Родилась в горде Люберцы Московской области. В 1976 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории (теоретическое отделение), в 1981 году — Московскую консерваторию (теоретико – композиторский факультет, кафедра истории зарубежной музыки — класс М. А. Сапонова). С 1981 по 1985 годы была соискателем на кафедре истории зарубежной музыки. В 1987 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Национальные традиции музицирования Латинской Америки. Проблемы типологии и современного восприятия» (Ленинградская консерватория).  

Проходила научные стажировки в Фонде П. Захера (Швейцария, 1994) и в Испании (гранты Министерства иностранных дел Испании, 1997 — Мадрид, 2004 — Гранада; Правительства Андалусии, 1998, 2005–2006 — Архив Мануэля де Фальи в Гранаде). С 1983 по 1988 год работала научным сотрудником НИО Информкультура Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, с 1988 года — научным сотрудником Отдела ибероамериканского искусства Государственного института искусствознания.  Более 25 лет занимается разработкой вопросов, связанных с историей музыки Латинской Америки и Испании.

Член Российской Ассоциации испанистов с момента основания (1994). Принимала участие в ряде международных музыковедческих конгрессов, в том числе в Гранаде в рамках Международного музыкального фестиваля (1996), в Париже (Университет Сорбонна, 1996), в Санкт – Петербурге (Петербургский университет, Пушкинский дом 2002) и т. д. 

Участвовала в Международных конференциях в Валенсии (2006), посвященной творчеству В. Мартин-и-Солера, в Москве, проводимых ГИИ и GRISO (Международный союз исследователей Золотого Века) (2015, 2017), Московской консерваторией. В марте 2010 года читала курс лекций на тему «Новое музыкальное Возрождение в Испании» в Белорусской государственной Академии музыки. В 2011 году стала инициатором организации Международного музыкального фестиваля и научно – практической конференции «Московская консерватория к году Испании в России».  В апреле — мае 2012 года провела мастер – класс в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы «Музыка ибероамериканского региона: от Возрождения к ХХ веку».

Выступления на международных конференциях

  • Músicos españoles en Rusia: Vicente Martín y Soler en la Corte de Catalina II (según materiales de los archivos rusos) // I conferencia de hispanistas de Rusia. Moscú, 9-11 febrero 1994
  • El teatro musical en Rusia durante la segunda mitad del siglo XVIII. Nuevos materiales sobre la vida y producción de V. Martín y Soler en San Petersburgo // Relaciones musicales entre España y Rusia. Granada, 1996
  • El ritual primitivo en las obras de Stravinski, Falla y Ginastera // Manuel de Falla. Colloque International tenu en Sorbonne 18–21 novembre 1996
  • Manuel de Falla en Rusia // Congreso de hispanistas rusos. Universidad de Granada. Del 8 al 12 de marzo de 1999
  • Испанские музыкальные материалы в русских архивах // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Международная конференция. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. 1999, февраль
  • Висенте Мартин-и-Солер в России // ХХIV Сервантесовские чтения. Россия и Испания: культурные и дипломатические отношения. Посвящается 25-летию восстановления дипломатических отношения между Россией и Испанией. Санкт – Петербург, 13 — 14 июня 2002
  • «Русская часть» Архива Мануэля де Фальи в Гранаде // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Международная конференция. Московская государственная консерватория. 14 — 16 марта 2005.
  • Библиотека Мануэля де Фальи // Пятые Сергиевские чтения. Исторический источник и его истолковаие. Московская государственная консерватория. 22 марта 2005.
  • Los ballets de V.Martín y Soler en la escena teatral rusa // International Congress The Worlds of Vicente Martín y Soler. November 14 — 18, 2006. Valencia.
  • Наталия Гончарова и Мануэль де Фалья: творческие интересы, художественные параллели, личные контакты // Сто лет русского авангарда. Московская консерватория. Апрель 2010.
  • Вопросы методологии изучения музыки стран Латинской Америки // Научно-практическая конференция «Музыка западного полушария: ретроспектива и перспектива». Московская консерватория, апрель 2010.
  • Канте хондо в творчестве Мануэля де Фальи // Международная конференция «Культура фламенко в процессе глобализации. Государственный институт искусствознания. Москва. 16 — 17 мая 2011.
  • М. де Фалья и Россия // Международная конференция «Россия и Испания: музыка в контексте истории» в рамках Международного музыкального фестиваля «Московская консерватория к году Испании в России». Московская консерватория. Октябрь 2011.
  • «Русский след» в творчестве М. де Фальи // Международная конференция «Келдышевские чтения». Государственный институт искусствознания. Москва. 21 — 23 ноября 2011.
  • Афро – американская музыка Нового Света. Общий взгляд // Международная конференция «Художественная культура США: страницы истории», Московская консерватория 15,16,18 февраля 2012. Московская консерватория.
  • О самобытных традициях музицирования Латинской Америки: афро-кубинский сон // VI Международной конференции  «Музыка народов мира в ХХI веке: проблемы и перспективы». Московская консерватория. 13-15 апреля 2012.
  • Русская музыкальная испанистика сегодня // Международная конференция «Музыка в системе межкультурных коммуникаций. Современное изучение и исполнение испанской музыки». 20 ноября 2013. Государственный музыкально – педагогический имени  М. М. Ипполитова – Иванова.
  • Мануэль де Фалья и Россия // Международная конференция «Искусство Испании и России: универсальные ценности и национальный язык. Государственный институт искусствознания. 18 — 19 ноября 2015.
  • О самобытных традициях музицирования Латинской Америки: вопросы типологии и терминологии //  Международная научная конференция «Традиции и перспективы искусства как феномена культуры». Государственная классическая  академия имени Маймонида. 14 — 16 апреля 2016.
  • В. Мартин-и-Солер в Вене // Научная конференция «Моцарт и его время». Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. 10 —11 ноября  2016.
  • Композитор и власть: В. Мартини-и-Солер на службе у Екатерины II // Международный конгресс «Образ власти и власть образа в искусстве, литературе и истории». GRISO — Международный союз исследователей Золотого Века. Государственный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Государственный институт искусствознания. 2 — 3 марта 2017.

