Гольденвейзер
Александр Борисович

  • Годы работы: 1906 - 1961
  • Доктор искусствоведения
  • Народный артист СССР
  • Профессор
Гольденвейзер<br /> Александр Борисович

Родился в 1875 г. в Кишинёве, умер в 1961 г. в поселке Николина Гора Московс­кой области.

Пианист, педагог, композитор, музыкальный критик, редактор, музыкально-общественный деятель.

Ректор Московской консерватории (1922–24 и 1939–42 гг.).

В детстве брал уроки фортепианной игры у В.П. Прокунина, уче­ника Н.Г. Рубинштейна. В 1895 окончил с золотой меда­лью Московскую консерваторию как пианист, в 1897 – как композитор. Среди педагогов – А.И. Зилоти, П.А. Пабст (фортепиано), В.И. Са­фонов (камерный ансамбль), А.С.Аренский, М.М. Ипполи­тов-Иванов (свободное сочинение), С.И. Танеев (контра­пункт). В ГЦММК им. М.И. Глинки хранится его экзаменационная работа, датированная 1894 г.: Двойная 4-гол. фуга для струнного квартета (партитура; ф. 91).

Выступал в качестве солис­та в ученических концертах Московской консерватории. Сильнейшее воздей­ствие на личность и художественные принципы Гольденвейзера оказало общение с Л.Н. Толстым (в 1895–1911), а также с С.В. Рахманино­вым, А.Н. Скрябиным, Н.К. Метнером, А.Ф. Гедике и др. После окончания консерватории концертировал (до 1956), часто выступал в ансамбле с Э. Изаи, П. Казальсом, Г.Р.Гинзбур­гом, Б.О.Сибором, Д.Ф.Ойстрахом, Л.Б. Коганом, С.Н.Кну­шевицким, М.Л.Ростроповичем, Н.Г.Райским, Е.Д. Круглико­вой, Н.П. Рождественской, с Квартетом им. Бетховена и др. Игра Гольденвейзера, музыканта интеллектуального склада, отли­чалась тонким чувством стиля, благородной простотой и пианистическим мастерством. Широкое признание получи­ли его трактовки сочинений В.А. Моцарта, Л. Ванн Бетховена, Р.Шумана, Э. Грига, русских композиторов (прежде всего Аренского и Мет­нера, в ранние годы Скрябина). Оставил множество грам­записей. С 1901 выступал в печати как музыкальный критик, со­трудничал в газете «Курьер», журнале «Музыкальный мир», был членом редакции журнала «Музыкальный труженик» и др.

Педагогическую деятельность начал в 1897г.: преподавал игру на фортепиано в Николаевском сиротском, Елисаветинском и Ека­терининском женских институтах (до 1918), в Музвкально-драматическом училище МФО (1904–06). В Московскую консерваторию был приглашен в 1906 (вза­мен уехавшего за границу И.А. Левина) и унаследовал его класс. Главным педагогическим принципом Гольденвейзера было формирование музы­канта как глубокой и разносторонней личности: «...музы­кант-исполнитель должен стремиться к тому, чтобы стать на уровень духовной культуры и внутренней значительно­сти автора» (Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве. С. 62).

Деятельность артиста представлялась ему высо­кой творческой миссией. Неоднократно подчеркивал ответствен­ность пианиста за судьбу исполняемого им музыкального произведения (Там же. С. 101). Не допускал свободного отношения к авторскому тексту, требовал от учеников максимальной точности и обязательной игры наизусть. Занимаясь с детьми, основ­ное внимание уделял изучению гамм и арпеджио, позднее – технической работе на материале исполняемых в классе произв. При этом добивался абсолютного «соответствия между звуковым образом и движениями и ощущениями рук и всего тела играющего» (Там же. С. 104). Проблемы звукоизвлечения решались в тесной связи с характером изучаемых пьес. Специально звуком занимался сравнитель­но мало, считая, что при наличии профессиональных навыков у действительно музыкального человека рояль не будет звучать пло­хо. Опираясь на лучшие индивидуальные свойства учеников (все­го их было св. 200), создал крупную пианистическую школу. Среди учеников: Д. Башкиров, Л. Берман, Д. Благой, М. Вай­сборд, Г.Гинзбург, О.Жукова, А. Каплан, И. Кац, Л. Левин­сон, И. Малинина, В. Нечаев, Т.Николаева, Д. Паперно, Л. Ройзман, Л. Сосина, Р.Тамаркина, С.Фейнберг.

Помимо педагогической, вел в консерватории общественную и административную ра­боту: в 1916–17 входил в состав библиотечной комиссии, созданной для упорядочения библиотечных фондов. Воз­главлял Совет профессоров на фортепианном отделении. В 1918–20 декан исполнительского факультета. В 1918 наряду с Г.П. Прокофьевым был избран «товарищем ректора» (заведущий художественной частью), с конца 1920 (в связи с введением должности) был назначен проректором. Входил от Московской консерватории в специальную Комиссию МУЗО Наркомпроса, занимавшуюся реформой музыкальных учебных заведений. В июле 1920 совместно с Ипполитовым-Ивановым, Л.Э. Конюсом, Прокофьевым, Райским разработал про­ект новой организационной структуры и учебных планов консерватории (пре­дусматривалось, в частности, создание 5 факультетов и «Выс­ших свободных мастерских»). В октябре 1922 (после ухода в отставку Ипполитова-Иванова) стал ректором Московской консерватории и пробыл в этой должности до 1924 (затем ректо­ром стал К.Н.Игумнов). Участвовал в разработке «Поло­жения о Ленинградской и Московской консерваториях» (1925). В 1932–34 – зам. директора (директор С.Т. Шац­кий), в 1939–42 – директор консерватории.

