Родилась в г. Люберцы Московской области. В 1976 г. окончила Музыкальное училище при Московской консерватории (теоретическое отделение), в 1981 г. – Московскую консерваторию (теоретико-композиторский факультет, кафедра истории зарубежной музыки – класс М. А. Сапонова). С 1981 по 1985 г. была соискателем на кафедре истории зарубежной музыки. В 1987 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Национальные традиции музицирования Латинской Америки. Проблемы типологии и современного восприятия» (Ленинградская консерватория).  

Проходила научные стажировки в Фонде П. Захера (Швейцария, 1994) и в Испании (гранты Министерства иностранных дел Испании, 1997 – Мадрид, 2004 – Гранада; Правительства Андалусии, 1998, 2005-2006 – Архив Мануэля де Фальи в Гранаде). С 1983 по 1988 г. работала научным сотрудником НИО Информкультура Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, с 1988 г. – научным сотрудником Отдела ибероамериканского искусства Государственного института искусствознания.  Более 25 лет занимается разработкой вопросов, связанных с историей музыки Латинской Америки и Испании.

Член Российской Ассоциации испанистов с момента основания (1994). Принимала участие в ряде международных музыковедческих конгрессов, в том числе в Гранаде в рамках Международного музыкального фестиваля (1996), в Париже (Университет Сорбонна, 1996), в Санкт Петербурге (Петербургский университет, Пушкинский дом 2002) и т. д. 

Выступления на международных конференциях

  • Músicos españoles en Rusia: Vicente Martín y Soler en la Corte de Catalina II (según materiales de los archivos rusos) // I conferencia de hispanistas de Rusia. Moscú, 9-11 febrero 1994
  • El teatro musical en Rusia durante la segunda mitad del siglo XVIII. Nuevos materiales sobre la vida y producción de V. Martín y Soler en San Petersburgo // Relaciones musicales entre España y Rusia. Granada, 1996
  • El ritual primitivo en las obras de Stravinski, Falla y Ginastera // Manuel de Falla. Colloque International tenu en Sorbonne 18–21 novembre 1996
  • Manuel de Falla en Rusia // Congreso de hispanistas rusos. Universidad de Granada. Del 8 al 12 de marzo de 1999
  • Испанские музыкальные материалы в русских архивах // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Международная конференция. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. 1999, февраль
  • Висенте Мартин-и-Солер в России // ХХIV Сервантесовские чтения. Россия и Испания: культурные и дипломатические отношения. Посвящается 25-летию восстановления дипломатических отношения между Россией и Испанией. Санкт-Петербург, 13-14 июня 2002
  • «Русская часть» Архива Мануэля де Фальи в Гранаде // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в Рос

Ведущий научный сотрудник (2008).


Педагогическая деятельность:

С 1990 г. преподает на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории, с 1996 г. – доцент, с 2008 г. – профессор.

Ведет курс истории зарубежной музыки на оркестровом, фортепианном факультетах, имеет индивидуальный класс на историко-теоретическом факультете (дипломники, соискатели, аспиранты).

Ученики:

Среди учеников:
 

  • М. Резниченко – дипломная работа «Томас Луис де Виктория и испанская религиозная музыка второй половины XVI – начала XVII», 2000
     
  • Н. Левшенко – дипломная работа, «Испанская виуэла XVI в.», 2005
     
  • М. Моисеева – «Орган в Испании XVI – начале XVII вв.», 2006

Научные труды. Издания. Публикации:

Основная сфера научных интересов – история музыки ибероамериканского региона (Испании и ряда стран Латинской Америки – Аргентины, Кубы, Бразилии). Имеет более 30 опубликованных работ общим объемом около 50 печатных листов, в том числе нотные публикации – издание полной партитуры и клавира оперы В. Мартина-и-Солера «Редкая вещь», осуществлено в Мадриде в Институте музыкальных исследований Комплутенсе.

В Государственном институте искусствознания участвовала в подготовке 2-х томного труда «Очерки истории латиноамериканского искусства», посвященного 500-летию открытия Америки, являлась ответственным редактором 2-го тома. В рамках мегапроекта Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Федерального агентства по культуре и кинематографии «Учебники и учебные пособия по культуре и искусству» участвовала в создании учебного пособия «История зарубежной музыки. ХХ век», являясь членом редколлегии (главы Испания, Латинская Америка). В настоящее время является ответственным редактором учебного пособия «История зарубежной музыки. ХХ век. Хрестоматия», подготавливаемого в рамках данного проекта.

