Учителя

Член Союза композиторов России
Первая премия Высшего Интеррегионального  конкурса органистов в Люксембурге (Premier Prix of the Concours Interrégional Supérieur ― Luxembourg, 2002)
Доктор искусствоведения. Дисс. «Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев» (МГК, 2012)
Член Редакционного совета научного электронного журнала «Музыкальный журнал Европейского Севера» (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова);
Член Экспертного совета МГАФ;
Член Экспертного совета РГНФ.


Родилась в Иркутске. В 1986 году с отличием окончила Иркутское Училище Искусств по специальностям теория музыки (класс И. О. Цахер) и фортепиано (класс Л. Н. Семенцовой). В 1987 году поступила в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на историко-теоретическое отделение, параллельно начала заниматься органом под руководством профессора Л. И. Ройзмана. В 1992 году с отличием окончила Московскую консерваторию по двум специальностям: музыковедение (класс профессора Г. В. Григорьевой) и орган (класс профессора А. А. Паршина). В 1995 году окончила аспирантуру Московской консерватории по специальности музыковедение. В 1996 году присуждена учёная степень кандидата искусствоведения. Дисс. «К исследованию современного художественного мышления (на материале симфонии и оперы 80-х годов). Научный руководитель ― профессор Г. В. Григорьева.

В 1997–1999 годах прошла  ассистентуру-стажировку по специальностям орган (профессор А. А. Паршин) и современная исполнительская практика (профессор В. Г. Тарнопольский).

В 2000–2002 годах стажировалась в Консерватории города Люксембурга (Conservatoire de la Musique de la Ville de Luxembourg) под руководством профессора Ж.-Ж. Казеля. Участник международных мастер-классов под руководством Ж. Гийу (L'Église St.Eustache, Paris, 2001).

Педагогическая деятельность:

С 1994 по 1996 годы М. Высоцкая преподавала теоретические дисциплины на кафедре теории и истории музыки Московского педагогического государственного университета имени В. И. Ленина. С 1996 по 1998 годы ― старший преподаватель,  с 1998 по 2002 годы ― доцент кафедры философии и культурологии Московского государственного горного университета, автор спецкурсов по истории музыкальной культуры.

С 1999 года работает концертмейстером кафедры хорового дирижирования Московской консерватории. С 2008 года ― доцент, с 2013 ― профессор кафедры современной музыки. Читает авторские курсы «Современная музыка» (историко-теоретический и композиторский факультеты), «Репертуар ХХ века» (фортепианный факультет), «Современные композиторские и исполнительские техники» (факультет симфонического и хорового дирижирования, иностранное отделение), «Интертекстуальные тенденции в музыке второй половины ХХ века» (факультет повышения квалификации).

Концертная деятельность:

М. Высоцкая успешно совмещает научную и концертную деятельность.

Выступает с сольными органными концертами в России, Азербайджане, Белоруссии, Литве, Эстонии, Германии, Франции, Люксембурге. Принимала участие в гастролях и концертах Камерного хора Московской консерватории под управлением профессора Б. Тевлина, Государственного Академического Камерного хора под управлением профессора В. Минина, хора дирижёрско-хорового факультета Московской консерватории под управлением профессора С. Калинина, Детского хора Большого театра России под управлением Ю. Молчановой, Московского Государственного Симфонического оркестра, Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Национального филармонического оркестра России, Государственного симфонического оркестра кинематографии, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Ю. Башмета, В. Гергиева, Д. Герингаса, Т. Курентзиса, Я. Латам-Кёнига, К.-Д. Мазура, А. Мустонена, В. Понькина, С. Скрипки, А. Сладковского, С. Сондецкиса, В. Спивакова, В. Юровского и других дирижёров.

В качестве солиста ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории принимала участие в международных фестивалях, гастролях ансамбля, а также в записи CD (MEGADISC, Belgium).

Участник международных фестивалей: Московский форум и Московская осень (Москва, 1998 ― 2013), Europäischer Musik Sommer Berlin (Берлин, 2001), Органный фестиваль в Бриделе (Люксембург, 2002), Московский органный фестиваль (Москва, 2003), Диалог культур (Баку, 2003), Sügisfestival (Таллинн, 2003), Московский Пасхальный фестиваль (Москва, 2004), 18. Dresdner Tage 2004  (Дрезден, 2004), April Spring Friendship Art Festival (Пхеньян, 2006), Четвёртый и Пятый фестивали современной музыки имени Кара Караева (Баку, 2011, 2013) и др. 

В 2004 году выпустила сольный диск органной музыки, записанный на Westenfelder Organ города Люксембурга.

Записи CD:

  • участие в записи диска Patrick De Clerck. Canti (MEGADISC, 1996)
  • участие в записи диска Валерий Кикта. Органные произведения (Алексей Паршин и его ученики играют на органах Московской консерватории) (МГК, 2003)
  • сольный диск Marianna Vysotskaya plays the Westenfelder Organ of the Luxembourg Conservatory (Артель «Восточный ветер», 2004).

Контактный e-mail: anna_mari@mail.ru

Научные труды. Издания. Публикации:

Сфера научных интересов М. Высоцкой — музыка ХХ века в широком спектре явлений: жанрово-стилевые процессы, композиционные техники, современное композиторское творчество, проблемы исполнительства.

