Лауреат I Международного конкурса имени Ф.Шопена в Варшаве (1927, 4-я премия).
Лауреат Сталинской премии (1949)
Родился 16 (29) мая 1904 г. в Нижнем Новгороде.
С 6-летнего возраста (после смерти отца) воспитывался в семье А.Б. Гольденвейзера. Занимался музыкой по руководством его жены Анны Алексеевны. Музыкальное образование продолжил в Московской консерватории в классе А.Б. Гольденвейзера (1916-1924, окончил с золотой медалью; его имя занесено на доску отличия), затем в аспирантуре (у него же, 1924-1928). С начала 1920-х гг. много концертировал в городах СССР. Получил широкую известность, став лауреатом I Международного конкурса имени Ф.Шопена в Варшаве (1927, 4-я премия). Один из первых советских артистов, гастролировавших за рубежом (1936). В дальнейшем (1950-е гг.) давал свыше 100 концертов в год. Выступал в ансамбле с Я.В. Флиером, А.Б. Гольденвейзером, постоянно аккомпанировал певице Н.И. Суховицыной. Вскоре после окончания консерватории испытал творческий кризис, преодолению которого способствовало знакомство с искусством Э. Петри (часто приезжал в Москву в 1920-1930-е гг.), а также К.Н. Игумнова.
Зрелое творчество пианиста, оптимистическое по своему тонусу, являло пример гармоничности, стройности, виртуозного владения всеми фортепианными средствами, а также высокого интеллектуализма. Колористическое разнообразие его игры опиралось не только на обостренное чувство красоты фортепианного звука, но и на глубокое знание конструкции инструмента (был выдающимся экспертом и консультантом в этой области, выступал в печати со статьями, посвященными производству и техническому обслуживанию фортепиано). Значительное место в репертуаре пианиста занимала музыка Ф. Шопена и Ф. Листа, в более поздние годы — В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, А.С. Аренского. Исполнял также собственные обработки произведений Ф. Листа, Э. Грига, Дж. Россини и другие (многое сохранилось в грамзаписи).
Педагогическая деятельность
Преподавал в Музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина (1924–1929) и в Московской консерватории (1928–1959, с 1932 г. — доцент).
Умер 5 декабря 1961 г. в Москве.
Ученики
Среди учеников: Г. Аксельрод, С. Доренский, М. Поллак, А. Скавронский.
Отличался своеобразным подходом ко многим проблемам педагогики и исполнительства. Используя метод показа, часто прибегал к демонстрации различных вариантов исполнения, играл фрагменты не только изучаемого, но и другого произведения (при этом возникали интереснейшие аналогии или противопоставления). Специально обращал внимание на оркестровые краски при исполнении фортепианной музыки и обозначал в нотах инструменты, которые могли бы исполнить тот или иной эпизод. Выбирая репертуар для учеников, в ранние годы особое внимание уделял Шопену и Листу, позднее — музыке И.С. Баха и венских классиков. Важнейшим средством решения технических проблем считал не столько их преодоление с помощью разнообразных ритмических вариантов, сколько «снятие» посредством напряженного умственного анализа, а также интонационной шлифовки пассажа в медленном и среднем темпе с преувеличенным rubato. Считал, что "от занятий должна уставать голова, а не руки". Сам пианист часто прибегал к методу мысленного проигрывания произведения, так как воображение, по его мнению, возбуждает нервный процесс, управляющий мышечными движениями. Как педагог был чужд авторитаризма, приветствовал, когда его ученики посещали классы других профессоров или консультировались у них. Большое значение придавал разработке принципов детской музыкальной педагогики, в частности на посту председателя секции педагогов-музыкантов при ЦДРИ.
Сочинения:
- Статьи. Интервью. Заметки // Григорий Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1984;
- Беседы о музыке // Там же.
Литература о педагоге
- Рабинович Д. Г.Р. Гинзбург // Портреты пианистов. М., 1962, 2-е изд. 1970.
- Галустян Р. Г.Р. Гинзбург — педагог // Григорий Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1984.
- Бродский Н. Нюансы музыкальной Москвы. Мариуполь, 1993, переизд. М., 2007.
- Ульянова Р. Г.Р. Гинзбург — автор концертных транскрипций и редакций // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 1 / Научные труды МГК. Сб. 29. М., 2000.
Источник: С.В. Грохотов. Г.Р. Гинзбург.