Второе издание, исправленное, дополненное
Предлагаемое издание представляет собой учебное пособие для музыковедов и композиторов первого курса консерваторий. Оно написано в оригинальном жанре лекций, содержащих актуальный материал по узловым проблемам отечественной и зарубежной музыки в ее движении от начала ХХ века к веку нынешнему. Акцентируются вопросы стилей, жанров, техник композиции в произведениях, ставших знаковыми в избранном периоде времени и малоизвестных студентам на начальном этапе обучения. В лекциях затрагиваются ключевые культурологические темы — авангардизм, постмодернизм, интертекстуальность и другие; наряду с изученными сегодня техниками (серийностью, сериальностью, пуантилизмом, алеаторикой) рассматриваются менее известные (формализованная музыка, спектральная музыка). Лекции предваряют для первокурсников специальные историко-теоретические дисциплины, на начальном этапе обучения погружая их в непростую ситуацию современной музыки. Они могут быть использованы как педагогами, ведущими спецкурс «Современная музыка», так и всеми, кто так или иначе соприкасается в преподавании с композиторским творчеством ХХ–XХI веков.
От авторов 7
1. Введение в музыку ХХ века 9
Чарлз Айвз — Четвертая симфония
Литература 19
2. Экспрессионизм и новые техники ХХ века 23
2.1. От тональности к атональности: Арнольд Шёнберг — Второй струнный квартет fis-moll ор. 10, Пять пьес для оркестра ор. 16 27
Литература 33
2.2. Тональная додекафония: Альбан Берг — Симфонические пьесы из оперы «Лулу», Концерт для скрипки с оркестром 37
Литература 43
2.3. Гемитоника и додекафония: Антон Веберн — Симфония ор. 21, Вариации для фортепиано ор. 27 (Вариации для оркестра ор. 30) 46
Литература 53
3. Русский авангард начала XX века и новые техники 57
3.1. Движение к свободной двенадцатитоновости: Артур Лурье — «Формы в воздухе» («Синтéзы» ор. 16) 60
Литература 64
3.2. Авторские версии хроматической тональности: Николай Рославец — «Три сочинения» для фортепиано. Александр Мосолов — Четвертая соната для фортепиано ор. 11. (Николай Рославец — Ноктюрн. Александр Мосолов — «Три детские сценки» ор. 18, «Четыре газетных объявления» ор. 21) 65
Литература 73
3.3. Техника микрохроматики: Иван Вышнеградский — Прелюдии в четвертитоновой системе для двух фортепиано ор. 22, «Этюд на тему магического квадрата» для фортепиано ор. 40, «Этюд на вращательных движениях» для камерного оркестра ор. 45 с (Композиция для струнного квартета в четвертитоновой шкале ор. 43) 75
Литература 85
4. Интертекстуальные тенденции 86
4.1. Неоклассицизм («вариации на стиль»): Игорь Стравинский — «Пульчинелла», «Поцелуй феи», «Похождения повесы», Месса (Симфония in C, Октет для духовых инструментов) 90
Литература 99
4.2. Транскрипция и работа по модели: Эдисон Денисов — Партита для скрипки и камерного оркестра. Альфред Шнитке — Concerto grosso № 2 (Родион Щедрин — «Музыка для города Кётена») 102
Литература 109
4.3. Цитата, аллюзия, анаграмма (монограмма): Фарадж Караев — Серенада «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге» («1791»). Альфред Шнитке — Третья симфония (Фарадж Караев — Концерт для фортепиано и камерного оркестра. Альфред Шнитке — Minnesang, Moz-Art, (K)ein Sommernachtstraum) 111
Литература 126
5. Фольклор и музыка ХХ века 128
5.1. У истоков неофольклоризма: Игорь Стравинский — «Прибаутки», Три пьесы для струнного квартета, «Свадебка». Бела Барток — Cantata profana (Игорь Стравинский — «Колыбельные кота») 130
Литература 136
5.2. Неофольклоризм: Родион Щедрин — «Озорные частушки». Николай Сидельников — «Сокровенны разговоры». Владимир Мартынов — «Ночь в Галиции» (Николай Сидельников — «Русские сказки») 138
Литература 148
5.3. Фольклор и двенадцатитоновость: Роман Леденёв — «Попевки». Сергей Слонимский — «Концерт-буфф». Родион Щедрин — «Звоны». Эдисон Денисов — «Плачи» 150
Литература 158
6. Музыкальный авангард II 161
6.1. Конкретная и электроакустическая музыка: Пьер Шеффер — Пьер Анри — «Symphonie pour un homme seul». Дьёрдь Лигети — «Artikulation», «Aventures». Эдгар Варез — «Déserts», «Poéme electronique» (Джон Кейдж — «Credo in Us», «Radio Music», «Fontana Mix», «Imaginary Landscapes» № 1, 2, 4, 5) 161
Литература 175
6.2. Сонорика и сонористика: Эдгар Варез — «Hyperprism», «Ionisation». Кшиштоф Пендерецкий — «Ofiarom Hiroszimy: Tren». Джордж Крам — «Night of the Four Moons», «Lux aeterna», «Vox balaenae» (Кшиштоф Пендерецкий — «Anaklasis», «Polymorphia». Джордж Крам — «Makrokosmos» I, II) 177
Литература 194