 В сложной творческой и об­щественной обстановке отстаивал сложившиеся в консерватории отечественные традиции профессионального музыкального образования. Добиваясь лик­видации инструкторско-педагогического отдела (факультета), формировав­шегося в основном по идеологическим, а не профессиональным кри­териям, подвергался нападкам как «лидер реакционной профессуры» (см.: Новицкий П. Цитадель музыкальной художественной реакции // Музыка и революция. 1928. С. 18–22). В 1936, когда в консерватории была введена систе­ма кафедр, возглавил одну из них (на фортепианном факультете). В 1936–59 работал в комиссии по пересмотру репертуара испол­нительских факультетов и разработке новых учебных программ (1943, пред. Д.Д. Шостакович).

Большое внимание уделял музыкально-просветительской работе. В дореволюционные годы участвовал в работе «Пречистенских бес­платных классов для взрослых рабочих и работниц», в «Московском обществе содействия устройству общеоб­разовательных народных развлечений». В 1906 стал од­ним из организаторов Народной консерватории, преподавал там. По­зднее (1918–19) возглавлял музыкальный совет при Художественно-просветительском отделе Моссовета, а также сектор научной работы при художественном подотделе Московского отдела народного образования. В 1932–34 заместитель председателя МСМ. Одним из первых поставил задачу разделения общего музыкального образования детей и их специальной подготовки к музыкально-профессиональной деятельности. В 1931–36 возглавлял орга­низованную им «Особую детскую группу» при консерватории, пре­образованную затем в ЦМШ, был ее художественным руководителем (1936–41). Одним из первых начал заниматься с детьми от 7 лет.

Автор опер «Певцы», «Вешние воды» (по И.С. Турге­неву), «Пир во время чумы» (по А.С. Пушкину), 2 орк. сюит, камерных, фп. и вок. соч., а также мн. статей и воспоминаний, в т. ч. о А.Г. Рубинштейне и Н.Г.Рубин­штейне, Зилоти, Ипполитове-Иванове, Рахманинове, Е.А. Лавровской, Пабсте, Н.Я. Мясковском, Г.Л.Катуаре, Г.Э. Конюсе, М. Ф.Гнесине, К. С.Сараджеве, Тамаркиной и др.

Ред. фп. соч. П.И.Чайковского (концерты, трио, Кон­цертная фантазия, секстет), И.С. Баха (партиты, инвен­ции, «Хроматическая фантазия и фуга»), Моцарта (со­наты и концерты), Бетховена (все сонаты, а также кон­церты, вариации), Д. Скарлатти, Шумана (полное собр. фп. соч.) и др. Оставил «Дневники» [опубликованы 2-й женой и секретарем Гольденвейзера Еленой Ивановной Гольденвейзер (урожд. Гра­чева)] и «Мемуары» (Музей-квартира А.Б. Гольденвейзе­ра, филиал ГЦММК). Сталинская пр. СССР (1946). Ор­ден Трудового Красного Знамени.

Публикации:

  • Вблизи Толстого. Т.1, 2. М., 1922, 1923;
  • Лев Толстой и музыка. Воспоминания. М., 1958 (совм. с Н.Н. Гу­севым);
  • Об исполнительстве // Вопросы фортепиан­ного исполнительства. Вып. 1. М., 1965;
  • А.Б. Гольденвей­зер. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1969; О му­зыкальном исполнительстве // Выдающиеся пианисты­педагоги о фортепианном искусстве. М.–Л., 1966;
  • О музыкальном искусстве. М., 1975;
  • Дневник. Тетрадь первая(1889–1904). М., 1995;
  • Дневник. Тетради вторая – шестая (1905–1909). М., 1997.

Литература:

  • МЭ1; КПМ1; МК; Николаев А. Исполнитель­ские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистической школы. М., 1961;
  • Алексеев А.Д. Жизнь музыканта // Памяти А.Б. Голь­денвейзера. М., 1969;
  • В классе А.Б. Гольденвейзера. М., 1986;
  • Берман Л. Мой учитель Александр Борисович Голь­денвейзер // Берман Л. Годы странствий. Размышле­ния музыканта. М., 2006;
  • Бродский Н. Нюансы музыкаль­ной Москвы. М., 2007;
  • Паперно Д. Записки московско­го пианиста. М., 2007;
  •  Кац И. “А помнишь, как...?” Иеру­салим, 2007.

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор

Народный артист Киргизской ССР

Заслуженный деятель искусств РСФСР и Таджикской ССР
Профессор

Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор

Доктор искусствоведения
Профессор

Народная артистка СССР
Профессор

Заслуженный учитель РСФСР
Доцент

Заслуженный учитель РСФСР
Доцент


Доцент


Доцент


Доцент




Засл. работник культуры РСФСР

Заслуженный артист РСФСР