Концертмейстеры московской консерватории. Том I. Размышления о профессии. Воспоминания. Фотодокументы
Идея, концепция, составление Вера Никитина, кандидат искусствоведения
Двухтомное издание «Концертмейстеры Московской консерватории» впервые посвящено одному из самых многочисленных профессиональных сообществ ведущего музыкального вуза России. Личности мастеров и их исполнительский опыт, взгляды на собственную работу и педагогику, свидетельства современников ― таково содержание разнообразных по характеру и объему материалов первого тома. Феномен концертмейстерского искусства широко представлен в контексте музыкального образования, а сами концертмейстеры – в пространстве человеческой жизни.
Публикуется неизвестная ранее фотохроника разных десятилетий, документы из личных и государственных архивов (555 иллюстраций).
Второй том – «Биографический энциклопедический словарь» – включает около 500 имен концертмейстеров, деятельность которых охватывает период начала ХХ – ХХI веков.
Издание приурочено к юбилейным датам – 150-летию Московской консерватории (2016) и ее первого выпуска (2019). Оно адресовано педагогам, исследователям отечественной музыкальной культуры, всем, кто интересуется историей российского исполнительства.
Приветствие ректора Московской консерватории А.С. Соколова 3
Вера Никитина. Профессия – концертмейстер! 4
Слово о концертмейстерах Московской консерватории
Александр Бондурянский. Профессия неисчерпаема! 7
Ирина Бочкова. Дар играть вместе 9
Валерий Ворона. Феноменальное творческое долголетие: Инна Коллегорская 11
Михаил Воскресенский. Людмила Галяко, музыкант высокой культуры 12
Эдуард Грач. В дуэте с роялем 13
Владимир Жданов. Пианист в оперном классе 14
Илья Калер. Играть с Анной Балакерской – неоценимая роскошь 18
Станислав Калинин. Наш золотой фонд 19
Лев Конторович. Помнить традиции исполнения 20
Сергей Кравченко, Владислав Иголинский. Наши концертмейстеры «держат» профессию 23
Георгий Крауклис. Вспоминая Нину Георгиевну Гамрат-Курек [2006] 26
Георгий Крауклис. Концертмейстерам – благодарственное слово [2010] 27
Юрий Ларин. Человек играет духом 33
Эдуард Леонов. Последнее стихотворение Киры Алемасовой [2016] 35
Виктор Мержанов. О Кире Алемасовой [2007] 35
Евгений Нестеренко. Без концертмейстера класс не создашь. О Елене Рыбчевской 36
Михаил Петухов. Эталон служения профессии: Анатолий Ивановский 37
Виктор Пикайзен. Мои коллеги, моя Инна Коллегорская 38
Галина Писаренко. Неповторимая и уникальная Вера Шубина 40
Валерий Попов. В сотрудничестве с настоящими мастерами 41
Геннадий Рождественский. Оркестровые краски рояля [2014] 42
Алексей Селезнев. Многогранный талант Тамары Оганезовой 43
Петр Скусниченко. Аккомпанировать певцам может не каждый 45
Зураб Соткилава. Концертмейстеры в тени не бывают [2016] 47
Андрей Спиридонов. Союз ярких мастеров (ФИСИИ) 49
Мария Чайковская. Талант ансамблиста – как дар импровизатора – есть не у каждого 50
Наталия Шаховская. Неуемная энергия и труд: Аза Аминтаева и концертмейстеры виолончельных классов [2015] 52
Светлана Юдина. В интересах общего дела 54
Профессия – концертмейстер: музыка, коллеги, жизнь
Антонина Афанасьева. На уроках Елены Катульской [1973] 57
Анна Балакерская. Отдавая профессии все силы 63
Фрида Бауэр. Вспоминая Ойстраха [1978] 67