Ведущий научный сотрудник (2008).


Педагогическая деятельность:

С 1990 года преподает на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории, с 1996 года — доцент, с 2008 года — профессор.

Ведёт курс истории зарубежной музыки на оркестровом, фортепианном факультетах, имеет индивидуальный класс на историко – теоретическом факультете (дипломники, соискатели, аспиранты).

Ученики:

Среди учеников:

  • М. Резниченко — дипломная работа «Томас Луис де Виктория и испанская религиозная музыка второй половины XVI — начала XVII», 2000
  •  Н. Левшенко – дипломная работа, «Испанская виуэла XVI в.», 2005
  •  М. Моисеева — «Орган в Испании XVI — начале XVII вв.», 2006
  • К. Старкова — Дипломная работа «Литургическая драма в Испании». 2015.

Научные труды. Издания. Публикации:

Основная сфера научных интересов — история музыки ибероамериканского региона (Испании и ряда стран Латинской Америки — Аргентины, Кубы, Бразилии). Имеет более 30 опубликованных работ общим объемом около 50 печатных листов, в том числе нотные публикации — издание полной партитуры и клавира оперы В. Мартина-и-Солера «Редкая вещь», осуществлено в Мадриде в Институте музыкальных исследований Комплутенсе.

В Государственном институте искусствознания участвовала в подготовке 2-х томного труда «Очерки истории латиноамериканского искусства», посвященного 500-летию открытия Америки, являлась ответственным редактором 2-го тома. В рамках мегапроекта Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Федерального агентства по культуре и кинематографии «Учебники и учебные пособия по культуре и искусству» участвовала в создании учебного пособия «История зарубежной музыки. ХХ век», являясь членом редколлегии (главы Испания, Латинская Америка). В настоящее время является ответственным редактором учебного пособия «История зарубежной музыки. ХХ век. Хрестоматия», подготавливаемого в рамках данного проекта.

