Русская опера XIX – начала XXI века: метод анализа
28 сентября 2022 г. | Курсы
Формат курса: онлайн.
Курс ведёт профессор Комарницкая О. В.
Аннотация
Курс посвящен прежде всего теоретическим проблемам исследования оперных сочинений. Предложен авторский подход в осознании оперного жанра как феномена. Представлено новое осмысление закономерностей оперы как единого целого — с учетом синтеза сюжетно-фабульных и собственно музыкальных свойств. Предложен метод, который оказывается правомерным для анализа произведений, относящихся к различным историческим эпохам, художественным течениям и индивидуальным композиторским стилям. Выстраивается определенная логика в изучении того или иного произведения: от понимания специфики жанра оперы, его типологических музыкально—драматургических принципов к постижению композиции сочинения. Причем акцент делается на исследовании оперной формы в ее целостном охвате — проблеме, наименее разрешенной в теоретическом музыкознании.
Автором привлекается аристотелевская теория литературных родов — эпоса, лирики, драмы, вместе с тем, вносятся определенные коррективы и разъяснения, учитывающие специфику русской культуры XIX — начала XXI века.
В курсе освещается проблема жанровой типологии оперных произведений русской классики XIX — начала XX века, также, жанровые парадигмы оперы первой половины XX века и второй половины XX — начала XXI века. Рассматриваются композиции ряда сочинений, среди них – «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Хованщина» М.П. Мусоргского, эпические и сказочные оперы отечественных композиторов XIX венка, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Феронии» Н.А. Римского-Корсакова, оперы И.Ф. Стравинского, Н.Н. Сидельникова, Р.К. Щедрина, А.Н. Холминова, С.М. Слонимского, Э.В. Денисова, А.Г. Шнитке.
Курс снабжен видеозаписями, многие из которых являются раритетными.
Тематический план
- Феномен жанра оперы (авторский подход). Роды искусства. Исторически сложившиеся жанровые типы опер. Метод анализа оперы. Музыкально-драматургические и композиционные принципы опер различного жанрового типа.
- Жанровая типология русской оперы XIX — начала XX века. Общие типологические музыкально—драматургические принципы опер различного жанрового типа.
Анализ драматургии и композиции оперных сочинений, проблемы режиссуры: «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Хованщина» М.П. Мусоргского, оперы эпического и сказочного жанра, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова (осмысление символического сакрального слоя). - Жанровые парадигмы оперы первой половины XX века и второй половины XX — начала XXI века.
Анализ драматургии и композиции, проблемы режиссуры: оперы И.Ф. Стравинского («Похождение повесы»), Н.Н. Сидельникова («Чертогон», «Бег»), Р.К. Щедрина («Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Лолита», «Левша»). - Анализ драматургии и композиции, проблемы режиссуры: оперы А.Н. Холминова («Братья Карамазовы»), С.М. Слонимского («Мастер и Маргарита»), Э.В. Денисова («Пена дней»), А.Г. Шнитке («Джезуальдо»).