  • Новая латиноамериканская песня. Экспресс-информация. М.: Государственная библиотека CCCР им. В. И. Ленина, 1984. Вып. 2. – 8 с. 
  • Рецензия на сборник «Музыка стран Латинской Америки» // Латинская Америка, 1984, № 11 
  • Актуальные проблемы музыкального образования. Экспресс-информация. М.: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1984. Вып. 4. – 15 с. 
  • Актуальные проблемы современного оперного театра. Экспресс-информация. М.: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1985. Вып. 4. – 16 с. 
  • Современное музыкальное искусство Латинской Америки: социальное функционирование, художественное своеобразие. Обзорная информация. М.: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1986. Вып. 1. – 23 с. 
  • Национальные традиции музицирования Латинской Америки. Проблемы типологии и современного восприятия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1987. – 16 с. 
  • Что волнует музыковедов-латиноамериканистов // Латинская Америка. 1990, № 6. С. 88–101
  • Музыка // Латинская Америка. Справочник. М.: Политическая литература, 1990. С. 101–103
  • Городской музыкальный фольклор: некоторые особенности становления и современного развития (на материале Аргентины и Кубы) // Профессиональное искусство и народная культура Латинской Америки. М.: Российский институт искусствознания, 1993. С. 120–160
  • Пять столетий испанской клавирной музыки // Российский музыкант. Московская консерватория. 1993, № 9 (декабрь). С. 2  
  • «Ибероамериканизм» как тип композиторского мышления: «свое» – «чужое» в профессиональной музыке Латинской Америки // Iberica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М., 1994. С. 161–171
  • «Свое – чужое» в профессиональной музыке Латинской Америки // Музыкальное искусство ХХ века. М.: Московская государственная консерватория, 1995. Вып. 2. С. 38–49
  • О музыке Испании XVI века // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть 1: XVI–XVIII века. М., 1997. С. 34–45
  • Религиозная музыка в Новой Испании // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть 1: XVI–XVIII века. М., 1997. С. 205–219
  • История культуры как проблема музыкального стиля Альберто Хинастеры // Iberica Americans. Тип творческой личности в Латинской Америке. М., 1997. С. 215–222
  • Капельмейстер Екатерины II // Старинная музыка. 1998, № 1. С. 38–42
  • Испанские музыкальные материалы в русских архивах // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международной конференции. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. М., 2000. С. 198-203
  • Афро-христианские культы Латинской Америки // Iberica Americans. Праздник в ибероамериканской культуре. М., 2002. С. 247–259
  • Афро-христианские культы Латинской Америки // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть II. ХIХ-ХХ века. М., 2004. С. 7-21
  • О сущности и типологии афро-американского фольклора // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть II. ХIХ-ХХ века. М., 2004. С. 22-61
  • Национальные «звукосимволы» в музыке Альберто Хинастеры // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть II. ХIХ-ХХ века. М., 2004. С. 249-258
  • Испания // История зарубежной музыки. ХХ век. Учебники и учебные пособия по культуре и искусству. М., 2005. С. 62-91
  • Латинская Америка // История зарубежной музыки. ХХ век... С. 372-425
  • Мартин-и-Солер и его забытый шедевр – опера «Una cosa rara» // Музыкальная академия. 2005. № 3. С. 154-161
  • Мануэль де Фалья – творческое становление (Кадис – Мадрид – Париж. 1876 – 1914) // Очерки по истории зарубежной музыки. Вып. 2. М., 2008. C. 136-194
  • «Русская часть» Архива Мануэля де Фальи в Гранаде // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Вып. 4. М., 2008. C. 138-147

Публикации на иностранных языках
 

  • Músicos españoles en Rusia: Vicente Martín y Soler en la Corte de Catalina II // Anuario musical. Barcelona. 1994. № 49. P. 191–198
  • Músicos españoles en Rusia: Vicente Martín y Soler en la Corte de Catalina II (según materiales de los archivos rusos) // Actas de la I conferencia de hispanistas de Rusia. Moscú, 9-11 febrero 1994. C. 335–337
  • El teatro musical en Rusia durante la segunda mitad del siglo XVIII. Nuevos materiales sobre la vida y producción de V. Martín y Soler en San Petersburgo // Relaciones musicales entre España y Rusia. Madrid, 1999. P. 25–38
  • El ritual primitivo en las obras de Stravinski, Falla y Ginastera // Manuel de Falla. Actes du Colloque International tenu en Sorbonne 18–21 novembre 1996. Paris, 1999. P. 465–474
  • Introducción a la edición de la partitura de la ópera de Vicente Martín y Soler Una cosa rara. Madrid, 2001. P. XI–XXVI

Нотные публикации
 

  • Vicente Martín y Soler. Una Cosa rara ossia Bellezza ed onestá. Dramma giocoso in due atti. Partitura. Ediciòn crìtica a cargo de I. Kriajeva. Música Hispana. Publicaciones del Instituto Complutense de Ciencias Musicales. Madrid, 2001. – 514 p. 
  • Vicente Martín y Soler. Una Cosa rara ossia Bellezza ed onestá. Dramma giocoso in due atti. Ducción para canto y piano. Ediciòn crìtica a cargo de I. Kriajeva. Música Hispana. Publicaciones del Instituto Complutense de Ciencias Musicales. Madrid, 2003. – 417 p.