Н. Толстым (в 1895–1911), а также с С.В. Рахманиновым, А.Н. Скрябиным, Н.К. Метнером, А.Ф. Гедике и др. После окончания консерватории концертировал (до 1956), часто выступал в ансамбле с Э. Изаи, П. Казальсом, Г.Р.Гинзбургом, Б.О.Сибором, Д.Ф.Ойстрахом, Л.Б. Коганом, С.Н.Кнушевицким, М.Л.Ростроповичем, Н.Г.Райским, Е.Д. Кругликовой, Н.П. Рождественской, с Квартетом им. Бетховена и др. Игра Гольденвейзера, музыканта интеллектуального склада, отличалась тонким чувством стиля, благородной простотой и пианистическим мастерством. Широкое признание получили его трактовки сочинений В.А. Моцарта, Л. Ванн Бетховена, Р.Шумана, Э. Грига, русских композиторов (прежде всего Аренского и Метнера, в ранние годы Скрябина). Оставил множество грамзаписей. С 1901 выступал в печати как музыкальный критик, сотрудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир», был членом редакции журнала «Музыкальный труженик» и др.
Педагогическую деятельность начал в 1897г.: преподавал игру на фортепиано в Николаевском сиротском, Елисаветинском и Екатерининском женских институтах (до 1918), в Музвкально-драматическом училище МФО (1904–06). В Московскую консерваторию был приглашен в 1906 (взамен уехавшего за границу И.А. Левина) и унаследовал его класс. Главным педагогическим принципом Гольденвейзера было формирование музыканта как глубокой и разносторонней личности: «...музыкант-исполнитель должен стремиться к тому, чтобы стать на уровень духовной культуры и внутренней значительности автора» (Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве. С. 62).
Деятельность артиста представлялась ему высокой творческой миссией. Неоднократно подчеркивал ответственность пианиста за судьбу исполняемого им музыкального произведения (Там же. С. 101). Не допускал свободного отношения к авторскому тексту, требовал от учеников максимальной точности и обязательной игры наизусть. Занимаясь с детьми, основное внимание уделял изучению гамм и арпеджио, позднее – технической работе на материале исполняемых в классе произв. При этом добивался абсолютного «соответствия между звуковым образом и движениями и ощущениями рук и всего тела играющего» (Там же. С. 104). Проблемы звукоизвлечения решались в тесной связи с характером изучаемых пьес. Специально звуком занимался сравнительно мало, считая, что при наличии профессиональных навыков у действительно музыкального человека рояль не будет звучать плохо. Опираясь на лучшие индивидуальные свойства учеников (всего их было св. 200), создал крупную пианистическую школу. Среди учеников: Д. Башкиров, Л. Берман, Д. Благой, М. Вайсборд, Г.Гинзбург, О.Жукова, А. Каплан, И. Кац, Л. Левинсон, И. Малинина, В. Нечаев, Т.Николаева, Д. Паперно, Л. Ройзман, Л. Сосина, Р.Тамаркина, С.Фейнберг.
Помимо педагогической, вел в консерватории общественную и административную работу: в 1916–17 входил в состав библиотечной комиссии, созданной для упорядочения библиотечных фондов. Возглавлял Совет профессоров на фортепианном отделении. В 1918–20 декан исполнительского факультета. В 1918 наряду с Г.П. Прокофьевым был избран «товарищем ректора» (заведущий художественной частью), с конца 1920 (в связи с введением должности) был назначен проректором. Входил от Московской консерватории в специальную Комиссию МУЗО Наркомпроса, занимавшуюся реформой музыкальных учебных заведений. В июле 1920 совместно с Ипполитовым-Ивановым, Л.Э. Конюсом, Прокофьевым, Райским разработал проект новой организационной структуры и учебных планов консерватории (предусматривалось, в частности, создание 5 факультетов и «Высших свободных мастерских»). В октябре 1922 (после ухода в отставку Ипполитова-Иванова) стал ректором Московской консерватории и пробыл в этой должности до 1924 (затем ректором стал К.Н.Игумнов). Участвовал в разработке «Положения о Ленинградской и Московской консерваториях» (1925). В 1932–34 – зам. директора (директор С.Т. Шацкий), в 1939–42 – директор консерватории.
