Современный хоровой репертуар
23 ноября 2022 г. | Курсы
Формат курса: очный.
Курс ведёт профессор Соловьёв А. В.
Аннотация
Основа курса — это возможность участия в практической работе Камерного хора Московской консерватории, посещения занятия в классе по специальности «хоровое дирижирование», где слушатели смогут соприкоснуться с партитурами современных авторов.
Важнейший художественный принцип, на котором базируется обучение, был озвучен основателем хора профессором Б. Г. Тевлиным: «Исполнитель должен быть зеркалом партитуры. Следование авторскому тексту — это воспитание художественного вкуса».
Он вытекает из двух основных постулатов — «не надо идти за публикой, наоборот, пусть она идёт за нами» и «важная цель — повышение уровня отечественного хорового искусства и освоение современного хорового репертуара». Хоровое искусство должно питаться современными творческими импульсами, и в этом отношении Камерный хор находится в эпицентре развития современного исполнительского искусства, с момента создания пропагандируя авторов наших дней, стимулируя их к созданию новых хоровых партитур.
Главное творческое направление Камерного хора Московской консерватории — исполнение современной музыки. Возникшие в ХХ веке новые техники композиции — додекафония, сонорика, алеаторика, политональность, микрополифония и другие — повлияли, несомненно, на технику исполнения. Сочинения, которые идут впереди возможностей исполнительского искусства, ставят перед хоровыми дирижёрами сложные художественные и технические задачи, требуют овладения новыми и новейшими исполнительскими приёмами, умения разобраться в драматургии и музыкальной сущности современного произведения.
Грамотное формирование репертуара — главная задача хормейстера и залог успеха любого возглавляемого им коллектива. Основной принцип — это максимальные контрасты: по формам, жанрам, приёмам звуковедения, образному содержанию, стилистике. Для слушателей курса предлагается знакомство с хоровыми партитурами определённого круга авторов, выбор которых, несомненно, субъективен, но в то же время является результатом персонального исполнительского и слушательского опыта.