Сафонов
Василий Ильич

  • Годы работы: 1885 - 1906
  • Профессор
Сафонов<br /> Василий Ильич

Почётный член ИРМО (1901), а также Воронежского отделения ИРМО, Русского хорового общества, Общества оркестровых музыкантов в Москве, Филармонического общества в Риме (Италия) и др. Был удостоен высочайшей благодарности «за блестящее участие Консерватории в музыкальных испытаниях в присутствии Их Императорского Величества» 18 и 23 мая 1896, «за труды по сооружению нового здания Консерватории» (архив Московской консерватории). Награжден орденами Святого Владимира 3-й степени, Святого Станислава 1-й и 2-й степеней, серебряной медалью на Александровской ленте в память Императора Александра III, серебряной медалью на Андреевской ленте в память Св. Коронования Их Императорских Величеств, Болгарским народным орденом «За гражданские заслуги», Офицерским крестом 2-й степени. Его именем в Кисловодске и разрушенной станице Ищерской названы улицы, Большой концертный зал Кисловодской филармонии, музыкальное училище в Минеральных Водах, ДМШ № 1 в Пятигорске. Проводятся Всероссийский конкурс юных пианистов в Пятигорске имени Сафонова (с 1995) и Всероссийский конкурс пианистов имени Сафонова в Кисловодске и Казани.


Родился 25 января 1852, станица Ищерская Терской губернии, умер 14 февраля 1918 г., Кисловодск.

Пианист, педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель. Профессор (1885). Директор Московской консерватории (1889 – нач. 1906).

Родился в семье подъесаула Ильи Ивановича Сафонова, участника всех военных кампаний на Кавказе, которого в 1862 г. направили служить в Петербург (позднее был генерал-лейтенантом Терского казачьего войска). Первоначально Сафонов учился в Первой мужской гимназии, через 3 года был переведен в казеннокоштные воспитанники Императорского Александровского (бывшего Царскосельского) лицея. Еще в гимназии брал частные уроки музыки у А. И. Виллуана, позднее, в лицее, у Т. Лешетицкого (фортепиано). В 1872 г. окончил лицей с большой серебряной медалью в чине титулярного советника (чиновник 10-го класса) и был зачислен в канцелярию Комитета министров. В 1879 г., невзирая на протесты отца, подал в отставку и стал преподавателем пения в Александровском лицее, создал здесь хор. Осенью того же года в возрасте 27 лет поступил в Петербургскую консерваторию в класс Л. Брассена. Одновременно брал уроки композиции у Н. И. Зарембы. Оценив успехи Сафонова, Брассен посоветовал ему закончить консерваторию экстерном. Блестяще сдав выпускные экзамены в 1880 и получив малую золотую медаль, остался преподавать в Петербургской консерватории. Тогда же начал активную концертную деятельность как солист и в дуэте с К. Ю. Давыдовым, А. В. Вержбиловичем. Позднее много концертировал в ансамбле с Л. С. Ауэром, Ж. Хеккинг-Денанси, М. Прассом, И. В. Гржимали и др. Сочетал обширную гастрольную деятельность с педагогической, завоевав репутацию одного из самых авторитетных профессоров Петербургской консерваторию.

По приглашению П. И. Чайковского с 1885 начал работать в Московской консерватории, что вызвало протест соратников Сафонова по Петербургской консерватории, прежде всего ее директора Давыдова. По воспоминаниям Д. С. Шора, Сафонову сначала пришлось идти в Московской консерватории «против течения» во многих вопросах, включая постановку рук и кончая репертуарной политикой; постепенно завоевал в консерватории авторитет как педагог (Шор Д.С. С. 46–47). Среди учеников: Г. Беклемишев, Е. Бекман-Щербина, А. Гедике, А. Гречанинов, Ю. Исерлис, Д. Корнилов, И. Левин, Г. Макриди, М. Мейчик, Н. Метнер, Л. Николаев, М. Пресман, С. Самуэльсон, А. Скрябин, Шор, а также видные организаторы музыкального образования – В.Ю. Зограф-Плаксина, сестры Гнесины, В.Н. Шацкая (Демьянова).

В результате настойчивых уговоров Чайковского и С.И. Танеева согласился стать директором Московской консерватории (1889). При этом из 8-го класса (коллежский асессор), по ходатайству Главной дирекции ИРМО, личным распоряжением Александра III был произведен в чин действительного статского советника, который соответствовал должности директора консерватории. Назначение Сафонова на пост директора было встречено в консерватории неоднозначно (раздражали главным образом меры по укреплению учебной дисциплины среди педагогов и нерадивых учащихся). Сафонов навел порядок в оркестровых и хоровых классах, которые в результате достигли высокого профессионального уровня. Большое внимание уделил укреплению педагогического состава, включив в него Ф. Бузони, В.М. Сапельникова, П.Ю. Шлёцера (фортепиано), А. Э. фон Глена (виолончель), У. Мазетти, К. Эверарди, Л. Джиральдони, В.М. Зарудную (пение), М.М. Ипполитова-Иванова (теоретические предметы и оперный класс), а также талантливых выпускников — К.А. Киппа, А.С. Скрябина, И.А. Левина, К.Н. Игумнова, А.А. Ярошевского, Д.Г. Корнилова, Д.Н. Вейса, Ф.Ф. Кенемана, А.Н. Корещенко, Г.Э. Конюса, С.Н. Василенко и др. 