В сложной творческой и общественной обстановке отстаивал сложившиеся в консерватории отечественные традиции профессионального музыкального образования. Добиваясь ликвидации инструкторско-педагогического отдела (факультета), формировавшегося в основном по идеологическим, а не профессиональным критериям, подвергался нападкам как «лидер реакционной профессуры» (см.: Новицкий П. Цитадель музыкальной художественной реакции // Музыка и революция. 1928. С. 18–22). В 1936, когда в консерватории была введена система кафедр, возглавил одну из них (на фортепианном факультете). В 1936–59 работал в комиссии по пересмотру репертуара исполнительских факультетов и разработке новых учебных программ (1943, пред. Д.Д. Шостакович).
Большое внимание уделял музыкально-просветительской работе. В дореволюционные годы участвовал в работе «Пречистенских бесплатных классов для взрослых рабочих и работниц», в «Московском обществе содействия устройству общеобразовательных народных развлечений». В 1906 стал одним из организаторов Народной консерватории, преподавал там. Позднее (1918–19) возглавлял музыкальный совет при Художественно-просветительском отделе Моссовета, а также сектор научной работы при художественном подотделе Московского отдела народного образования. В 1932–34 заместитель председателя МСМ. Одним из первых поставил задачу разделения общего музыкального образования детей и их специальной подготовки к музыкально-профессиональной деятельности. В 1931–36 возглавлял организованную им «Особую детскую группу» при консерватории, преобразованную затем в ЦМШ, был ее художественным руководителем (1936–41). Одним из первых начал заниматься с детьми от 7 лет.
Автор опер «Певцы», «Вешние воды» (по И.С. Тургеневу), «Пир во время чумы» (по А.С. Пушкину), 2 орк. сюит, камерных, фп. и вок. соч., а также мн. статей и воспоминаний, в т. ч. о А.Г. Рубинштейне и Н.Г.Рубинштейне, Зилоти, Ипполитове-Иванове, Рахманинове, Е.А. Лавровской, Пабсте, Н.Я. Мясковском, Г.Л.Катуаре, Г.Э. Конюсе, М. Ф.Гнесине, К. С.Сараджеве, Тамаркиной и др.
Ред. фп. соч. П.И.Чайковского (концерты, трио, Концертная фантазия, секстет), И.С. Баха (партиты, инвенции, «Хроматическая фантазия и фуга»), Моцарта (сонаты и концерты), Бетховена (все сонаты, а также концерты, вариации), Д. Скарлатти, Шумана (полное собр. фп. соч.) и др. Оставил «Дневники» [опубликованы 2-й женой и секретарем Гольденвейзера Еленой Ивановной Гольденвейзер (урожд. Грачева)] и «Мемуары» (Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера, филиал ГЦММК). Сталинская пр. СССР (1946). Орден Трудового Красного Знамени.
Публикации:
- Вблизи Толстого. Т.1, 2. М., 1922, 1923;
- Лев Толстой и музыка. Воспоминания. М., 1958 (совм. с Н.Н. Гусевым);
- Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. М., 1965;
- А.Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969; О музыкальном исполнительстве // Выдающиеся пианистыпедагоги о фортепианном искусстве. М.–Л., 1966;
- О музыкальном искусстве. М., 1975;
- Дневник. Тетрадь первая(1889–1904). М., 1995;
- Дневник. Тетради вторая – шестая (1905–1909). М., 1997.
Литература:
- МЭ1; КПМ1; МК; Николаев А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистической школы. М., 1961;
- Алексеев А.Д. Жизнь музыканта // Памяти А.Б. Гольденвейзера. М., 1969;
- В классе А.Б. Гольденвейзера. М., 1986;
- Берман Л. Мой учитель Александр Борисович Гольденвейзер // Берман Л. Годы странствий. Размышления музыканта. М., 2006;
- Бродский Н. Нюансы музыкальной Москвы. М., 2007;
- Паперно Д. Записки московского пианиста. М., 2007;
- Кац И. “А помнишь, как...?” Иерусалим, 2007.
Иткина Мария Борисовна