Балет на кино- и телеэкране

29 марта 2023 г. | Курсы

Формат курса: онлайн.
Курс ведёт профессор Груцынова А. П.

Аннотация

В наше время балет как целостное явление существует не только в традиционно сложившемся на протяжении нескольких веков виде театрального спектакля, но и в виде разного рода кино- или видеозаписей. На протяжении веков балет впитывал в себя разнообразные влияния, связанные с постепенным развитием визуальных искусств. Они, так или иначе, использовались авторами хореографических постановок для создания наиболее впечатляющих эффектов, способных привлечь зрителя и поразить его воображение. В течение долгого времени на балет влияло постепенное развитие живописи (отражавшееся в постоянно обновляющихся и усложняющихся декорациях) и появление разнообразных открытий в области техники (использовавшихся в сценической машинерии), поэтому появление на рубеже XIX–XX веков сначала кинематографа, а позже и телевидения также не могло не наложить свой отпечаток на бытование хорошо известного жанра.

В силу сложности и многоаспектности темы представленный курс последовательно обращается к разным вопросам, раскрывающимся в хронологической последовательности разного уровня взаимодействий.

В курсе рассматриваются проблемы:

— взаимодействия искусства балета с другими визуальными искусствами в его исторической перспективе;

— первого появления танца на кинематографическом экране рубежа XIX–XX веков;

— участия в кинофильмах начала XX века артистов балета императорских театров;

— экспериментов в области кинозаписи танцев А.В. Ширяева;

— возможностей взаимодействия кинематографа и балета в XX–XXI веках;

— возникновения жанра телебалета;

— развитие жанра телебалета и деятельность хореографов — наиболее ярких представителей этого жанра;

— взаимодействия балета и телевидения на современном телеэкране.

Курс сопровождается видеопросмотром.

 Тематический план

Балет и кинематограф: зарождение взаимодействия

 

 

— От зоотропа к кинетоскопу;

 

— Первые танцевальные фильмы (конец XIX века);

 

— Первые документальные записи танцев;

 

— Роль танцевальных фрагментов как элементов сюжета в фильмах начала XX века.

Балет и кино: первая встреча

 

 

— Проблема исполнительства в русском кинематографе начала XX века: актер или танцовщик?

 

— Деятельность танцовщиков императорского балета в русском кинематографе начала XX века;

 

— Фильмы с участием танцовщиков в русском кинематографе начала XX века.

А.В. Ширяев: балет на киноэкране и в мультипликационных фильмах

 

 

— Творческий путь артиста и педагога А.В. Ширяева;

 

— Документальные съёмки А.В. Ширяева;

 

— Мультипликационные фильмы А.В. Ширяева.

Балет и кино (телевидение): возможности взаимодействия

 

 

— Способы взаимодействия балета и кино;

 

— Хореография на отечественном телеэкране в первой трети XX века.

Рождение жанра телебалета

 

 

— История возникновения нового жанра;

 

— Особенности работы хореографа в новом жанре;

 

— «Граф Нулин» (1959) как первый пример телебалета.

Деятельность отечественных балетмейстеров в жанре телебалета

 

 

— Телебалеты Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова;

 

— Телебалеты Д. Брянцева;

 

— Телебалеты В. Васильева.

Балет на телеэкране в наше время

 

 

— Возможности взаимодействия балета и телевидения;

 

— Особенности восприятия балетного спектакля (фрагмента балета) на телеэкране;

 

— Проблемы взаимоотношения балета и телевидения.

 

Авторские курсы повышения квалификации 2022-2023

Каждый курс рассчитан на две недели. Курсы проводятся в течении учебного года с сентября по апрель в трех форматах: очном, дистанционном (онлайн), смешанном.
Заявки принимаются
- по электронной почте: contedu@mosconsv.ru
- по телефону: 8 (495) 629 26 46


Ссылки