По существующему положению, одновременно занял пост одного из директоров МО ИРМО. Чтобы сделать концерты Общества популярными, в сезоне 1889/90 пригласил в качестве дирижеров А. Дворжака, К. Сен-Санса, Ф. фон Вайнгартнера, А. Никиша, из русских дирижеров — Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Танеева, А.Г. Рубинштейна, Э.Ф. Направника, А. С. Аренского, Ипполитова-Иванова. Однако обилие гастролеров не способствовало созданию цельного оркестрового коллектива. С сезона 1890/91 взял обязанности художественного руководителя и постоянного дирижера концертов МО ИРМО на себя (дирижерским искусством овладел самостоятельно в 1889). Параллельно активно занимался музыкально-просветительской деятельностью, организовав силами учащихся консерватории регулярные «общедоступные концерты» для широких масс населения в цирке Тине на Воздвиженке. Солистами в них выступали Танеев, А.И. Зилоти, Гржимали и другие известные музыканты. Возродил также традицию концертов в пользу Фонда вдов и сирот артистов-музыкантов, начатую Н.Г. Рубинштейном (в концертах выступали Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.Н. Фигнер, И.В. Тартаков, И. Гофман, Я. Кубелик, в качестве дирижеров – сам Сафонов, Римский-Корсаков, Танеев). Много сил отдавал организации камерных концертов МО ИРМО и выступал в них как пианист (среди солистов — Давыдов, Ауэр, Вержбилович, С.В. Рахманинов, Скрябин, Метнер).

Интенсивный и резкий подъем музыкальной жизни в Москве побудил Сафонова приступить к строительству нового здания Московской консерватории (его торжественная закладка состоялась 27 июля 1895 года). К осени 1898 г. появилось новое здание консерватории и Малого концертного зала, 7 апреля 1901 г. был торжественно открыт Большой зал.

В эти годы выросла популярность Сафонова как дирижера. Гастролировал в России и за границей (в Берлине, Париже, Праге, Лондоне, Риме). Одновременно начал уменьшать педагогическую нагрузку: оставаясь директором консерватории, вел классы специального фортепиано и камерного ансамбля. В 1904 г. гастролировал в Америке. Вернувшись в Россию в 1905 г., застал в консерватории напряженную атмосферу, связанную с политическими событиями, и оппозицию по отношению к себе лично (как известно Сафонов не был сторонником политических выступлений учеников и педагогов). Неприятие вызывал также составленный еще в 1901 проект Устава Московской консерватории, который делал Сафонова фактически единоличным руководителем учебного заведения. Оппозицию возглавил Танеев, выступавший за коллегиальный принцип управления консерваторией. Конфликт разрешить не удалось: получив отпуск, Сафонов уехал в Америку (Североамериканские Соединенные Штаты), Танеев покинул консерваторию. В 1906 избранный на пост директора консерватории, Сафонов отказался от должности в пользу Ипполитова-Иванова. Был убежден, что «искусство аристократично и монархично. Как нельзя “комитету” написать симфонию, так же точно и большое художественное дело может вести только один человек…» (см.: У В.И. Сафонова // Новости сезона. 1909).

В течение последующих 3 лет приезжал в Россию только на отдых в Кисловодск, где находилась его дача. Остальное время проводил в Америке, где получил приглашение возглавить Нью-Йоркскую филармонию и стать ее главным дирижером. Одновременно являлся дирижером Американской национальной консерватории и вел там высший академический курс фортепианной игры (у него консультировались бывшие ученики Левин, Исерлис, а также польский пианист Вл. Ружицкий и др.). В1909 г., после окончания контракта в Америке, обосновался в Берлине. В Москве появился только в декабре 1909, дирижировал в концерте МФО. С 1910 гастролировал во всех европейских столицах, зарекомендовав себя непревзойденным интерпретатором и активнейшим пропагандистом музыки русских композиторов. Выступал как дирижер и пианист-ансамблист в Петербурге, Харькове, Кисловодске, Владикавказе, Москве (но не в залах консерватории, а на сцене Большого театра и с его оркестром). Только 5 февраля 1917 вышел на сцену Малого зала консерватории, где сделал доклад о вышедшей накануне в русском варианте своей книги «”Новая формула”. Мысли для учащих и учащихся фортепиано». Весной 1917 вернулся в Кисловодск, осенью провел там цикл камерных концертов из скрипичных сонат Л. ван Бетховена вместе со своим постоянным партнером — сыном Иваном (1891–1955). 30 декабря 1917 в последний раз вышел на сцену с исполнением Четвертой скрипичной сонаты Бетховена. Умер в Кисловодске, гражданская панихида состоялась в Малом зале консерватории в Москве.

Среди 10 детей Сафонова – Илья Васильевич Сафонов (1887–1931) – окончил Московскую консерваторию по классу виолончели Ю. Кленгеля, концертировал с отцом и братом, Иваном Васильевичем Сафоновым (1891– 1955), скрипачом, учеником Лесмана, впоследствии дирижером Терского казачьего симфонического оркестра; Мария Васильевна Сафонова (художественный псевдодим Крейн) (1897–1989) – пианистка, художница; бежала через Турцию в Италию, с 1929 г. — в США, концертировала, преподавала.

Источник: Г.Н. Масловский В. И. Сафонов. Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866-2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 482-483.


Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист РСФСР

Народный артист Узбекской ССР
Профессор


Профессор


Профессор

Доктор искусствоведения, Народный артист РСФСР
Профессор

Народный артист Армянской ССР
Профессор


Профессор

Заслуженная артистка Республики (1937)
Профессор


Профессор


Доцент