  • Новая латиноамериканская песня. Экспресс-информация. М.: Государственная библиотека CCCР им. В. И. Ленина, 1984. Вып. 2. — 8 с. 
  • Рецензия на сборник «Музыка стран Латинской Америки» // Латинская Америка, 1984, № 11 
  • Актуальные проблемы музыкального образования. Экспресс-информация. М.: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1984. Вып. 4. — 15 с. 
  • Актуальные проблемы современного оперного театра. Экспресс-информация. М.: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1985. Вып. 4. — 16 с. 
  • Современное музыкальное искусство Латинской Америки: социальное функционирование, художественное своеобразие. Обзорная информация. М.: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1986. Вып. 1. — 23 с. 
  • Национальные традиции музицирования Латинской Америки. Проблемы типологии и современного восприятия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1987. — 16 с. 
  • Что волнует музыковедов-латиноамериканистов // Латинская Америка. 1990, № 6. С. 88 – 101
  • Музыка // Латинская Америка. Справочник. М.: Политическая литература, 1990. С. 101 – 103
  • Городской музыкальный фольклор: некоторые особенности становления и современного развития (на материале Аргентины и Кубы) // Профессиональное искусство и народная культура Латинской Америки. М.: Российский институт искусствознания, 1993. С. 120–160
  • Пять столетий испанской клавирной музыки // Российский музыкант. Московская консерватория. 1993, № 9 (декабрь). С. 2  
  • «Ибероамериканизм» как тип композиторского мышления: «своё» — «чужое» в профессиональной музыке Латинской Америки // Iberica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М., 1994. С. 161–171
  • «Своё — чужое» в профессиональной музыке Латинской Америки // Музыкальное искусство ХХ века. М.: Московская государственная консерватория, 1995. Вып. 2. С. 38–49
  • О музыке Испании XVI века // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть 1: XVI — XVIII века. М., 1997. С. 34–45
  • Религиозная музыка в Новой Испании // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть 1: XVI — XVIII века. М., 1997. С. 205–219
  • История культуры как проблема музыкального стиля Альберто Хинастеры // Iberica Americans. Тип творческой личности в Латинской Америке. М., 1997. С. 215–222
  • Капельмейстер Екатерины II // Старинная музыка. 1998, № 1. С. 38–42
  • Испанские музыкальные материалы в русских архивах // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международной конференции. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. М., 2000. С. 198-203
  • Афро – христианские культы Латинской Америки // Iberica Americans. Праздник в ибероамериканской культуре. М., 2002. С. 247–259
  • Афро – христианские культы Латинской Америки // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть II. ХIХ — ХХ века. М., 2004. С. 7-21
  • О сущности и типологии афро-американского фольклора // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть II. ХIХ — ХХ века. М., 2004. С. 22–61
  • Национальные «звукосимволы» в музыке Альберто Хинастеры // Очерки истории латиноамериканского искусства. Часть II. ХIХ — ХХ века. М., 2004. С. 249–258
  • Испания // История зарубежной музыки. ХХ век. Учебники и учебные пособия по культуре и искусству. М., 2005. С. 62–91
  • Латинская Америка // История зарубежной музыки. ХХ век... С. 372–425
  • Мартин-и-Солер и его забытый шедевр — опера «Una cosa rara» // Музыкальная академия. 2005. № 3. С. 154-161
  • Мануэль де Фалья — творческое становление (Кадис — Мадрид — Париж. 1876 – 1914) // Очерки по истории зарубежной музыки. Вып. 2. М., 2008. C. 136–194
  • «Русская часть» Архива Мануэля де Фальи в Гранаде // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Вып. 4. М., 2008. C. 138–147
  • На пути в Новому музыкальному Возрождению. Фелипе Педрель: композитор, ученый, публицист // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 2. М., 2009. С. 136–157.
  • Мануэль де Фалья и Россия // Музыкальная Академия. М., 2011. №3. С. 110–120.
  • Балет «Треуголка» Мануэля де Фальи в Русских сезонах: источники, документы, свидетельства // Музыка: задуманное, забытое, возвращенное… К 150-летию Санкт–Петербургской консерватории. Спб, 2012. С.210-243.
  • Музыкально – критическое наследие М. де Фальи // Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 3. М., 2013. С. 132–156.
  • Мануэль де Фалья: время, жизнь, творчество. Монография. М., 2013. — 327 с.
  • Наталия Гончарова и Мануэль де Фалья: творческие интересы, художественные параллели, личные контакты // Сто лет русского авангарда. Сборник статей / ред.-сост. М.И. Катунян М.: Научно – издательсий центр «Московская консерватория», 2013. С. 237–242.
  • Русский авангард в Испании: о творческих взаимосвязях Наталии Гончаровой и Мануэля де Фальи // Музыка в культурном пространстве Европы — России. События. Личность. История. Санкт-Петербург, 2014. С. 202-208.
  • О самобытных традициях музицирования Латинской Америки: вопросы типологии и терминологии // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. Сборник статей по материалам Международной научной конференции Государственной классической академии имени Маймонида 12-16 апреля 2016. М., 2016. С. 153–162.
  • Los ballets de Martín y Soler en la escena teatral rusa. Descripción de las fuentes // Los siete mundos de Vicente Martín y Soler. Actas del Congreso Internacional. Valencia, 2010. P. 428–435.

Публикации на иностранных языках

  • Músicos españoles en Rusia: Vicente Martín y Soler en la Corte de Catalina II // Anuario musical. Barcelona. 1994. № 49. P. 191–198
  • Músicos españoles en Rusia: Vicente Martín y Soler en la Corte de Catalina II (según materiales de los archivos rusos) // Actas de la I conferencia de hispanistas de Rusia. Moscú, 9-11 febrero 1994. C. 335–337
  • El teatro musical en Rusia durante la segunda mitad del siglo XVIII. Nuevos materiales sobre la vida y producción de V. Martín y Soler en San Petersburgo // Relaciones musicales entre España y Rusia. Madrid, 1999. P. 25–38
  • El ritual primitivo en las obras de Stravinski, Falla y Ginastera // Manuel de Falla. Actes du Colloque International tenu en Sorbonne 18–21 novembre 1996. Paris, 1999. P. 465–474
  • Introducción a la edición de la partitura de la ópera de Vicente Martín y Soler Una cosa rara. Madrid, 2001. P. XI–XXVI

Нотные публикации

  • Vicente Martín y Soler. Una Cosa rara ossia Bellezza ed onestá. Dramma giocoso in due atti. Partitura. Ediciòn crìtica a cargo de I. Kriajeva. Música Hispana. Publicaciones del Instituto Complutense de Ciencias Musicales. Madrid, 2001. – 514 p. 
  • Vicente Martín y Soler. Una Cosa rara ossia Bellezza ed onestá. Dramma giocoso in due atti. Ducción para canto y piano. Ediciòn crìtica a cargo de I. Kriajeva. Música Hispana. Publicaciones del Instituto Complutense de Ciencias Musicales. Madrid, 2003. — 417 p.