Учителя

Член Союза композиторов России

Первая премия Высшего Интеррегионального  конкурса органистов в Люксембурге (Premier Prix of the Concours Interrégional Supérieur ― Luxembourg, 2002)

Доктор искусствоведения. Дисс. «Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев» (МГК, 2012)


Родилась в Иркутске.

В 1986 г.  с отличием окончила Иркутское Училище Искусств по специальностям теория музыки (класс И. О. Цахер) и фортепиано (класс Л. Н. Семенцовой).

В 1987 г. поступила в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на историко-теоретическое отделение, параллельно начала заниматься органом под руководством профессора Л. И. Ройзмана. В 1992 г. с отличием окончила Московскую консерваторию по двум специальностям: музыковедение (класс проф. Г. В. Григорьевой) и орган (класс проф. А. А. Паршина). В 1995 г. окончила аспирантуру Московской консерватории по специальности музыковедение. В 1996 г. присуждена учёная степень кандидата искусствоведения. Дисс. «К исследованию современного художественного мышления (на материале симфонии и оперы 80-х годов). Научный руководитель ― проф. Г. В. Григорьева.

В 1997–1999 гг. прошла  ассистентуру-стажировку по специальностям орган (проф. А. А. Паршин) и современная исполнительская практика (проф. В. Г. Тарнопольский).

В 2000–2002 гг. стажировалась в Консерватории г. Люксембурга (Conservatoire de la Musique de la Ville de Luxembourg) под руководством проф. Ж.-Ж. Казеля. Участник международных мастер-классов под руководством Ж. Гийу (L'Église St.Eustache, Paris, 2001).

Педагогическая деятельность:

С 1994 по 1996 гг. М. Высоцкая преподавала теоретические дисциплины на кафедре теории и истории музыки Московского педагогического государственного университета имени В. И. Ленина. С 1996 по 1998 гг. ― старший преподаватель,  с 1998 по 2002 гг. ― доцент кафедры философии и культурологии Московского государственного горного университета, автор спецкурсов по истории музыкальной культуры.

С 1999 г. работает концертмейстером кафедры хорового дирижирования Московской консерватории. С 2008 ― доцент, с 2013 ― профессор кафедры современной музыки. Читает авторские курсы «Современная музыка» (историко-теоретический и композиторский ф-ты), «Репертуар ХХ века» (фортепианный ф-т), «Современные композиторские и исполнительские техники» (ф-т симфонического и хорового дирижирования, иностранное отд.), «Интертекстуальные тенденции в музыке второй половины ХХ века» (ф-т повышения квалификации).

Концертная деятельность:

М. Высоцкая успешно совмещает научную и концертную деятельность.

Выступает с сольными органными концертами в России, Азербайджане, Белоруссии, Литве, Эстонии, Германии, Франции, Люксембурге. Принимала участие в гастролях и концертах Камерного хора Московской консерватории под управлением проф. Б. Тевлина, Государственного Академического Камерного хора под управлением проф. В. Минина, хора дирижёрско-хорового факультета Московской консерватории под управлением проф. С. Калинина, Детского хора Большого театра России под управлением Ю. Молчановой, Московского Государственного Симфонического оркестра, Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Национального филармонического оркестра России, Государственного симфонического оркестра кинематографии, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Ю. Башмета, В. Гергиева, Д. Герингаса, Т. Курентзиса, Я. Латам-Кёнига, К.-Д. Мазура, А. Мустонена, В. Понькина, С. Скрипки, А. Сладковского, С. Сондецкиса, В. Спивакова, В. Юровского и др. дирижёров.

В качестве солиста ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории принимала участие в международных фестивалях, гастролях ансамбля, а также в записи CD (MEGADISC, Belgium).

Участник международных фестивалей: Московский форум и Московская осень (Москва, 1998 ― 2013), Europäischer Musik Sommer Berlin (Берлин, 2001), Органный фестиваль в Бриделе (Люксембург, 2002), Московский органный фестиваль (Москва, 2003), Диалог культур (Баку, 2003), Sügisfestival (Таллинн, 2003), Московский Пасхальный фестиваль (Москва, 2004), 18. Dresdner Tage 2004  (Дрезден, 2004), April Spring Friendship Art Festival (Пхеньян, 2006), Четвёртый и Пятый фестивали современной музыки имени Кара Караева (Баку, 2011, 2013) и др. 

В 2004 г. выпустила сольный диск органной музыки, записанный на Westenfelder Organ г. Люксембурга.

Записи CD:

  • участие в записи диска Patrick De Clerck. Canti (MEGADISC, 1996)
  • участие в записи диска Валерий Кикта. Органные произведения (Алексей Паршин и его ученики играют на органах Московской консерватории) (МГК, 2003)
  • сольный диск Marianna Vysotskaya plays the Westenfelder Organ of the Luxembourg Conservatory (Артель «Восточный ветер», 2004).

Контактный e-mail: anna_mari@mail.ru

Научные труды. Издания. Публикации:

Сфера научных интересов М. Высоцкой — музыка ХХ века в широком спектре явлений: жанрово-стилевые процессы, композиционные техники, современное композиторское творчество, проблемы исполнительства.