6.3. Сонорика и электроакустическая музыка: Карлхайнц Штокхаузен — «Gesang der Jünglinge», «Kontakte». Эдуард Артемьев — «Двенадцать взглядов на мир звука: Вариации на один тембр». Альфред Шнитке — «Поток». Эдисон Денисов — «Пение птиц» (София Губайдулина — «Vivente — non vivente») 197
Литература 207
6.4. Статическая сонорная композиция: Дьёрдь Лигети — «Atmosphères», «Lontano», «Lux aeterna» (Requiem, «Ramifications») 209
Литература 214
6.5. Техника алеаторики: Витольд Лютославский — «Trois poèmes d’Henri Michaux», «Livre pour orchestre» (Альфред Шнитке — Серенада для пяти музыкантов) 216
Литература 225
6.6. Индивидуальная система музыкального языка и феномен программности: Оливье Мессиан — «Harawi, chant d’amour et de la mort», «Oiseaux exotiques», «Et exspecto resurrectionem mortuorum» («La Nativité du Seigneur», «Couleurs de la Cité céleste», «Cinq Rechants», «Chronochromiе») 228
Литература 241
6.7. Сериализм: Луиджи Ноно — «Polifonica — Monodia — Ritmica», «Incontri», «Il canto sospeso» 243
Литература 251
6.8. От сериализма — к формульной композиции: Карлхайнц Штокхаузен — «Kreuzspiel», «Klavierstück XI», «Momente», «Stimmung», «Mantra» («Aus den sieben Tagen», «Tierkreis» («Zodiac»), «Ylem») 254
Литература 263
6.9. Постсериализм: Пьер Булез — «Le Marteau sans maître», «Eclat», «Rituel: in memoriam Bruno Maderna» (Третья соната для фортепиано, «Pli selon pli (S. Mallarmé)») 267
Литература 278
6.10. Новая техника вокального интонирования: Лючано Берио — «Circles», «O King», «Cries of London» («А-Ronne», «Coro») 282
Литература 290
6.11. «Манифест постмодернизма»: Лючано Берио — Симфония для восьми голосов и оркестра 291
Литература 297
6.12. Сонорная модальность: Джон Кейдж и его prepared piano — «Bacchanale», «Sonatas and Interludes», «Second construction» («Music for Marcel Duchamp», «A Room», «A Valentine out of Season», «Prelude for Meditation», «The Perilous Night») 299
Литература 307
6.13. «Формализованная музыка»: Яннис Ксенакис — «Metastaseis», «Nomos gamma», «Phlegra» («Anaktoria», «Jonchaies», «Palimpsest», «Jalons») 311
Литература 321
6.14. Спектральная музыка: Жерар Гризе — «Modulations». Тристан Мюрай — «Désintégrations» (Жерар Гризе — «Périodes». Тристан Мюрай — «Mémoire / Érosion») 324
Литература 335
7. Американский минимализм 339
Терри Райли — «In C». Стив Райх — «Piano Phase», «Different Trains». Филип Гласс — «Mad Rush», «Metamorphosis» 1–5 (Филип Гласс — «Wichita Vortex Sutra». Стив Райх — «Tehillim». Джон Адамс — «Century Rolls», «Hallelujah Junction»)
Литература 350
8. Отечественная музыка второй половины ХХ века 352
8.1. Второй авангард в России (I). Серийная техника: Андрей Волконский — «Musica stricta», «Сюита зеркал». Николай Каретников — Соната для скрипки и фортепиано ор. 16 (Николай Каретников — Струнный квартет op. 18) 352
Литература 361
8.2. Второй авангард в России (II). «Московская тройка»: Эдисон Денисов — «Солнце инков». Альфред Шнитке — Кантата «История доктора Иоганна Фауста». София Губайдулина — Концерт для скрипки с оркестром «Offertorium» 363
Литература 371
8.3. Эстетика «новой простоты»: Арво Пярт — «Tabula rasa», «Fratres». Валентин Сильвестров — Первый квартет, «Тихие песни» (Арво Пярт — «Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Joannem», «Stabat mater». Валентин Сильвестров — «Китч-музыка», Серенада для струнного оркестра, «Постлюдия» для фортепиано и симфонического оркестра) 375
Литература 387
8.4. Русская версия минимализма: Владимир Мартынов — «Листок из альбома», «Плач Иеремии». Николай Корндорф — «Ярило», «Гимны» I, II, III (Владимир Мартынов — «Opus posth I», «Двенадцать побед короля Артура». Николай Корндорф — «Con sordino», «In D») 390
Литература 401
8.5. Композиторы — члены АСМ-2 (I): Фарадж Караев — Концерт для оркестра и скрипки соло. Владимир Тарнопольский — «Маятник Фуко» (Фарадж Караев — «Vingt ans aprѐs — nostalgie…», «Klänge einer traurigen Nacht». Владимир Тарнопольский — «Кассандра», «Hommage à Kandinsky») 404
Литература 417
8.6. Композиторы — члены АСМ-2 (II): Виктор Екимовский — «Аленький цветочек» (Композиция 91). Юрий Каспаров — «Les Symboles de Picasso». Александр Раскатов — «Xenia» (Виктор Екимовский — «Стихъ на скончаніе вѣка сего» (Композиция 84). Юрий Каспаров — Концерт для гобоя с оркестром. Александр Раскатов — «Ritual») 421
Литература 438