Марина Белоусова. Это счастье – быть концертмейстером 70
Ольга Бер. Гильдия пианистов-концертмейстеров 71
Тина Бернблюм. Я никогда не изменяла клавиатуре [2013] 73
Олеся Бобрик – Карина Погосбекова (интервью). Мне интересно всё, что талантливо 75
Наталья Богелава. Я могла бы спеть гимн своей профессии! 79
Светлана Бондаренко. Незабываемые уроки Веры Николаевны Кудрявцевой 82
Наталья Виноградова. В классе Снитковского 83
Марианна Высоцкая. Всем своим существом он излучал свет 85
Лидия Газиянц
Кира Сергеевна Алемасова 88
Василий Фёдорович Балашов 89
Константин Петрович Виноградов 91
Концертмейстеры класса В.Ф. Балашова 92
Виктор Иванович Краснощёков 94
Нина Абрамовна Лебедева 95
Татьяна Ополинская 95
Глеб Иванович Савельев 97
Отстаивая статус концертмейстера 98
Размышляя о профессии 98
Татьяна Геворкова. Концертмейстером меня научила быть Лия Могилевская [2013] 99
Елена Грановская. Судьба подарила яркие встречи 100
Людмила Гуркова. Через руки и сердце прошла потрясающая музыка 105
Станислав Дяченко. Дирижерские уроки Рождественского 109
Станислав Дяченко. Играть клавир, а слышать партитуру 111
Светлана Елина – Екатерина Ганелина (интервью). Моя карьера сложилась как концертмейстерская 114
Ирина Ермилова. Виктор Пикайзен: мастерство и вдохновение 119
Наталья Ивакина. В дуэте на равных 120
Анатолий Ивановский, Елена Фатахутдинова. Игорь Дронов, отличный от других 122
Ирина Кириллова. Учиться и учить профессии 123
Юлия Коган. Из опыта «симфонического» пианиста [2013] 125
Инна Коллегорская. Незабываемые встречи [1993] 128
Надежда Котнова. Вокальные уроки Марии Рядчиковой для дирижеров-симфонистов 132
Елена Кравченко (Рыбчевская). Влюбилась в профессию бесповоротно 133
Маргарита Кравченко. Прошлое, которое не отпускает 137
Инна Красилова. Вкус к профессии почувствовала сразу 139
Анна Левина. Мне в жизни повезло [2015] 142
Алексей Луковников. Ирина Масленникова: бесконечный восторг творчества 147
Алексей Луковников. Оперная студия глазами концертмейстера 152
Ирина Манько. Дора Белявская – легенда вокальной педагогики 161
Ирина Манько. О хоровых и вокальных классах 163
Анна Маргулис. Чачава – Колобов – Писаренко: становление моей профессии 165
Татьяна Наседкина. Студенты Добровольской были выучены идеально 167
Татьяна Наседкина. Я пришла к нему навсегда: Владислав Соколов 168
Марина Пиняжина. Евгения Кибкало забыть нельзя 169
Александр Покровский. Мария Мирзоева – образец интеллигентности 170
Лидия Пронина. Я мечтала работать с вокалистами 171
Анна Радченко. Мои педагоги – источник мастерства и вдохновения 173
Татьяна Садовская. Полвека с виолончелью 177
Светлана Светланова. Дышать вместе 179
Ольга Сергеева. Встречи в консерватории как праздник 182
Мстислав Смирнов. А.И. Батурин [1998] 184
Анастасия Соколова. С радостью принимаю «вызовы» профессии 186
Галина Ширинская. «В оркестре так не сыграют» – говорил студентам Кондрашин 189
Галина Эстрина. Каждый день открываю для себя новое 193
Галина Эстрина. Надежда Бешкина, последняя ученица Цейтлина 196
Кафедра концертмейстерского искусства: в диалоге столетий
Дмитрий Гриних – Важа Чачава (интервью). Концертмейстер – профессия жертвенная [2006] 198
Ольга Жукова. В классе Неменовой-Лунц 200
Игорь Котляревский. Всегда благодарен своим педагогам и коллегам 201