Книги:

  • Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие (в соавторстве с Г. В. Григорьевой). М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011. 440 с.
  • Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев: Монография. — М., 2012. 568 с., нот., ил. + CD

Избранные статьи:

  • Стиль и рефлексия (на материале отечественной симфонии 80-х годов) // Стилевые искания в музыке 70–80-х годов ХХ века: Сборник статей / составитель и научный редактор Е. Г. Шевляков. Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова, 1994.—  С. 117–132  
  • Интерпретирующий стиль и жанрово-стилевые тенденции современной оперы // Научные труды МПГУ имени В. И. Ленина / ред. В. Л. Матросов, А. Ф. Киселёв, Г. Л. Стольникова и др. М.: Прометей, 1995. — С. 12–14
  • Стабильность драматургической ориентации // Музыкальная академия. 1995. № 3.— С. 68–72
  • Постигая целостность музыкально-исторического процесса (в соавторстве с Г. В. Григорьевой) // Музыкальная академия. 1996. № 3–4. — С. 259–266
  • Постмодернизм — новая стадия  самосознания искусства // Введение в культурологию. Материалы по теории и истории художественной культуры. Вып. 1 / ответственный редактор В. П. Яйленко. — М: Московский государственный горный университет, 1997. — С. 43–56
  • Проблема самосознания искусства как актуальный аспект анализа // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, тeoрии,  психологии,  методологии: Материалы научно-практической конференции. — М.: РАМ имени Гнесиных,  1997. — С. 197–206
  • Симфония 60–80-х годов и историческая память жанра // Şеrqi. — Баку: Бакинская музыкальная академия. 2000. Осень. — С. 50–54
  • «Сверхисторическое» пространство постмодернизма и художественный опус //  Musiqi Dünyasi. — Баку, 2000.  № 3–4. — С. 174–181
  • Проблема культуры в психоанализе: Фрейд, Юнг, Фромм // Философское наследие и современность: Учебное пособие. Вып. 2. Ч. 2 / редактор А. Н. Филатова. — М.: МГГУ, 2003. — С. 3–15
  • Фестиваль русского андеграунда в Америке // Музыкальная академия. 2003. № 2. — С. 202–204
  • Кара Караев и его школа / Российская музыкальная газета. 2003. № 11. — С. 1
  • «Студия новой музыки»: портрет на фоне…// Музыкальная академия. 2004. № 2. — С. 75–80
  • Что делать и Кто виноват? / Российская музыкальная газета. 2005. № 12. — С. 5
  • В ожидании…, или Двадцать лет спустя / Российская музыкальная газета. 2006. № 6. С. 6
  • Аннотация к концерту современной органной музыки / XVIII Международный фестиваль современной музыки «Московская осень» — 2006. Буклет фестиваля. — С. 24–25
  • Хиндемит и Мессиан: два взгляда в будущее // Органная книжечка: Очерки по истории и теории органного искусства / редактор-составитель Е. Н. Цыбко. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008. — С. 291–314
  • К поэтике индивидуального стиля Фараджа Караева // Музыковедение. 2008. № 7. — С. 50–55
  • Логика парадокса в инструментальном театре Фараджа Караева // Музыковедение. 2009. № 1. — С. 24–29  
  • К портрету Постороннего. Фарадж Караев // Музыкальная академия. 2009. № 3. — С. 137–146
  • Коммуникативные игры в музыкальном театре Фараджа Караева: «(K)ein kleines Schauspiel» и «Посторонний» // Музыка и время. 2010. № 5. — С. 10–14
  • К теории интертекстуальности: о принципе цитации в творчестве Фараджа Караева // Музыковедение. 2010. № 10. — С. 17–21
  • К проблеме Восток ― Запад в музыке: «Xütbə, muğam və surə» и «Babylonturm» Фараджа Караева // Музыка и время. 2010. № 10. — С. 37–42
  • Анаграммирование как структурно-смысловой элемент музыкального текста (на материале сочинений Фараджа Караева) // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. 2010. № 2 (7). — С. 204–209
  • Топосы тишины в творчестве Фараджа Караева (на материале Постлюдии для фортепиано) // Музыка и время. 2011. № 3. — С. 31–35
  • Диалог культур // Российский музыкант. 2011. Май. № 5 (1288). — С. 4
  • Этюд в зелёных тонах // Памяти Марии Распутиной / редактор-составитель М. В. Воинова. М.: Музиздат, 2011. — С. 16–18
  • «Цель творчества ― самоотдача…» // Российский музыкант. 2012. № 5 (1297). — С. 4
  • Театр абсурда в театре инструментов: музыкально-сценические произведения Фараджа Караева // Звуковая среда современности: Сборник статей памяти М. Е. Тараканова (1928–1996) / ответственный редактор-составитель Е. М. Тараканова. — М.: ГИИ, 2012. — С. 260–268
  • С большим размахом // Российский музыкант. 2013. № 5 (1307). — С. 4
  • Тени оживают в полночь // Музыкальная жизнь. 2013. № 6. — С. 28–29
  • ORGANO DUO: заметки не-постороннего // Орган. 2013. № 2 (18). — С. 4-6
  • Антистрасти «На Страстном» // Музыкальная жизнь. 2013. № 7. — С. 70–71
  • Российский хоровой конгресс // Российский музыкант. 2013. № 8 (1310). — С.1