Учебное пособие «Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну» построено в виде лекций для дисциплины «Современная музыка», которая преподается на первом курсе консерваторий у музыковедов и композиторов. Цель пособия — на раннем этапе обучения приобщить студентов к актуальным проблемам музыки ХХ века. В его основу легла тематика, составившая содержание курса профессора Г. В. Григорьевой, созданного ею в 1981 году и читавшегося в Московской консерватории до 2008 года. С этого времени курс перешел к доценту М. С. Высоцкой, кардинально обновившей музыкальный материал и тематику лекций, которые приобрели статус авторских. В ее изложении лекции и составили содержание пособия, проблематика которого отражает основные категории музыки ушедшего столетия — стиль, жанры, техники композиции в их сложном взаимодействии и новом наполнении. Это связано с радикально изменившейся парадигмой искусства ушедшего века от его начала к концу: именно поэтому пособие в предлагаемом варианте имеет подзаголовок «от авангарда к постмодерну».
Построенный исторически, курс в некоторых темах намеренно нарушает хронологию, чтобы подчеркнуть сходство эстетических устремлений, технологических новаций, стилистических поисков отечественных и зарубежных композиторов. Историзм курса — в его опоре на периодизацию, принятую в нашей музыковедческой науке и отраженную в терминах Ю. Н. Холопова «авангард I» (1910–1920-е годы) и «авангард II» (1950–1960-е годы), объединивших сходные новации как в отечественной музыке, так и в мировом музыкальном искусстве.
При структурировании курса неизбежно возникли некоторые сложности в причислении того или иного композитора к музыке отечественной или зарубежной (например, А. Пярта и В. Сильвестрова, творческий путь которых начинался еще в советских республиках, но продолжился уже за их пределами; краткие биографические справки уточняют эти обстоятельства).
Авторы отдают себе отчет в том, что трактовка некоторых терминов — таких, как авангард, интертекстуальность, постмодернизм — достаточно дискуссионна, однако и сами по себе эти термины на сегодняшний день допускают неоднозначность толкований. Внушительные списки отечественной и зарубежной литературы, в том числе самой последней, служат опорой в трактовке новых понятий искусства ХХ века в заявленном ракурсе «от авангарда к постмодерну», до сих пор не разработанном сколько-нибудь последовательно и целостно. Пособие по мере возможностей предпринимает такую попытку в рамках годичного учебного курса.
Музыкальные иллюстрации построены на знаковых произведениях музыки ХХ века. В ряду авторов — не только те, кто прочно завоевал позиции ведущих представителей музыки ушедшего столетия, но и те, кто к настоящему времени определяют основные тенденции композиторского творчества.
Лекции включают краткое изложение сути обозначенной проблемы, биографические сведения о композиторах (за исключением фигур, достаточно подробно освещенных в музыковедческой литературе — Шёнберга, Берга, Веберна, Стравинского, Бартока) и аналитические очерки о музыкальных произведениях (с нотными примерами); списки литературы представлены по темам. Курсивом в названиях лекций обозначены те произведения, которые могут использоваться в качестве дополнения или замены анализируемых сочинений. В ходе занятий предполагается прослушивание записей, целиком или во фрагментах, на усмотрение педагога. Желательны также обсуждения со студентами материала лекций и музыки.
Основные, крупные «блоки» лекционного курса таковы:
I. Введение в музыку ХХ века
II. Экспрессионизм и новые техники ХХ века
III. Русский авангард начала XX века и новые техники
IV. Интертекстуальные тенденции
V. Фольклор и музыка ХХ века
VI. Музыкальный авангард II
VII. Американский минимализм
VIII. Отечественная музыка второй половины ХХ века
Тематические разделы не равны по масштабу (например, «Американский минимализм» представлен только одной лекцией, в то время как раздел «Музыкальный авангард II» содержит 14 лекций), что объясняется значимостью той или иной проблематики в музыке ХХ века.
Переводы с иностранных языков, в которых не указан переводчик, выполнены М. С. Высоцкой. Система библиографических ссылок, принятая в пособии, ориентирована на списки литературы, помещенные в конце разделов. В постраничных сносках указываются: фамилия автора, сокращенное название работы и номер страницы, либо ключевое слово названия и номер страницы.
Авторы надеются, что материал пособия будет полезен не только ведущим курс «Современная музыка», но и тем, кто так или иначе соприкасается с музыкой ХХ века, в ее движении от авангарда к постмодерну.