Елена Либерова. Без концертмейстера ничего не живет 203
Людмила Лопатина. О педагогах кафедры [2014]
Кирилл Львович Виноградов 204
Леонид Михайлович Живов 206
Нина Ивановна Куликова 207
Абрам Давидович Макаров 209
Елена Владимировна Пашкова 209
Татьяна Дмитриевна Петрушевская 210
Елена Александровна Прохорова 212
Сергей Михайлович Симонов 213
Мстислав Анатольевич Смирнов 215
Важа Николаевич Чачава 216
Татьяна Сергеевна Чернышёва 217
Людмила Лопатина. О вокалистах кафедры [2014]
Галина Петровна Забродина 219
Клавдия Георгиевна Савельева 220
Петр Павлович Тарасов 220
Софья Михайловна Урумова 221
Лилиана Сергеевна Шехова 222
Георгий Дмитриевич Шульпин 223
В наследство от великих учителей 224
Алексей Луковников. Преданность исполнительским идеалам 225
Марина Никольская. Елизавету Брюхачёву не забываю 230
Ирина Осипова. Обогащая традиции кафедры 232
Эмма Рассина. Важа Чачава: жизнь в искусстве 235
Владимир Рубин. Персонаж мирного времени: М.С. Неменова-Лунц 237
Мстислав Смирнов. К истории кафедры концертмейстерского мастерства [1991] 238
Мстислав Смирнов. М.С. Неменова-Лунц [1991] 246
Татьяна Смирнова. Класс Елизаветы Борисовны Брюхачёвой 248
Людмила Соколоверова. Развивать свои возможности: из опыта Шендеровича 249
Ирина Соловьева. У Прохоровой не было скучных уроков 251
Концертмейстеры о своих великих учителях
Цогик Апресян (Парсамян). Мария Юдина 253
Тина Бернблюм. Александр Гольденвейзер [2010] 260
Тина Бернблюм. Владимир Софроницкий [2008] 262
Наталья Богелава. Лев Оборин 263
Светлана Величко. Самуил Фейнберг 264
Лидия Газиянц. Мария Юдина 268
Инна Коллегорская. Александр Гольденвейзер [1993] 269
Виктория Папандопуло. Из писем к А.Б. Гольденвейзеру 271
Марина Пиняжина. Яков Мильштейн 274
Семейные страницы в жизни концертмейстеров
Наталия Баташёва. С благодарностью вспоминаю маму – Екатерину Фукс [2015] 276
Марина Бельская. Музыка, родители и сестра Таня Рюмина 277
Сергей Виноградов. Мой отец – Кирилл Львович Виноградов 279
Юрий Григорьев. Больше, чем семейный союз 283
Елена Долинская. Страсти, страхи и победы: Наталья Германовна Баратова 284
Владимир Живов. Воспоминания об отце 287
Юлия Коган. Моя мама – Фаня Марковна Семецкая [2013] 293
Вениамин Коробов. Об Андрее Александровиче Коробове 294
Нина Куликова. В семье всё подчинялось порядку и музыке 295
Виктор Левин. Мама – Фрида Бауэр 298
Ирина Манько. От регента – к женщине за пультом: Мария Эклунд 307
Сергей Мильштейн. Моя мама – Евгения Ефремовна Калинковицкая 309
Елена Никитенко. В профессию – по стопам мамы 311
Наталия Огнева. Хочу воскресить своих предков 313
Наталия Полищук. Жили трудно, но музыка давала силы: Самвел Алумян 321
Александр Ракитин. Консерватория и три поколения нашей семьи 322
Лев Раков. Воспоминания о друге: Белла Львовна Ракова 326
Александр Силецкий. Ирина Зерчанинова – семья, друзья, музыка 328
Владимир Штерн. О маме, Марии Штерн 333
Концертмейстеры в годы Великой Отечественной войны
Лидии Газиянц. Три года работы в военном госпитале 336
Елена Грановская. Из детских воспоминаний 337
Анна Левина. Я ничего не боялась [2015] 338
Лариса Лобкова. В алтайской Тальмéнке [2015] 338
Из опыта работы российских концертмейстеров за рубежом
Анна Балакерская. Мои американские проекты 340
Мзия Бахтуридзе. Четверть века в La Scala 342
Светлана Величко. Жизнь на Аляске 345
Лидия Газиянц. Взгляд из Канады 348
Марина Пиняжина. Не любить китайцев невозможно 350
Лидия Пронина. В театре оперы и балета в Анкаре 351
Светлана Светланова. Монгольские впечатления 353
Из опыта концертмейстерской работы выпускников Московской консерватории
Маргарита Бружес. Основы профессии мне дал Микулин 355
Антонина Лебедева-Емелина. Мне открылась актерская профессия 357
Ирина Мусатова. Как важно выслушать друг друга 361
Наталия Шевченко. Я – потомственный концертмейстер [2015] 366
Крупным планом: музыка как судьба
Светлана Величко. Учителя и коллеги в памяти навсегда 369
Анна Гришина-Харлап. Мирон Харлап: музыкант, литератор, философ [1997] 378
Лариса Лобкова. Счастлива музыкой [2015] 382
Профессия – концертмейстер!
Востребованная во всех областях музыкальной культуры, профессия пианиста-концертмейстера всё еще незаслуженно остается в стороне от широкого публичного признания. Запечатлеть ― в документах и живых свидетельствах ― имена и судьбы концертмейстеров Московской консерватории призвана эта книга. В одно целое в ней объединены воспоминания современников, архивные факты и фотоматериалы.
Существует много изданий, отражающих высшие сценические достижения в области музыкально-исполнительского искусства, но нигде прежде концертмейстеры не были представлены столь объемно. Эта книга рассказывает, главным образом, о большой, скрытой от глаз, в чем-то будничной работе в классе, подготавливающей эти выдающиеся артистические успехи, ― работе, проходящей внутри консерваторских творческих содружеств, проявляющейся в разных ее срезах. И концертмейстеры в ней ― на первом плане, вне привычной «второстепенной» роли. Они в центре внимания педагогов различных специальностей, авторов статей, в которых герои книги предстают как пианисты, наделенные ярким талантом и богатым исполнительским опытом, как полноправные, незаменимые участники педагогического процесса. Концертмейстеры в книге сами – впервые столь всеохватно – выступают в роли авторов, размышляют о профессии, делятся яркими, порой парадоксальными суждениями о ремесле и искусстве, проявляют себя как личности, хранители подробностей творческой работы своих коллег, восстанавливающие забытые страницы судеб многих деятелей консерватории, а вместе с этим и ее жизнь в разные годы.
Бόльшую часть собранных материалов составили статьи и рассказанные истории1. Мемуары, очерки, эссе, интервью и публикации прошлых лет ― такова панорама этой многожанровой книги, весьма неоднородной по содержанию, стилю и объему. Ее основные линии ― феномен концертмейстера в учебном процессе и за его пределами, различные проявления профессиональной деятельности концертмейстера и более широко – профессия концертмейстера в пространстве человеческой жизни.
Отправной точкой концепции стал двойной портрет «педагог по специальности ― концертмейстер», что позволило показать концертмейстерскую работу в диалоге мастеров, имеющем свою специфику на разных факультетах. Общее и различия в такой работе, взгляд на самих себя, профессия в женском и мужском представлении, как стать и остаться концертмейстером, сохранившись в столь многотрудной специальности, ― эти и другие темы рассматриваются на страницах книги.