Книги:

  • Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие (в соавторстве с Г. В. Григорьевой). М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011. 440 с.
  • Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев: Монография. М., 2012. 568 с., нот., ил. + CD

Избранные статьи:

  • Стиль и рефлексия (на материале отечественной симфонии 80-х годов) // Стилевые искания в музыке 70–80-х годов ХХ века: Сб. статей / сост. и науч. ред. Е. Г. Шевляков. Ростов-на-Дону: Ростовская гос. консерватория имени С. В. Рахманинова, 1994. С. 117–132  
  • Интерпретирующий стиль и жанрово-стилевые тенденции современной оперы // Научные труды МПГУ имени В. И. Ленина / ред. В. Л. Матросов, А. Ф. Киселёв, Г. Л. Стольникова и др. М.: Прометей, 1995. С. 12–14
  • Стабильность драматургической ориентации // Музыкальная академия. 1995. № 3. С. 68–72
  • Постигая целостность музыкально-исторического процесса (в соавторстве с Г. Григорьевой) // Музыкальная академия. 1996. № 3–4. С. 259–266
  • Постмодернизм – новая стадия  самосознания искусства // Введение в культурологию. Материалы по теории и истории художественной культуры. Вып. 1 / отв. ред. В. П. Яйленко.  М: Московский гос. горный университет, 1997. С. 43–56
  • Проблема самосознания искусства как актуальный аспект анализа // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, тeoрии,  психологии,  методологии: Материалы научно-практической конференции. М.: РАМ имени Гнесиных,  1997. С. 197–206
  • Симфония 60–80-х годов и историческая память жанра // Şеrqi. Баку: Бакинская музыкальная академия. 2000. Осень. С. 50–54
  • «Сверхисторическое» пространство постмодернизма и художественный опус //  Musiqi Dünyasi. Баку, 2000.  № 3–4. С. 174–181
  • Проблема культуры в психоанализе: Фрейд, Юнг, Фромм // Философское наследие и современность: Учебное пособие. Вып. 2. Ч. 2 / ред. А. Н. Филатова. М.: МГГУ, 2003. С. 3–15
  • Фестиваль русского андеграунда в Америке // Музыкальная академия. 2003. № 2. С. 202–204
  • Кара Караев и его школа / Российская музыкальная газета. 2003. № 11. С. 1
  • «Студия новой музыки»: портрет на фоне…// Музыкальная академия. 2004. № 2. С. 75–80
  • Что делать и Кто виноват? / Российская музыкальная газета. 2005. № 12. С. 5
  • В ожидании…, или Двадцать лет спустя / Российская музыкальная газета. 2006. № 6. С. 6
  • Аннотация к концерту современной органной музыки / XVIII Международный фестиваль современной музыки «Московская осень» – 2006. Буклет фестиваля. С. 24–25
  • Хиндемит и Мессиан: два взгляда в будущее // Органная книжечка: Очерки по истории и теории органного искусства / ред.-сост. Е. Н. Цыбко. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008. С. 291–314
  • К поэтике индивидуального стиля Фараджа Караева // Музыковедение. 2008. № 7. С. 50–55
  • Логика парадокса в инструментальном театре Фараджа Караева // Музыковедение. 2009. № 1. С. 24–29  
  • К портрету Постороннего. Фарадж Караев // Музыкальная академия. 2009. № 3. С. 137–146
  • Коммуникативные игры в музыкальном театре Фараджа Караева: «(K)ein kleines Schauspiel» и «Посторонний» // Музыка и время. 2010. № 5. С. 10–14
  • К теории интертекстуальности: о принципе цитации в творчестве Фараджа Караева // Музыковедение. 2010. № 10. С. 17–21
  • К проблеме Восток ― Запад в музыке: «Xütbə, muğam və surə» и «Babylonturm» Фараджа Караева // Музыка и время. 2010. № 10. С. 37–42
  • Анаграммирование как структурно-смысловой элемент музыкального текста (на материале сочинений Фараджа Караева) // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. 2010. № 2 (7). С. 204–209
  • Топосы тишины в творчестве Фараджа Караева (на материале Постлюдии для фортепиано) // Музыка и время. 2011. № 3. С. 31–35
  • Диалог культур // Российский музыкант. 2011. Май. № 5 (1288). С. 4
  • Этюд в зелёных тонах // Памяти Марии Распутиной / ред.-сост. М. В. Воинова. М.: Музиздат, 2011. С. 16–18
  • «Цель творчества ― самоотдача…» // Российский музыкант. 2012. № 5 (1297). С. 4
  • Театр абсурда в театре инструментов: музыкально-сценические произведения Фараджа Караева // Звуковая среда современности: Сборник статей памяти М. Е. Тараканова (1928–1996) / отв. ред.-сост. Е. М. Тараканова. М.: ГИИ, 2012. С. 260–268
  • С большим размахом // Российский музыкант. 2013. № 5 (1307). С. 4
  • Тени оживают в полночь // Музыкальная жизнь. 2013. № 6. С. 28–29
  • ORGANO DUO: заметки не-постороннего // Орган. 2013. № 2 (18). С. 4-6
  • Антистрасти «На Страстном» // Музыкальная жизнь. 2013. № 7. С. 70–71
  • Российский хоровой конгресс // Российский музыкант. 2013. № 8 (1310).С.1