11 октября 1923, Москва – 2 октября 2003, Ганновер, Германия
Лауреат международных конкурсов им. Б. Сметаны (Прага, 1951, I премия), имени М. Лонг – Ж. Тибо (Париж, 1955, IV премия), имени Виана да Мота (Лиссабон, 1957, II премия).
Учился в Музыкальном училище при Московской консерватории у Л. И. Ройзмана, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1948 г. по классу Г. Р. Гинзбурга, в 1951 г. у него же – аспирантуру.
Педагогическая деятельность:
В 1959-1997 гг. преподавал в Московской консерватории (с 1967 г. – доцент, с 1979 г. – профессор).
Ученики:
Из его класса вышло несколько поколений концертирующих пианистов, педагогов и музыкальных деятелей (среди учеников: И. В. Николаева, Р. А. Островский, Н. И. Руденко, Е. Д. Теригулов, Б. Г. Федоров, Б. Горунович, Х. Зарекли, Г. Кадырбекова, О. Калевро).
Участие в жюри конкурсов:
Неоднократно участвовал в работе жюри различных международных конкурсов.
Концертная деятельность:
Интенсивная концертная деятельность Аксельрода продолжалась свыше 40 лет: с 1951 г. – солист Гастрольбюро, последний его концерт состоялся в Малом зале консерватории в день его 70-летия.
Исполнительский почерк Аксельрода отличала благородная безупречность художественного вкуса, устремленного к естественной простоте, направленность на слушателя содержательного музыкантского высказывания, исключительное взвешенно-продуманное виртуозное мастерство, высочайшая звуковая культура.
Обширный разнообразный репертуар охватывал практически все музыкальные эпохи и стили, причем в нем на равных соседствовали произведения широко популярные и раритетные (клавирные пьесы португальских мастеров XVIII в. Ж. Сейшаса и Ж. С. Карвалью, миниатюры А. Г. Рубинштейна, Б. Сметаны, Я. Сибелиуса и Б. Бартока, Соната-сказка Н. К. Метнера, Вторая соната П. Хиндемита, сонатина А. Пярта и др.).
В барочном разделе репертуара наивысшие достижения Аксельрода связаны с интерпретацией сонат Д. Скарлатти. Следующий кульминационный пункт его творческих поисков – фортепианные произведения Л. ван Бетховена (концерты, сонаты, пьесы). Одно из центральных мест в программах пианиста всегда занимали сочинения Ф. Листа.
К числу ярких исполнительских удач можно отнести Фантазию «Скиталец» Ф. Шуберта, «Карнавал» Р. Шумана, крупные произведения и миниатюры Ф. Шопена, Сонату фа минор и Вариации на тему Паганини Й. Брамса, пьесы К. Дебюсси и М. Равеля, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, Первый концерт для фортепиано с оркестром, Большую сонату и «Времена года» П. И. Чайковского.
Неизменный интерес проявлял Аксельрод и к музыке XX века. Из отечественных мастеров, помимо С. С. Прокофьева (Первый концерт, сонаты, многочисленные пьесы) и Д. Д. Шостаковича (прелюдии), играл концерты Д. Б. Кабалевского и Г. Г. Галынина (в 1972 г. издательство «Музыка» опубликовало последний в исполнительской редакции Аксельрода), Вторую сонату Н. Я. Мясковского, пьесы Р. К. Щедрина.
В последние годы еще одной ипостасью исполнительского творчества Аксельрода стало четырехручное музицирование в ансамбле с сыном, пианистом Олегом Глебовым (р. 24 октября 1956 г.).
Искусство Аксельрода получило широкое признание как на родине, так и за рубежом: гастролировал среди прочего в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Финляндии, Чехословакии, Польше, странах Латинской Америки.
С 1997 г. жил в Германии. Умер 2 октября 2003 г. в г. Ганновере.
Исполнительский почерк Аксельрода отличала благородная безупречность художественного вкуса, устремленного к естественной простоте, направленность на слушателя содержательного музыкантского высказывания, исключительное взвешенно-продуманное виртуозное мастерство, высочайшая звуковая культура.
