Поёт Камерный хор Московской консерватории. Выпуск 1: Хоровые миниатюры современных отечественных композиторов для хора a cappella
Составитель: доцент А. В. Соловьёв
А. Соловьёв. От составителя 4
Р. Щедрин. Диптих на стихи А. Вознесенского
1. Век Двадцать первый 5
2. Беженка 8
Р. Щедрин. Серенада 13
Р. Леденёв. Счастье. Диптих на слова Э. По. Перевод К. Бальмонта
1. Один прохожу я свой путь безуспешный 17
2. В тебе я видел счастье 20
А. Чайковский. Вопрос. Слова О. Григорьева 24
Д. Кривицкий. Осень. Интродукция к седьмой картине второго действия оперы «Доктор Живаго». Слова Б. Пастернака 30
А. Я. Эшпай. Воспоминания (Тихая река). Слова А. А. Эшпая 36
В. Кикта. Молитвы во имя Любви. Слова В. Лазарева 41
Ю. Евграфов. Рождественский романс. Из оратории «Осенний крик ястреба». Слова И. Бродского 48
Т. Шахиди. Две ретро-картинки
1. Танец весны 60
2. Скажи, красавица 65
Ф. Караев. Malheur me bat 67
Е. Подгайц. Молитва к луне. Африканский народный текст. Перевод М. Ваксмахера 76
Ю. Воронцов. Смерти уже не будет. Из концерта для хора «Откровение». Текст из Апокалипсиса 80
С. Мовчан. Под Твою защиту 103
А. Шнитке. Три духовных хора
1. Богородице Дево, радуйся 106
2. Господи Иисусе 108
3. Отче наш 109
А. Шнитке. Куда б ни шел, ни ехал ты. Слова М. Исаковского 112
В. Агафонников. Вокализ 115
В. Агафонников. Героям войны. Из цикла «Шесть хоровых поэм на стихи Р. Казаковой» 119
А. Пахмутова. Храм на Крови. Слова Н. Добронравова 124
А. Пахмутова. Где ты, где ты, отчий дом. Слова С. Есенина 129
Т. Хренников. Гимн. Слова Н. Некрасова 136
Ю. Буцко. Вьюн над водой. Слова народные 138
Замысел издания хрестоматии — сборника хоровой музыки «Поёт Камерный хор Московской консерватории» — принадлежит выдающемуся хоровому дирижеру современности, народному артисту России, профессору Борису Григорьевичу Тевлину (1931–2012), бессменно возглавлявшему коллектив до последних дней жизни.
Под руководством Маэстро Тевлина за 17 лет насыщенной творческой деятельности Камерный хор исполнил огромное число хоровых произведений, представил слушателям целый ряд мировых и российских премьер.
Для углубленного изучения современного хорового репертуара и выработки новых подходов к его исполнительской интерпретации в 2011 году по инициативе профессора Б. Г. Тевлина и при деятельной поддержке ректора Московской государственной консерватории профессора А. С. Соколова на ее композиторском факультете было создано новое подразделение — кафедра современного хорового исполнительского искусства, ныне возглавляемая учеником К. Б. Птицы и одним из соратников Б. Г. Тевлина профессором Л. З. Конторовичем.
Начиная публикацию сочинений из репертуара Камерного хора Московской консерватории, ученики и последователи Б. Г. Тевлина одну из своих главных методических задач видят в подборе и систематизации разнообразного по жанрам, контрастного по стилистике репертуара, который дал бы возможность хоровым коллективам совершенствовать свое мастерство в освоении современного композиторского творчества. По словам профессора Б. Г. Тевлина, «современная музыка — это музыка, которая идет впереди исполнительского искусства. Она развивает мышление, духовность и, конечно, исполнительскую технику; дает возможность быть на острие своей эпохи. Надо постоянно обогащать себя, иначе иссякнешь…»
Первый выпуск настоящего издания — «Хоровые миниатюры современных отечественных композиторов для хора a cappella» посвящен творчеству представителей московской школы XX и XXI веков, преимущественно воспитанников Московской консерватории.
Сборник условно можно разделить на четыре тематических раздела. В первом из них представлены партитуры Р. К. Щедрина, Р. С. Леденёва, А. В. Чайковского — круг авторов, чьи сочинения постоянно звучат в исполнении Камерного хора.
Б. Г. Тевлин часто повторял известный афоризм: «Дирижирую ту музыку, которую люблю, а люблю — ту, которой дирижирую». Со многими композиторами его связывали не только профессиональные контакты, но и теплые дружеские связи, пронесенные через всю жизнь. Это, в первую очередь, Родион Константинович Щедрин, посвятивший Мастеру хоровой Диптих на стихи Андрея Вознесенского со словами: «Борису Тевлину — всю жизнь дружески».
Во второй раздел вошли сочинения Д. И. Кривицкого, А. Я. Эшпая, В. Г. Кикты, Ю. А. Евграфова, Т. З. Шахиди, Ф. К. Караева, Е. И. Подгайца — их объединяет философский круг образов, связанный с пейзажной лирикой просветленного характера.
Третий раздел представляет авторскую музыку духовного содержания Ю. В. Воронцова, С. М. Мовчана, А. Г. Шнитке. Заключительный хор из цикла Шнитке «Три духовных хора» — «Отче наш» стал последним сочинением, прозвучавшим в интерпретации Б. Г. Тевлина 20 июня 2012 года в Большом зале Московской консерватории на открытии «Года Германии в России».
В завершающий раздел включены миниатюры патриотической тематики и хоры, посвященные памяти участников Великой Отечественной войны. Впервые издается студенческое сочинение А. Г. Шнитке «Куда б ни шел, ни ехал ты» на слова М. В. Исаковского, которое соседствует с опусами В. Г. Агафонникова, Т. Н. Хренникова.
Впервые публикуются также новые сочинения Александры Николаевны Пахмутовой — две песенные жемчужины: «Храм на крови» на слова Николая Николаевича Добронравова и «Где ты, где ты, отчий дом», написанные в редком для автора жанре хора a cappella. С этим легендарным творческим тандемом Б. Г. Тевлина также связывали давние дружеские отношения.
Невозможно представить репертуар хорового коллектива без включения в программу обработок народных песен. Поэтому завершает настоящее издание произведение Ю. М. Буцко «Вьюн над водой», написанное на народные слова и напев. Эта партитура публикуется в исполнительской редакции для хора a cappella Б. Г. Тевлина.
Сочинения, вошедшие в настоящий сборник, дают широкое представление о стилистической всеохватности и разносторонних возможностях Камерного хора Московской консерватории, о художественных воззрениях его основателя и вместе с тем создают целостную картину творческого облика коллектива.
Все публикуемые произведения в разные годы были впервые исполнены Камерным хором в рамках традиционного фестиваля современной музыки «Московская осень» и, таким образом, прошли практическую «апробацию».
Большинство из вошедших в сборник хоровых опусов могут быть востребованы не только в репертуаре хорового класса, но и в программе по специальности «дирижер академического хора» как в высших, так и в средних специальных учебных заведениях.
Надеемся, что представленные в хрестоматии хоровые опусы будут звучать на концертах во многих уголках России и далеко за ее пределами, утверждая один из крылатых творческих девизов Б. Г. Тевлина: «Каждый последующий концерт должен быть лучше предыдущего!»
Александр Соловьёв, доцент, художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории