Родилась в году Москве. Училась в школе при Музыкальном училище Московской консерватории (класс фортепиано О. Ф. Мухортовой). В 1951–1955 годах обучалась в самом училище (класс фортепиано М. Я. Сивер).

В 1960 году окончила теоретико – композиторский и фортепианный факультеты Московской консерватории. Педагоги: А. А. Егоров и Л. М. Левинсон (фортепиано), Р. И. Грубер, Н. С. Николаева (научный руководитель дипломной работы и кандидатской диссертации), И. В. Нестьев, Ю. В. Келдыш, А. И. Кандинский (история музыки), В. О. Берков, С. С. Скребков (гармония), В. В. Протопопов (полифония), Л. А. Мазель (анализ музыкальных произведений), И. А. Барсова (чтение партитур), Ю. А. Фортунатов (инструментовка).

В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории. Рано, ещё в годы учения на фортепианном отделении училища, сделав выбор в пользу музыковедения, Царёва не забывает своей первой специальности и по сей день выступает в качестве пианистки в ансамблях с певцами и инструменталистами.

В течение многих лет занимается просветительской деятельностью, организует лекции-концерты в Университете музыкальной культуры, выступает на радио и телевидении, с открытыми лекциями и докладами в Москве, Санкт
–Петербурге, Смоленске, Перми, Клину, Краснодаре, Минске, Кишинёве, Тбилиси, Бишкеке. Осуществила ряд аудиозаписей бесед о творчестве различных композиторов.


Педагогическая деятельность:

С 1964 года преподает на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории, с 1992 года — профессор.

Ведёт общие курсы истории зарубежной музыки, читает спецкурс истории зарубежной музыки XIX века.

В 1990-е годы стала одним из инициаторов обновления спецкурса, введения в него фигур так называемого «второго ряда», организации авторских курсов (читала курсы «Поэзия Гёте и Гейне в немецкой песне XIX века», «Неизвестный XIX век» и другие). Курс «Неизвестный XIX век» регулярно читает для слушателей Факультета повышения квалификации.

С 1960 года также преподает музыкальную литературу в Музыкальном училище при Московской консерватории, заведует цикловой комиссией по этому предмету.

Один из наиболее авторитетных в стране преподавателей музыкальной литературы (в её классе прошли обучение свыше 400 учащихся–музыковедов). Советами и консультациями Царёвой пользуются педагоги школ и училищ разных городов России.

Повышение квалификации:

2016: Психолого–педагогические проблемы музыкального образования.

Ученики:

К 2006 году под руководством Царёвой защищены 40 дипломных работ, 11 кандидатских диссертаций. Среди учеников — музыковеды, работающие в различных учебных заведениях страны и за рубежом:

  • Е. Битерякова
  • Е. Боярских
  • И. Брянцева
  • О. Будакова
  • Е. Верещагина
  • И. Гребнева
  • М. Егорова
  • К. Зенкин
  • Е. Карелина
  • З. Карташева
  • Е. Кузнецова
  • Г. Моисеев
  • Б. Мукосей
  • С. Мураталиева
  • И. Охалова
  • В. Павлинова
  • Е. Паникова
  • М. Плазинская
  • С. Роговой
  • М. Фролова –Уокер (Кембридж)
  • Т. Фрумкис (Берлин)
  • О. Ходыко
    и другие.

Научные труды. Издания. Публикации:

Ведущий специалист в области истории музыки XIX века, глубокий знаток и исследователь музыки Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Р. Вагнера, А. Брукнера, П. И. Чайковского. Главная исследовательская тема — жизнь и творчество И. Брамса —  определилась в студенческие годы в дипломной работе «Фортепианная лирика позднего Брамса». В кандидатской диссертации «Фортепианное творчество Брамса» (Московская консерватория, 1973) с помощью понятия «рассредоточенный лирический тематизм» (впервые введен в дипломной работе) предложила историко – стилевую атрибуцию музыки Брамса, раскрыла ее связи как с творчеством И. С. Баха, так и с музыкой XX века.

Успешно опровергла распространенное мнение о традиционности И. Брамса — «классика по форме и романтика по содержанию» (М. С. Друскин и многие зарубежные авторы), показала в его музыке процесс стилевого синтеза, в котором нашли преломление традиции европейского музыкального искусства от И. С. Баха до Р. Шумана и Р. Вагнера. Эти наблюдения получили развитие в последующих статьях. В очерках для 2 книг «Музыка Австрии и Германии XIX века» (конец 1970 — начало 1980-х годов) обратилась к новым для себя брамсовским темам: творческой биографии композитора и его песням.  