Обширный разнообразный репертуар охватывал практически все музыкальные эпохи и стили, причем в нем на равных соседствовали произведения широко популярные и раритетные (клавирные пьесы португальских мастеров XVIII в. Ж. Сейшаса и Ж. С. Карвалью, миниатюры А. Г. Рубинштейна, Б. Сметаны, Я. Сибелиуса и Б. Бартока, Соната-сказка Н. К. Метнера, Вторая соната П. Хиндемита, сонатина А. Пярта и др.).
В барочном разделе репертуара наивысшие достижения Аксельрода связаны с интерпретацией сонат Д. Скарлатти. Следующий кульминационный пункт его творческих поисков – фортепианные произведения Л. ван Бетховена (концерты, сонаты, пьесы). Одно из центральных мест в программах пианиста всегда занимали сочинения Ф. Листа.
К числу ярких исполнительских удач можно отнести Фантазию «Скиталец» Ф. Шуберта, «Карнавал» Р. Шумана, крупные произведения и миниатюры Ф. Шопена, Сонату фа минор и Вариации на тему Паганини Й. Брамса, пьесы К. Дебюсси и М. Равеля, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, Первый концерт для фортепиано с оркестром, Большую сонату и «Времена года» П. И. Чайковского.
Неизменный интерес проявлял Аксельрод и к музыке XX века. Из отечественных мастеров, помимо С. С. Прокофьева (Первый концерт, сонаты, многочисленные пьесы) и Д. Д. Шостаковича (прелюдии), играл концерты Д. Б. Кабалевского и Г. Г. Галынина (в 1972 г. издательство «Музыка» опубликовало последний в исполнительской редакции Аксельрода), Вторую сонату Н. Я. Мясковского, пьесы Р. К. Щедрина.
В последние годы еще одной ипостасью исполнительского творчества Аксельрода стало четырехручное музицирование в ансамбле с сыном, пианистом Олегом Глебовым (р. 24 октября 1956 г.).
Искусство Аксельрода получило широкое признание как на родине, так и за рубежом: гастролировал среди прочего в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Финляндии, Чехословакии, Польше, странах Латинской Америки.
С 1997 г. жил в Германии. Умер 2 октября 2003 г. в г. Ганновере.
Научные труды. Издания. Публикации:
- Об исполнении Первого концерта для фортепиано П. И. Чайковского – А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, С. Фейнберг // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. Сост. М. Г. Соколов. М.: Музыка, 1968, с. 113-152
- (Воспоминания о Я. В. Флиере) // Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью. Сост. Е. Б. Долинская и М. М. Яковлев. М.: Сов. комп., 1983, с. 117-119
- (Воспоминания о Г. Р. Гинзбурге) // Гинзбург Г. Р. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сост. М. М. Яковлев. М.: Сов. комп., 1984, с. 140-154
Публикации об этом педагоге:
- Л. Григорьев, Я. Платик Современные пианисты. М.: Сов. комп., 1990, с. 9-10
- А. Готлиб Пианисты. Глеб Аксельрод // Советская музыка, 1956 № 5, с. 152
- В. Обрубов В Лиссабоне // Советская музыка, 1958 № 1, с. 145-146
- Флористан. Заметки на полях концертных программ // Советская музыка, 1959 № 2, с. 142-143
- Л. Живов Фортепианный вечер Глеба Аксельрода // Музыкальная жизнь, 1961 № 1
- М. Смирнов Играет Глеб Аксельрод // Советская музыка, 1963 № 3, с. 80
- М. Бонфельд Письма из городов. Вологда // Советская музыка, 1970 № 7, с. 96
- М. Овчинников Бетховенская программа // Музыкальная жизнь, 1982 № 4
- Е. К. Кулова Исполнительское искусство Глеба Аксельрода // Музыкально-исполнительское искусство: проблемы стиля и интерпретации. Сб. научных трудов Московской консерватории. М., 1989, с. 144-157