Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1939, 1-я пр.). Сталинская премия (1950).
Родился 19 мая 1907 г. в г. Петровске Саратовской губернии, умер 19 февраля 1963 г. в Москве.
Виолончелист, педагог.
Первоначальные навыки игры на инструменте приобрел под руководством Б. П. Вепрейского в Саратове. С 1922 г. жил в Москве. В 15 лет (1923) поступил в Московскую консерваторию в класс С. М. Козолупова. Трудные жизненные обстоятельства заставили Кнушевицкого прервать занятия. Только в 1945, будучи известным артистом и педагогом, сдал экстерном все экзамены и получил диплом. В 1929–43 гг. — солист-концертмейстер группы виолончелей оркестра Большого театра.
Началом широкой известности и собственно артистической карьеры Кнушевицкого стал Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, где он был удостоен 1-й премии (май 1939). Кнушевицкому посвящены сочинения С. Н. Василенко, Г. С. Гамбурга, В. А. Гайгеровой, Р. М. Глиэра, А. Ф. Гедике, З.А. Левиной, Н. П. Ракова. Концерты для виолончели с оркестром Н. Я. Мясковского (1945) и А. И.Хачатуряна (1946) не только были посвящены Кнушевицкому, но и создавались при его активном творческом участии. Конец 1940-х гг. отмечен в жизни Кнушевицкого премьерами сочинений для виолончели с оркестром Глиэра, Д. Б. Кабалевского, Г.В. Киркора, В.В. Нечаева и др.
В нач. 1940-х гг. стал выступать в ансамбле с Л. Н. Обориным и Д.Ф.Ойстрахом, который писатель Ш. О’Кейси называл «лучшим трио в мире». Исполнение ансамблем сочинений Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Дворжака, Д.Д. Шостаковича, В.Я. Шебалина, А.А. Бабаджаняна и др. поражало глубиной и оригинальностью драматической концепции. С неизменным успехом проходили сонатные вечера К. и Оборина, исполнявших сонаты Шопена, Э. Грига, И. Брамса, Рахманинова, Р. Штрауса, Шостаковича. Выступал также с квартетами им. Бетховена, им. Комитаса, Большого театра, в ансамбле с А.Б. Гольденвейзером, К.Н. Игумновым, Г.Г. Нейгаузом. Один из лидеров концертной жизни страны 1930–1960-х гг. С большим успехом гастролировал за рубежом – в Великобритании, Австрии, Венгрии, Германии, Китае, Иране, Польше, Чехословакии, Болгарии. На фестивале П. Казальса в Акапулько (Мексика, 1961) был удостоен высокой оценки самого Казальса. Играл с оркестром концерты Р. Шумана, Хачатуряна, Фантазию П. Владигерова, сонаты Бетховена, Р. Штрауса (с А.Л.Зыбцевым). Незабываема трактовка Кнушевицкого «Вариаций на тему рококо» Чайковского (с 1953 г. играл по авторскому оригиналу).
Педагогическая деятельность
Педагогической деятельностью занимался с 1936 г.. Вел класс виолончели в Московском музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова (1936– 1937 гг.). С 1941 г. преподавал в Московской консерватории (одновременно прекратил работу в оркестре Большого театра). В классе оставался прежде всего артистом – самобытным и эмоционально непосредственным. Главенствующий принцип его методики – воспитание профессиональной самостоятельности. Большое значение придавал звучащей аргументации, личному показу. Обязательным условием работы над произв. для влч. с орк. считал тщательное изучение партитуры. Неординарным было отношение Кнушевицкого к изучению сольных сюит Баха: позволял обращаться к ним только тем из учеников, кто, по его мнению, достиг требуемого уровня мастерства и должной духовной зрелости. Особое внимание уделял творчеству современных авторов, в первую очередь отечественных.
Среди учеников: Е. Альтман, И. Гаврыш, С. Лушин, Т. Полторыхина, В. Потапов, Ю. Страшникова, М. Хомицер, Г.-Щелкановцева. В 1954 г. Козолупов передал Кнушевицкому руководство кафедрой виолончели и контрабаса, которой последний заведовал до 1959 г.
Его брат – Виктор Николаевич Кнушевицкий (1906–1974) — композитор, дирижер; был руководителем Государственного джаз-оркестра СССР. Его женой была И. С. Козолупова.
Источник: Т.А. Гайдамович С. Н. Кнушевицкий. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 242.