Читатель познакомится с теми, кто недавно начал свой путь в концертмейстерскую профессию, и теми, кто, имея огромный опыт, повлиял на музыкальную культуру и образование в данной сфере деятельности. Это ― гордость отечественного искусства, люди, наделенные выдающимся талантом ― Аза Аминтаева, Фрида Бауэр, Инна Коллегорская, Анна Левина, Мария Штерн, Вера Шубина… В книге немалое внимание уделено концертмейстерской кафедре Московской консерватории и прежде всего ее корифеям ― Е.Б. Брюхачёвой, К.Л. Виноградову, Л.М. Живову, А.Д. Макарову, М.С. Неменовой-Лунц, Е.В. Пашковой, Т.Д. Петрушевской, В.В. Подольской, Е.А. Прохоровой, С.М. Симонову, М.А. Смирнову, В.Н. Чачаве, Т.С. Чернышёвой, Е.М. Шендеровичу. Имена этих мастеров столь же дороги консерватории, как имена легендарных профессоров-исполнителей и концертмейстеров. Они сами во многом были и концертмейстерами, и легендами. Отражена также деятельность вокалистов кафедры (концертмейстеров по штатному расписанию), незаменимых в профессиональном становлении студентов-пианистов, которым предстоит встать на путь ансамблевого творчества.
Слова признания видных концертмейстеров адресованы своим великим учителям пианистического искусства ― А.Б. Гольденвейзеру (Т.М. Бернблюм, И.В. Коллегорская, В.П. Папандопуло), Я.И. Мильштейну (М.Ф. Пиняжина), Л.Н. Оборину (Н.В. Богелава), В.В. Софроницкому (Т.М. Бернблюм), С.Е. Фейнбергу (С.Н. Величко), М.В. Юдиной (Ц.К. Апресян, А.Г. Газиянц). Воссозданы не только их профессиональные портреты, но и духовно-творческая атмосфера учебного процесса середины прошлого столетия.
«Семейные страницы» приоткроют читателю жизнь концертмейстеров в кругу близких людей и их внеконсерваторские интересы. Таковы статьи о Н.Г. Баратовой (Е.Б. Долинская), Ф.И. Бауэр (В.В. Левин), Е.Б. Брюхачёвой (Н.Л. Огнева), К.Л. Виноградове (С.К. Виноградов), Л.М. Живове (В.Л. Живов), И.А. Зерчаниновой (А.В. Силецкий), Е.Е. Калинковицкой (С.Я. Мильштейн), А.А. Коробове (В.А. Коробов), Б.Л. Раковой (Л.В. Раков), Ф.М. Семецкой (Ю.И. Коган), Л.А. Соколоверовой (Ю.А. Григорьев), Е.Ф. Фукс (Н.Г. Баташёва), М.А. Штерн (В.С. Штерн); здесь же – воспоминания и документы из семейных архивов М.П. Бельской, Н.И. Куликовой, И.Е. Манько, Е.В. Никитенко, Н.Г. Полищук и А.М. Ракитина.
Охвачен и такой малоизвестный аспект концертмейстерской профессии, как опыт работы за рубежом, в учебных и театральных организациях других стран. О чрезвычайно насыщенной деятельности в США, Италии, Канаде, Турции, Китае и Монголии рассказывают А.Л. Балакерская и М.Г. Бахтуридзе, С.Н. Величко и А.Г. Газиянц, М.Ф. Пиняжина, Л.Б. Пронина и С.Т. Светланова. Эта деятельность, обогащая исполнительские традиции, свидетельствует об огромном потенциале Московской консерватории в мировом культурном пространстве.
Своими мыслями о профессиональных навыках, полученных в консерватории и приобретенных в дальнейшем, делятся выпускники разных лет. М.А. Бружес, А.В. Лебедева-Емелина, И.Д. Мусатова и Н.С. Шевченко предоставили материалы о концертмейстерской работе в образовательной и театральной сферах.
