Почётный член ИРМО (1901), а также Воронежского отделения ИРМО, Русского хорового общества, Общества оркестровых музыкантов в Москве, Филармонического общества в Риме (Италия) и др. Был удостоен высочайшей благодарности «за блестящее участие Консерватории в музыкальных испытаниях в присутствии Их Императорского Величества» 18 и 23 мая 1896, «за труды по сооружению нового здания Консерватории» (архив Московской консерватории). Награжден орденами Святого Владимира 3-й степени, Святого Станислава 1-й и 2-й степеней, серебряной медалью на Александровской ленте в память Императора Александра III, серебряной медалью на Андреевской ленте в память Св. Коронования Их Императорских Величеств, Болгарским народным орденом «За гражданские заслуги», Офицерским крестом 2-й степени. Его именем в Кисловодске и разрушенной станице Ищерской названы улицы, Большой концертный зал Кисловодской филармонии, музыкальное училище в Минеральных Водах, ДМШ № 1 в Пятигорске. Проводятся Всероссийский конкурс юных пианистов в Пятигорске имени Сафонова (с 1995) и Всероссийский конкурс пианистов имени Сафонова в Кисловодске и Казани.


Родился 25 января 1852, станица Ищерская Терской губернии, умер 14 февраля 1918 г., Кисловодск.

Пианист, педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель. Профессор (1885). Директор Московской консерватории (1889 – нач. 1906).

Родился в семье подъесаула Ильи Ивановича Сафонова, участника всех военных кампаний на Кавказе, которого в 1862 г. направили служить в Петербург (позднее был генерал-лейтенантом Терского казачьего войска). Первоначально Сафонов учился в Первой мужской гимназии, через 3 года был переведен в казеннокоштные воспитанники Императорского Александровского (бывшего Царскосельского) лицея. Еще в гимназии брал частные уроки музыки у А. И. Виллуана, позднее, в лицее, у Т. Лешетицкого (фортепиано). В 1872 г. окончил лицей с большой серебряной медалью в чине титулярного советника (чиновник 10-го класса) и был зачислен в канцелярию Комитета министров. В 1879 г., невзирая на протесты отца, подал в отставку и стал преподавателем пения в Александровском лицее, создал здесь хор. Осенью того же года в возрасте 27 лет поступил в Петербургскую консерваторию в класс Л. Брассена. Одновременно брал уроки композиции у Н. И. Зарембы. Оценив успехи Сафонова, Брассен посоветовал ему закончить консерваторию экстерном. Блестяще сдав выпускные экзамены в 1880 и получив малую золотую медаль, остался преподавать в Петербургской консерватории. Тогда же начал активную концертную деятельность как солист и в дуэте с К. Ю. Давыдовым, А. В. Вержбиловичем. Позднее много концертировал в ансамбле с Л. С. Ауэром, Ж. Хеккинг-Денанси, М. Прассом, И. В. Гржимали и др. Сочетал обширную гастрольную деятельность с педагогической, завоевав репутацию одного из самых авторитетных профессоров Петербургской консерваторию.

По приглашению П. И. Чайковского с 1885 начал работать в Московской консерватории, что вызвало протест соратников Сафонова по Петербургской консерватории, прежде всего ее директора Давыдова. По воспоминаниям Д. С. Шора, Сафонову сначала пришлось идти в Московской консерватории «против течения» во многих вопросах, включая постановку рук и кончая репертуарной политикой; постепенно завоевал в консерватории авторитет как педагог (Шор Д.С. С. 46–47). Среди учеников: Г. Беклемишев, Е. Бекман-Щербина, А. Гедике, А. Гречанинов, Ю. Исерлис, Д. Корнилов, И. Левин, Г. Макриди, М. Мейчик, Н. Метнер, Л. Николаев, М. Пресман, С. Самуэльсон, А. Скрябин, Шор, а также видные организаторы музыкального образования – В.Ю. Зограф-Плаксина, сестры Гнесины, В.Н. Шацкая (Демьянова).

В результате настойчивых уговоров Чайковского и С.И. Танеева согласился стать директором Московской консерватории (1889). При этом из 8-го класса (коллежский асессор), по ходатайству Главной дирекции ИРМО, личным распоряжением Александра III был произведен в чин действительного статского советника, который соответствовал должности директора консерватории. Назначение Сафонова на пост директора было встречено в консерватории неоднозначно (раздражали главным образом меры по укреплению учебной дисциплины среди педагогов и нерадивых учащихся). Сафонов навел порядок в оркестровых и хоровых классах, которые в результате достигли высокого профессионального уровня. Большое внимание уделил укреплению педагогического состава, включив в него Ф. Бузони, В.М. Сапельникова, П.Ю. Шлёцера (фортепиано), А. Э. фон Глена (виолончель), У. Мазетти, К. Эверарди, Л. Джиральдони, В.М. Зарудную (пение), М.М. Ипполитова-Иванова (теоретические предметы и оперный класс), а также талантливых выпускников — К.А. Киппа, А.С. Скрябина, И.А. Левина, К.Н. Игумнова, А.А. Ярошевского, Д.Г. Корнилова, Д.Н. Вейса, Ф.Ф. Кенемана, А.Н. Корещенко, Г.Э. Конюса, С.Н. Василенко и др. 

