Родилась 31 декабря 1881 г. (12 января 1882 г. по н. с.). Потерявшая в младенчестве родную мать (Марию Александровну Каменцеву), Е. А. Каменцева (Бекман-Щербина) воспитывалась как дочь в семье своей тетки и ее мужа Е. Н. Щербины. Эту фамилию она и сохранила до конца жизни, соединив с фамилией своего мужа Л. К. Бекмана.
В 1899 г. окончила Московскую консерваторию с золотой медалью (ее имя есть на мраморной доске в фойе Малого зала консерватории). Ее учителя: Н. С. Зверев, П. А. Пабст, В. И. Сафонов. В программе выпускного экзамена – все 48 прелюдий и фуг ХТК И. С. Баха, Симфонические этюды Р. Шумана и др. В те же годы возникает творческая дружба Е. А. Бекман-Щербины с А. Скрябиным, С. Рахманиновым, А. Гедике, Н. Метнером, Иосифом Гофманом и др.
Ее учителя: Н. С. Зверев, П. А. Пабст, В. И. Сафонов. В программе выпускного экзамена – все 48 прелюдий и фуг ХТК И. С. Баха, Симфонические этюды Р. Шумана и др. В те же годы возникает творческая дружба Е. А. Бекман-Щербины с А. Скрябиным, С. Рахманиновым, А. Гедике, Н. Метнером, Иосифом Гофманом и др. В 1903 г. вышла замуж за Л. К. Бекмана, музыканта-любителя, окончившего Московский университет.
В 1905 г. у них было уже две дочери – Вера и Оля, для которых супруги сочинили много детских песенок, вошедших в сборники «Верочкины песенки» и «Оленька–певунья». Среди них – широко известная песенка «В лесу родилась елочка», сочиненная в 1905 г. Л. К. Бекманом и ставшая новогодним российским гимном. В 1912 году она организовала свою собственную фортепианную школу (1912-1918). Умерла 30 сентября 1951 г.
Семья пианистки и ее мужа Л. К. Бекмана состояла из двух дочерей – Веры Леонидовны Бекман-Сухаревской (1903-1977), заведующей музыкальной редакцией радио, и Ольги Леонидовны Бекман-Скребковой (1905-1997), преподавателя Московской консерватории и доцента института им. Гнесиных. Муж О. Л. – Сергей Сергеевич Скребков, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой теории музыки, член Союза композиторов.
Муж В. Л. – Юрий Михайлович Сухаревский, доктор физико-математических наук. Дочь В. Л. – О. Ю. Сердобольская, физик. Ее сын, А. В. Сердобольский – астрофизик. Дочь О. Л. и С. С. Скребковых – М. С. Скребкова-Филатова, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории. Муж М. С. – А. А. Филатов, экономист-международник. Дети М. С. и А. А. Филатовых: сын – С. А. Филатов-Бекман, математик, преподаватель музыкальной информатики в Московской консерватории и ГСИИ; дочь – Е. А. Филатова-Соколовская, композитор, окончила Московскую консерваторию, член Союза композиторов РФ, проживает вне России.
Заслуженная артистка Республики (1937).
Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1945).
Профессор (1940).
Солистка Всесоюзного радиокомитета (с 1924 г.).
Педагогическая деятельность:
С 1908 г. работала в Музыкальном училище им. Гнесиных, с 1921 по 1930 г. вела в Московской консерватории класс специального фортепиано (доцент) и семинар французской музыки, с середины 1930-х гг. преподавала в Заочном музыкально-педагогическом институте. В 1940 г. ей было присвоено звание профессора. С середины 1940-х гг. преподавала в Институте им. Гнесиных.