Наряду с краткими зарисовками и штрихами к творческим портретам, дается крупный план: раздел «Музыка как судьба» включает развернутые жизнеописания музыкантов, начиная с детских лет и первых занятий до признания в широких музыкантских кругах и десятков имен состоявшихся учеников. Эти повествования дадут возможность читателю почувствовать дух времени и его приоритеты, отражавшиеся на профессии и перипетиях судьбы, особенностях самовосприятия и взаимодействия в профессиональном сообществе (С.Н. Величко, Л.П. Лобкова, М.Г. Харлап).
Концертмейстеры старшего поколения, свидетели эпохальных событий в истории нашей страны, предстали в разделе, посвященном Великой Отечественной войне. Как дань памяти ветеранам здесь публикуется ранее неизвестная фотохроника, сведения об участниках военных лет и воспоминания очевидцев (Л.Г. Газиянц, Е.Н. Грановская, А.Н. Левина, Л.П. Лобкова).
Завершает издание «Биографический энциклопедический словарь» концертмейстеров Московской консерватории (II том). Его временной диапазон ― от начала ХХ века до наших дней: около 500 человек, со всех исполнительских факультетов в прошлом и настоящем, памятные многим и полузабытые, отдавшие консерватории всю жизнь и работавшие в ней недолго.
Нельзя не сказать еще об одной существенной особенности замысла ― это публикация документов из архива Московской консерватории (сокр.: Арх. МК) и личных собраний концертмейстеров и педагогов. Уникальные фотоматериалы впервые представлены читателю в таком объеме (более 1000 иллюстраций, включая энциклопедический словарь). Мгновения на уроках и на сцене, в кругу коллег и близких ― множество лиц, огромное человеческое пространство! Глядя на снимки разных лет (самый ранний датируется 1880 годом), ощущаешь, как меняется время и стиль жизни, как преображается, в частности, неповторимый архитектурный облик консерватории. Художественные приношения «Консерватория ― наш дом. Времена года» ― своего рода «визуальное послесловие» этого двухтомного издания. Нет сомнения, что оно значительно обогатит нашу общую память.
1 Авторские статьи подготовили: А.Л. Балакерская, М.Н. Белоусова, О.Л. Бер, Н.В. Богелава, А.З. Бондурянский, С.Н. Величко, М.С. Высоцкая, Л.Г. Газиянц, Э.Д. Грач, Ю.А. Григорьев, Е.Б. Долинская, С.Д. Дяченко, И.В. Ермилова, В.Л. Живов, Н.М. Ивакина, И.Л. Калер, И.В. Кириллова, Н.П. Котнова, Е.Л. Кравченко (Рыбчевская), М.И. Кравченко, Г.В. Крауклис, А.В. Лебедева-Емелина, В.В. Левин, Л.А. Лопатина, А.Ю. Луковников, А.А. Маргулис, С.Я. Мильштейн, Е.Е. Нестеренко, Е.В. Никитенко, М.С. Петухов, В.А. Пикайзен, Н.Г. Полищук, А.М. Ракитин, Л.В. Раков, Э.Б. Рассина, С.Т. Светланова, А.Н. Селезнёв, О.В. Сергеева, А.В. Силецкий, П.И. Скусниченко, Т.Г. Смирнова, А.Н. Соколова, Л.А. Соколоверова, И.Н. Соловьёва, Г.С. Ширинская, В.С. Штерн, Г.А. Эстрина, С.Н. Юдина.В использованные публикации и архивные рукописи прошлых лет, принадлежащие Ц.К. Апресян (Парсамян), А.Л. Афанасьевой, Ф.И. Бауэр, Т.М. Бернблюм, Н.Д. Виноградовой, И.В. Коллегорской, А.М. Гришиной-Харлап, Л.П. Лобковой, Н.Л. Огневой, В.П. Папандопуло, М.А. Смирнову и Т.Г. Смирновой, внесены необходимые сокращения и редакторские изменения. Литературная запись устных рассказов выполнена В.Н. Никитиной и согласована с авторами.