По существующему положению, одновременно занял пост одного из директоров МО ИРМО. Чтобы сделать концерты Общества популярными, в сезоне 1889/90 пригласил в качестве дирижеров А. Дворжака, К. Сен-Санса, Ф. фон Вайнгартнера, А. Никиша, из русских дирижеров — Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Танеева, А.Г. Рубинштейна, Э.Ф. Направника, А. С. Аренского, Ипполитова-Иванова. Однако обилие гастролеров не способствовало созданию цельного оркестрового коллектива. С сезона 1890/91 взял обязанности художественного руководителя и постоянного дирижера концертов МО ИРМО на себя (дирижерским искусством овладел самостоятельно в 1889). Параллельно активно занимался музыкально-просветительской деятельностью, организовав силами учащихся консерватории регулярные «общедоступные концерты» для широких масс населения в цирке Тине на Воздвиженке. Солистами в них выступали Танеев, А.И. Зилоти, Гржимали и другие известные музыканты. Возродил также традицию концертов в пользу Фонда вдов и сирот артистов-музыкантов, начатую Н.Г. Рубинштейном (в концертах выступали Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.Н. Фигнер, И.В. Тартаков, И. Гофман, Я. Кубелик, в качестве дирижеров – сам Сафонов, Римский-Корсаков, Танеев). Много сил отдавал организации камерных концертов МО ИРМО и выступал в них как пианист (среди солистов — Давыдов, Ауэр, Вержбилович, С.В. Рахманинов, Скрябин, Метнер).

Интенсивный и резкий подъем музыкальной жизни в Москве побудил Сафонова приступить к строительству нового здания Московской консерватории (его торжественная закладка состоялась 27 июля 1895 года). К осени 1898 г. появилось новое здание консерватории и Малого концертного зала, 7 апреля 1901 г. был торжественно открыт Большой зал.

В эти годы выросла популярность Сафонова как дирижера. Гастролировал в России и за границей (в Берлине, Париже, Праге, Лондоне, Риме). Одновременно начал уменьшать педагогическую нагрузку: оставаясь директором консерватории, вел классы специального фортепиано и камерного ансамбля. В 1904 г. гастролировал в Америке. Вернувшись в Россию в 1905 г., застал в консерватории напряженную атмосферу, связанную с политическими событиями, и оппозицию по отношению к себе лично (как известно Сафонов не был сторонником политических выступлений учеников и педагогов). Неприятие вызывал также составленный еще в 1901 проект Устава Московской консерватории, который делал Сафонова фактически единоличным руководителем учебного заведения. Оппозицию возглавил Танеев, выступавший за коллегиальный принцип управления консерваторией. Конфликт разрешить не удалось: получив отпуск, Сафонов уехал в Америку (Североамериканские Соединенные Штаты), Танеев покинул консерваторию. В 1906 избранный на пост директора консерватории, Сафонов отказался от должности в пользу Ипполитова-Иванова. Был убежден, что «искусство аристократично и монархично. Как нельзя “комитету” написать симфонию, так же точно и большое художественное дело может вести только один человек…» (см.: У В.И. Сафонова // Новости сезона. 1909).

В течение последующих 3 лет приезжал в Россию только на отдых в Кисловодск, где находилась его дача. Остальное время проводил в Америке, где получил приглашение возглавить Нью-Йоркскую филармонию и стать ее главным дирижером. Одновременно являлся дирижером Американской национальной консерватории и вел там высший академический курс фортепианной игры (у него консультировались бывшие ученики Левин, Исерлис, а также польский пианист Вл. Ружицкий и др.). В1909 г., после окончания контракта в Америке, обосновался в Берлине. В Москве появился только в декабре 1909, дирижировал в концерте МФО. С 1910 гастролировал во всех европейских столицах, зарекомендовав себя непревзойденным интерпретатором и активнейшим пропагандистом музыки русских композиторов. Выступал как дирижер и пианист-ансамблист в Петербурге, Харькове, Кисловодске, Владикавказе, Москве (но не в залах консерватории, а на сцене Большого театра и с его оркестром). Только 5 февраля 1917 вышел на сцену Малого зала консерватории, где сделал доклад о вышедшей накануне в русском варианте своей книги «”Новая формула”. Мысли для учащих и учащихся фортепиано». Весной 1917 вернулся в Кисловодск, осенью провел там цикл камерных концертов из скрипичных сонат Л. ван Бетховена вместе со своим постоянным партнером — сыном Иваном (1891–1955). 30 декабря 1917 в последний раз вышел на сцену с исполнением Четвертой скрипичной сонаты Бетховена. Умер в Кисловодске, гражданская панихида состоялась в Малом зале консерватории в Москве.

Среди 10 детей Сафонова – Илья Васильевич Сафонов (1887–1931) – окончил Московскую консерваторию по классу виолончели Ю. Кленгеля, концертировал с отцом и братом, Иваном Васильевичем Сафоновым (1891– 1955), скрипачом, учеником Лесмана, впоследствии дирижером Терского казачьего симфонического оркестра; Мария Васильевна Сафонова (художественный псевдодим Крейн) (1897–1989) – пианистка, художница; бежала через Турцию в Италию, с 1929 г. — в США, концертировала, преподавала.

Источник: Г.Н. Масловский В. И. Сафонов. Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 482-483.