Концертная деятельность:
С 1900 г. пианистка выступает как солистка, а также как участница камерных ансамблей и симфонических концертов. Она принимает участие в «Музыкальных выставках» певицы М. Дейша-Сионицкой, в «Вечерах современной музыки». Исполняла не только сочинения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, романтиков – Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, но и русских композиторов – М. Глинки, П. Чайковского, А. Балакирева, А. Рубинштейна. Она пропагандировала сочинения современных ей композиторов – С. Прокофьева, М. Гнесина, А. Крейна и других. Пианистка впервые в России исполнила сочинения К. Дебюсси (1912), Я. Сибелиуса (1907), лично присутствовавших на концертах, и заслужила горячее одобрение авторов.
С 1912 г. активно исполняла сочинения А. Скрябина, многие из них впервые: композитор лично руководил работой пианистки и всячески поддерживал ее трактовки. Пианистка выступала в ансамблях с певцами и инструменталистами – А. Неждановой, А. Ямпольским, А. Доливо-Соботницким, Г. Пятигорским, С. Козолуповым, А. Гедике и многими другими, исполняя сочинения различных эпох, жанров, композиторов.
В 1921 г. впервые в Малом зале консерватории прозвучало Трио М. Равеля в исполнении Е. А. Бекман-Щербины, Л. М. Цейтлина и Г. П. Пятигорского. В симфонических концертах пианистка исполняла концерты с оркестром Л. ван Бетховена, К. Вебера, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Сен-Санса, Э. Грига, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, совместно с дирижерами В. Сафоновым, В. Суком, Л. Штейнбергом, Р. Глиэром, К. Сараджевым, Н. Аносовым, С. Самосудом. Играла она и с Персимфансом. Е. А. Бекман-Щербина выступала не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Воронеже, Туле и т. д.
С 1924 г. она становится солисткой Всесоюзного радио. Для радиопередач, которые шли в прямом эфире, она выучила многие сотни произведений. Ей приходило множество благодарственных писем от радиослушателей. Во время Великой отечесвтвенной войны, будучи эвакуированной в Казань, она провела двадцать шесть концертов-лекций (совместно с В. Д. Конен), исполнив более двухсот произведений XVII – XX веков (от Д. Перселла до К. Дебюсси). После войны пианистка продолжила концертные выступления по радио (иногда – до 10-15 раз в месяц).
26 ноября 1950 г. состоялся юбилейный концерт Е. А. Бекман-Щербины в Колонном зале Дома Союзов, посвященный 50–летию ее концертной деятельности, где были исполнены пьесы русских композиторов и концертные сочинения с оркестром Ф. Шопена (дирижер Н. Аносов). В общей сложности репертуар пианистки включал более тысячи произведений.
Публикации об этом педагоге:
В музеях (Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Музей им. Н. Г. Рубинштейна Московской консерватории, Музей РАМ им. Гнесиных), а также в личном архиве М. С. Скребковой-Филатовой содержатся материалы о деятельности пианистки – переписка, фотографии, афиши концертов, рецензии на концерты и т. д.
В 1962 г. был опубликован краткий вариант воспоминаний Е. А. Бекман-Щербины, подготовленный ее дочерьми; в 1982 г. книга была переиздана. В 2007 г. вышел полный вариант воспоминаний Е. А. Бекман-Щербины «Жизнь пианистки» (к 125-летию со дня рождения Е. А. Бекман-Щербины и 100-летию песенки “В лесу родилась елочка”, М., 2007), подготовленный ее внучками – О. Ю. Сердобольской и М. С. Скребковой-Филатовой.
Книга содержит не только воспоминания Е. А. Бекман-Щербины, но и письма Л. К. Бекмана о его путешествиях по Европе, статьи дочерей и внучек пианистки, письма радиослушателей, а также множество фотографий, отражающих жизнь Е. А. Бекман-Щербины с конца XIX до середины ХХ в. К книге приложен лазерный диск с звукозаписями исполнения Е. А. Бекман-Щербины (русские композиторы, Ф. Шопен, Э. Григ, А. Скарлатти, транскрипции Ф. Листа и др.).
Пластинки и диски со звукозаписями исполнения пианистки издавались и продолжают издаваться в настоящее время.