Кандидат искусствоведения. Дисс.: «Проблема целостности интерпретации (на материале фортепианных сюитных циклов Шумана и Мусоргского)» (Московская консерватория, 1981);
Награждён медалью «В память 850-летия Москвы».


Родился в городе Москве. В 1970 году окончил Московское музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс фортепиано И. Л. Худолея), в 1975 году — Горьковскую консерваторию (класс фортепиано О. С. Виноградовой). До 1979 года совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории по специальности «история и теория исполнительского искусства» (научный руководитель — М. А. Смирнов).

Педагогическая деятельность:

С 1999 года — профессор.

Научные труды. Издания. Публикации:

Автор свыше 150 научных трудов, в том числе множества статей, посвященных творчеству Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Э. Грига, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, педагогам-пианистам С. И. Танееву, П. А. Пабсту, В. И. Сафонову, П. А. Шостаковскому, К. А. Киппу, А. А. Чичкину, А. В. Вицинскому, а также истории редакций, транскрипций и каденций, проблемам текстологии и интерпретации клавирной музыки. Автор «Программы по методике обучения игре на фортепиано» (М., 2006), методических разработок, вступительных статей к различным изданиям.

Автор и составитель:

    учебных пособий
    • «Как исполнять Гайдна». — М., 2004;
    • «Как исполнять Моцарта». — М., 2004;
    • «Мысли о Моцарте». — М., 2005;
    • «Уроки Зака». — М., 2006.

Редактор-составитель сборников научных трудов Московской консерватории

  • «Музыка П. И. Чайковского: вопросы интерпретации». — М., 1991
  • «Профессора исполнительских классов Московской консерватории»
    Вып. 1. — М., 2000;
    Вып. 2. — М., 2002;
    Вып. 3. — М., 2007;
    Вып. 4. — М., 2008;
  • «Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко». — М., 2001;
  • «Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения». — М., 2003;
  • «Звучащая жизнь музыкальной классики XX века». — М., 2006;
  • «Творчество, концепции, школы: Деятельность профессоров Московской консерватории (от истоков до наших дней)». — М., 2008.

Избранные статьи

  • Некоторые особенности композиции и интерпретации «Картинок с выставки» Мусоргского // Проблемы организации музыкального произведения. — М., 1979;
  • Легенда о неисправном метрономе Р. Шумана и некоторые особенности исполнительской и редакторской деятельности Клары Шуман // Проблемы воспитания музыканта-исполнителя. — М., 1984;
  • О некоторых педагогических советах Листа // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5. — М., 1984;
  • Из наблюдений над звуковой символикой в произведениях Шумана // Советская музыка. 1985. № 8; 
  • Клавирные сочинения Моцарта в обработке Грига (к вопросу о романтическом стиле интерпретации) // Исполнитель и музыкальное произведение. — М., 1989;
  • Оперная музыка М. П. Мусоргского в фортепианных обработках (на примере «Бориса Годунова») // М. П. Мусоргский. Современные проблемы интерпретации. М., 1990
  • Обработки Чайковским клавирной музыки Моцарта: стилистические аспекты переинтонирования // Из истории музыкальной жизни России (XVIII–XIX вв.). — М., 1990;
  • Фортепианные сюитные циклы Шумана: Вопросы целостности композиции и интерпретации. — М., 1991; 2-е изд. М., 2006;
  • Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации // Музыкальное исполнительство и педагогика. — М., 1991;
  • Чайковский — автор фортепианных обработок и некоторые концертные обработки для фортепиано музыки Чайковского // Музыка П. И. Чайковского: Вопросы интерпретации. — М., 1991;
  • Танеев играет Моцарта (штрихи к исполнительскому портрету на основе анализа игры 1891 года, воспоминаний современников и неопубликованных каденций к фортепианному концерту Моцарта К. 365) // Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории. — М., 1993;
  • О моцартианстве В. И. Сафонова // Проблемы творчества Моцарта. — М., 1993;
  • «Эпоха уртекстов» и редакции фортепианных сонат Бетховена // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 2. — М., 1997;
  • Современные проблемы воспитания исполнителя. Беседы с Л. Н. Власенко, Е. В. Малининым, В. К. Мержановым, Т. П. Николаевой // Там же;
  • Каденция солиста в XVIII — начале XIX века // Старинная музыка. 2002. № 2–4;
  • Создавать собственные каденции! // Как исполнять Моцарта. — М., 2004
    и другие.

Автор вступительных статей, а также предисловий, послесловий и примечаний к изданиям: Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. — М., 2004, Вицинский А. В. Беседы с пианистами. — М., 2004 и Танеев С. И. Две каденции к концерту В. А. Моцарта для двух фортепиано с оркестром (К 365). — М., 2007.

Москва, 2017
Москва, 2017
Москва, 2016
Москва, 2016
Москва, 2016
Москва, 2013
Москва, 2012
Москва, 2012
Москва, 2011
Москва, 2011
Москва, 2006
Москва, 2003