В 1986 году создала первую и пока единственную крупную отечественную монографию о И. Брамсе, в которой обосновано представление о И. Брамсе, прежде всего как о камерном композиторе. В 1991 году защитила диссертацию на тему: «Иоганнес Брамс» (Московская консерватория, 1991). Здесь впервые в отечественном музыкознании конец XIX века охарактеризован как особый период, завершающий и обобщающий традиции классико-романтической музыки («Иоганнес Брамс: Автореферат диссертации доктора искусствоведения». М., 1990. С. 14). В статьях конца 1990-х годов раскрыла особенности и сущность противоречивого отношения к И. Брамсу со стороны представителей русской музыкальной культуры.

Отдельная тема в научном творчестве Царёвой — австро – немецкая песня XIX в. Принимала деятельное участие в подготовке и проведении регулярных конференций «Слово и музыка», посвященных памяти А. В. Михайлова (с 1996 г.). Интерес к проблемам взаимодействия поэзии и музыки привел Царёву к прочным контактам с литературоведами (в частности, в рамках Комиссии по изучению творчества И. В. Гёте и культуры его времени, с которой сотрудничает с 1988 г.). Царёва постоянно выступает на Международных научных конференциях в различных городах России и зарубежья (Москва, Санкт-Пеnербург, Воткинск, Берлин, Гамбург, Гмунден и другие). Редактор учебных пособий по музыкальной литературе и сборников научных трудов, в частности:

  • «Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 3» (М., 1981)
  • «Проблемы драматургии в классическом наследии XVIII–XIX веков» (М., 1989)
  • «Музыка Австрии и Германии XIX века» (Кн. 2. М., 1990; Кн. 3. М., 2003)
  • «Проблемы романтической музыки XIX века» (М., 1992)
  • «Памяти Н. С. Николаевой» (М., 1996)
  • «Михайлов А. В. “Музыка в истории культуры: Избранные статьи”» (М., 1998)
  • «Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова». (Вып. 1. М., 2002; Вып. 2. М., 2008)
  • Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 1–5 (М., 2002–2013)
  • Европейская музыка XIX века. Кн. 1: Польша. Венгрия (М., 2008)
  • «Франц Шуберт и русская музыкальная культура» (М., 2009)
  • Русская музыкальная литература. Вып. 1, 2, 5 (М., 2010–2015)
  • Судьба пианистки. Памяти Л. М. Левинсон (М., 2013)

Автор учебных программ по курсу музыкальной литературы и истории зарубежной музыки (в том числе в соавторстве), статей в «Музыкальной энциклопедии» («Жанр музыкальный», «Немецкая музыка» [в соавторстве с О. Т. Леонтьевой], «Стиль музыкальный» и другие).

