Козолупов
Семён Матвеевич

  • Годы работы: 1922 - 1961
  • Доктор искусствоведения
  • Народный артист РСФСР
  • Профессор
Козолупов<br /> Семён Матвеевич

Родился 10 апреря 1884 г., в станице Краснохолмская Оренбургской губернии, умер 18 апреля 1961 г. в Москве.

Виолончелист, педагог.

Раннее детство Козолупова прошло в малообеспеченной многодетной семье оренбургского казака. В 8-летнем возрасте, после смерти матери, он был определен в оркестр при Штабе Оренбургского казачьего войска, где научился играть на нескольких инструментах, в том числе на виолончели. Там же (в 1904 г.) его игру услышал профессор Петербургской консерватории А. В. Вержбилович, после чего Козолупов переехал в Петербург и в 1904–07 гг. обучался в Петербургской консерватории в классе А. В. Вержбиловича и И.И. Зейферта. Пройдя курс за 3 года, был удостоен большой серебряной медали с занесением его имени на доску почета.

1908–11 гг. отмечены насыщенной концертной работой, обогащением репертуара, поступлением по конкурсу в оркестр Большого театра, где Козолупова зачислили на должность 2-го концертмейстера-солиста группы виолончелей (работал в оркестре в 1908–12 и 1924–31). Тогда же был приглашен в состав Квартета МО ИРМО. Выступал в вечерах камерной музыки с С.И. Танеевым, К. Н. Игумновым, Е.А. Бекман-Щербиной, А.Б. Гольденвейзером, Б. О.Сибором, А.Я. Могилевским, Л.М. Цейтлиным, С.В. Розановым и др. Растущей известности Козолупова во многом способствовали отзывы прессы, особенно отмечавшей его виртуозные возможности и благородный певучий тон.

В 1911 г. принял участие в 1-м Всеросссийском конкурсе виолончелистов, организованном на средства мецената Д.Ф.Беляева и посвященном 50-летию МО ИРМО. Получив на нем 1-ю премию (1500 руб.), смог приобрести ценную виолончель работы П. Гварнери, с которой не расставался до конца жизни.

Педагогическая деятельность

В 1908 г. начал преподавать в музыкальной школе, открытой в Москве Л.Э. Конюсом. В 1912 — профессор Саратовской, с 1916 г. Киевской консерваторий. В 1922 получил приглашение от А.К. Глазунова на должность профессора виолончели Петроградской консерватории и аналогичное – от М.М.Ипполитова-Иванова, директора Московской консерватории. Работая в Московской консерватории, сумел сплотить вокруг себя музыкантов-единомышленников, фактически став одним из основателей советской виолончельной школы.

Одноврем. успешно концертировал. Особенно его современникам запомнились 1-е исп. Сонаты для втолончели и фортепиано ор. 11 П. Хиндемита (совм. с дочерью Ириной), Сонаты для скрипки и виолончели М. Равеля (совм. с Д.М. Цыгановым), Вариаций на тему рококо П.И. Чайковского в концерте Персимфанса. В нач. 1930-х гг. начал преподавать в Особой группе для одаренных детей при Московской консерватории (у него занимались Ф. Лузанов, Я. Слободкин, Б. Реентович). Курировал также Музыкальное училище им. Гнесиных, где проводил открытые уроки, выступал с сообщениями по вопросам методики преподавания. Среди важнейших элементов педагогики Козолупова – конкретность и наглядность рекомендаций, гармоничность сочетания художественных целей и исполнительских средств.

Успеху занятий Козолупова способствовало безграничное доверие учеников. Каждый их промах, ошибка получали безукоризненно точную профессиональную оценку, никогда, впрочем, не порождавшую у молодых музыкантов неверия в свои возможности.

Среди учеников: Лев Гинзбург, С.Асламазян, а также В. Базилевский, И. Буравский, Б.Доброхотов, Д. Любкин, И. Мортенсен, Р. Сапожников, П. Славинский, А. Стасевич, С. Цинцадзе, И. Швейцер.

Триумфом педагогических принципов Козолупова стал 1-й Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей в Москве (май 1933 г.), где в числе победителей оказались его воспитанники С. Кнушевицкий (1-я премия), Г. Козолупова (2-я премия), А. Айвазян (3-я премия) и Л. Адамов (Почетный диплом). В 1937 на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов снова ярко заявила о себе плеяда учеников Козолупова: А. Власов, Л. Каплан, Ф. Лузанов, Реентович, Слободкин, А. Чиджавадзе. В 1948 г. в классе Козолупова окончил консерваторию М. Ростропович, в 1940–50-е гг. – В. Берлинский, В. Бирина, Г. Зубарева, И. Кнушевицкий, Э. Поздеев, В. Симон, А. Хайрутдинов. Среди его учеников последнего периода – Н. Шаховская и В. Фейгин.

В 1936–54 гг. возглавлял в Московской консерватории кафедру виолончели и контрабаса. С 1942 г. — декан оркестрового факультета. В 1944 г. — заведующий кафедрой струннных инструментов в только что открывшемся ГМПИ им. Гнесиных.

Козолупову посвящены сочинения Г.С. Гамбурга, О.Б. Фельцмана, А.М. Дзегеленка, А.В. Затаевича и др. Редактор ряда произведений для виолончели (изданных в 1930-е гг.), в т. ч. 6 сюит И.С. Баха для виолончели соло (1947 г.), Второго концерта для виолончели К.Ю. Давыдова, Сонаты для арпеджионе Ф.Шуберта и 6 сонат Л. Боккерини (совместно с Л.С. Гинзбургом).

Вместе с В.В. Борисовским, Сибором, Цыгановым много внимания уделял фабрике смычковых инструментовтов, качеству выпускаемой ею продукции. Был членом художетсвенного совета Московской консерватории, возглавлял жюри по отбору участников всесоюзных и международных конкурсов.


Источник: Т.А. Гайдамович С. М. Козолупов. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 247-248.
 

Доктор искусствоведения
Профессор

Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор

Заслуженный деятель искусств РСФСР
Профессор

Народный артист СССР
Профессор

Народная артистка СССР
Профессор