Избранные публикации

  • Вариационные циклы в фортепианной музыке Брамса и вопросы его стиля // Труды кафедр теории и истории музыки. М., 1966
  • К проблеме стиля И. Брамса // Из истории зарубежной музыки. М., 1971
  • Советская музыка в курсе музыкальной литературы // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. М., 1979
  • Некоторые вопросы преподавания специального курса музыкальной литературы [в соавт. с В. С. Галацкой, И. М. Молчановой, О. И. Сосновской] // Там же;
  • Жанр симфонии в зарубежной музыке // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 3. М., 1981
  • Брамс у истоков нового времени // История и современность. Л., 1981
  • Камерная музыка Брамса // Музыкальная жизнь. 1983. № 10 
  • О симфонической концепции [Брамса] // Советская музыка. 1983. № 8  
  • Иоганнес Брамс: Монография. М., 1986
  • И. Брамс. Творческий облик и основные этапы творческого пути. Фортепианная музыка. Песни. Концерты (фортепианные концерты) // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 2. М., 1990
  • Р. Шуман. Песни // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 2. М., 1990
  • «Манфред» Байрона у Шумана и Чайковского // Великий романтик: Байрон и мировая литература. М., 1991
  • Романтизм и оперный театр [совместно с К. В. Зенкиным] // Проблемы романтической музыки XIX века. М., 1992
  • Заметки о скрипичных сонатах Моцарта // Проблемы творчества Моцарта / Материалы научной конференции. М., 1993
  • Шуберт и Шуман // Шуберт и шубертианство. Харьков, 1994
  • Девятнадцатый век глазами двадцатого // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии. Вып. 2. М., 1994
  • Чайковский в наши дни: Между двумя датами // П. И. Чайковский: К 100-летию со дня смерти (1893–1993). М., 1995
  • Музыкант, Ученый, Педагог // Памяти Н. С. Николаевой. М., 1996
  • Эстетические проблемы творчества Брамса // Там же
  • Брукнер и брукнерианцы // Музыкальная академия. 1997. № 2  
  • Слово в музыкальном тексте произведений Роберта Шумана // Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы. Харьков, 1997
  • На пороге столетия (Восприятие музыки Брамса в России на рубеже XIX–ХХ веков) // Музыкальная академия. 1998. № 1  
  • Слово Александра Викторовича Михайлова // Михайлов А. В. Музыка в истории культуры: Избр. статьи. М., 1998
  • Brahms-Rezeption in Rußland. Zugänge zu Brahms in der russischen Musikkultur vom Ende des 19. bis zum Anfang des 20. Jahrhunderts // Johannes Brahms. Quellen–Text–Rezeption–Interpretation. Internationaler Brahms-Kongreß Hamburg 1997. München, 1999
  • Brahms’ Kammermusik in Russland 1870–1900 // Internationaler Brahms-Kongreß Gmunden 1997. Tutzing, 2001
  • Мастер чтения // Оркестр: Сб. статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. М., 2002
  • «Интермеццо» в романтической музыке. Шуман и Брамс // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова: Материалы науч. конференций. М., 2002
  • Западноевропейская музыка в критической деятельности Чайковского-рецензента // П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Вып. 2. М., 2003
  • Песни Брамса на стихи Гёте // Гёте и музыка: Сб. статей к 250-летию со дня рождения поэта. СПб., 2004
  • Роль музыкальной литературы в воспитании молодого музыканта // К 100-летию со дня рождения В. С. Галацкой. М., 2004
  • М. И. Глинка и П. И. Чайковский // М. И. Глинка и музыкальный театр. СПб., 2004
  • Антон Брукнер // Музыкальная жизнь. 2005. № 2, № 3  
  • Немеркнущий свет // Музыкальная академия. 2005. № 2 (о Л. М. Левинсон)
  • Глинка и симфонии Чайковского // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Т. 1. М., 2006
  • Иоганнес Брамс // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 4. М., 2006; 2-е изд. — М., 2010
  • Музыка прежде всего // Как преподавать музыкальную литературу. М., 2007
  • Das Ganze und das Einzelne. Zu einer Klaviersonate Wolfgang Amadeus Mozarts // „Vom Erkennen des Erkannten“. Musikalische Analyse und Editionsphilologie. Festschrift für Christian Martin Schmidt. Wiesbaden etc., 2007
  • Франц Лист. Облик художника в контексте эпохи. Основные этапы жизненного и творческого пути. Лист и различные национальные культуры; Ф. Лист. Концерты для фортепиано с оркестром (совместно с К. В. Зенкиным); Ф. Лист. Песни // Европейская музыка XIX века. Кн. I: Польша. Венгрия. М., 2008
  • Брукнер в ХХ столетии. К истории восприятия // Памяти М. С. Друскина. Кн. 1. СПб., 2009
  • О тематизме симфоний П. И. Чайковского // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. М., 2009
  • «Новая» клавирная соната Моцарта // Моцарт в движении времени. По материалам конференции. М., 2009
  • Книга о Бетховене // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1 (Рец. на кн.: Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество. М., 2009)
  • Роберт Шуман. Штрихи к «русскому портрету» композитора // Муз. академия. 2010. № 2
  • Роберт Шуман в научно-педагогической деятельности Н. С. Николаевой // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3
  • Берлиоз, Италия, Вергилий // Fioretti musicali : Мат. науч. конференции в честь И. А. Барсовой. М., 2011
  • Проблемы музыкального романтизма в трудах А. В. Михайлова // Романтизм: истоки и горизонты. М., 2012
  • Поэтические метры в романсах П. И. Чайковского // Музыкальное искусство в процессах культурного обмена. Сб. ст. и мат. в честь А. И. Климовицкого. СПб., 2015
    и другие.