«Musicircus Джона Кейджа». Международный фестиваль к 100-летию со дня рождения Джона Кейджа (1912-1992)

5 сентября 2012 г. - 20 сентября 2012 г. | Фестивали

«Musicircus Джона Кейджа»

Международный фестиваль к 100-летию со дня рождения композитора Джона Кейджа (1912 – 1992)

5 — 20 сентября 2012 года

Это новый фестиваль, организованный Московской государственной консерваторией. Важнейшим стимулом для его создания стало стремление предоставить нашим слушателям возможность услышать произведения, родившиеся в самом эпицентре музыкальной культуры Америки — самые самобытные и непростые сочинения. Их исполнят музыканты, которые сами являются неотъемлемой частью этой культуры, а также ведущие отечественные артисты. Эта музыка крайне редко исполняется за пределами США, а ее авторы оказали и продолжают оказывать огромное влияние на  формирование музыкальной культуры нашей страны.

Мы очень надеемся, что впечатления, полученные от фестиваля  «Musicircus Джона Кейджа», увлекут слушателя в свежий, неподражаемый мир современной музыки и позволят открывать в нем все новые и новые грани.


«Он — не композитор, а изобретатель, но гениальный», — так сказал о Джоне Кейдже его учитель, другой гениальный изобретатель Арнольд Шёнберг. 5 – 20 сентября 2012 Московская консерватория проводит Фестиваль к 100-летию со дня рождения американского композитора-авангардиста, выдумщика, авантюриста и экспериментатора Джона Кейджа. Начав перечислять открытые Кейджем двери и новые «звуковые пути», мы не скоро остановимся: подготовленное фортепиано, метод случайных действий, недетерминированность, шум и тишина в качестве равноценного музыкального материала, графическая нотация, хэппенинг. Идеи Кейджа живут и побеждают.

Его пьеса «4’33”», в которой пианист не играет ни одной ноты, отразила философию авангарда Новейшего времени: музыка должна слиться с природой. В эссе «Будущее музыки. Кредо» Кейдж пишет: «Где бы мы ни были, мы слышим шум. Когда мы игнорируем его, он раздражает нас. Но когда мы прислушиваемся к нему, мы находим его восхитительным и увлекательным. Заставляя слушателей сидеть молча, я принуждаю их прислушиваться к шумам, которые высвечивает и подчеркивает тишина, — это шум проносящихся за окнами автомобилей, жужжание кондиционера, падение дождевых капель и так далее. Тишина безгранична в своем многообразии, она богаче любой самой богатейшей мелодии».

Художественный руководитель фестиваля, известный пианист, профессор Алексей Любимов занимается пропагандой творчества Кейджа в России уже несколько десятилетий. Нынешний фестиваль получил название «Musicircus». Под «музыкальным цирком» подразумевается исполнение несколько произведений одновременно: подобный эксперимент Кейдж провел в 1967 году, и тогда посетители сейшена были оглушены неистовой какофонией звуков. Теперь запланировано пять концертов, где опусы Кейджа, его современников и восхищенных потомков будут исполняться поочередно.

5 сентября, в день рождения композитора, в Рахманиновском зале консерватории прозвучат сочинения юбиляра, далее слушателей пригласят пройтись «по грибным местам музыкального Нью-Йорка» вместе с ансамблем ударных Марка Пекарского, пианистом Иваном Соколовым, Нью-Йоркским ансамблем солистов (США), Ансамблем «Opus Post» Татьяны Гринденко. Фестиваль удивит хэппенингами, перформансами, ожидается показ документального фильма, посвященного Джону Кейджу. В фестивале примут участие более 70 музыкантов!

20 сентября фестиваль завершится Приношением композитору. Прозвучат сочинения российских композиторов, написанные в стиле Кейджа и в честь Кейджа.

Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе


Программа фестиваля

  • 5 сентября 2012 г.
    Рахманиновский зал Московской консерватории,  19.00

Открытие фестиваля. «Портрет  художника в день рождения» (1912-1992)

Приветствия и вступительное слово — А. Любимов, М. Пекарский, С. Савенко, М. Переверзева

Исполнители: Ансамбль ударных инструментов М. Пекарского, Вокальный ансамбль «Интрада» п/у Е. Антоненко, А. Любимов (фортепиано), С. Малышев (скрипка), С. Савенко (вокал), А. Алферова (арфа), В. Борисова (арфа), М. Алиханова (флейта), М. Рубинштейн (флейта), И. Кефалиди (электронная реализация, аудио- и видеопроекция)

Программа:
Дж. Кейдж
«Вакханалия» (1935 — 1950)
Credo in Us (1940) для ударных, фортепиано, радио/фонографа и электрического звонка
Три пьесы для двух флейт (1935)
Amores (1943) для подготовленного фортепиано и ударных
Три пьесы для подготовленного фортепиано: Вакханалия (1940), Комната (1943), Музыка для Марселя Дюшана (1947)
Воображаемый ландшафт №1 (1939) для генераторов синус-тонов, фортепиано и большой тарелки
Мечта (1948) для фортепиано
«Воображаемые ландшафты» (1951 — 1990)
Открытка с небес (1982) для двух арф
Ария (1958) для голоса и Fontana Mix (1958), электронная музыка
Воображаемый ландшафт № 4 (1951) для 12 радиоприемников
«Four 2» (1990) для вокального ансамбля
Williams Mix (1952), электронная и конкретная музыка
Хоралы (1978) для скрипки соло
«00'00''» («4'33''» № 2) (1962) для большого ансамбля

Видеопроекции: Кейдж исполняет Кейджа «4'33''», Water Walk, Music for Marcel Duchamp (оригинальный фильм)


  • 8 сентября 2012 г.
    Рахманиновский зал Московской консерватории, 19.00

«Кейдж и предшественники»

Исполнители: Камерный ансамбль студентов Консерватории (дирижер В. Горлинский), Ансамбль ударных инструментов М. Пекарского; Н. Пшеничникова (вокал), А. Любимов (фортепиано), С. Малышев (скрипка), И. Соколов (фортепиано), Ансамбль «Opus Posth» п/у Т. Гринденко

Программа:
Ч. Айвз (1874-1954). «Вопрос без ответа» (1906) для трубы, 4х флейт и струнных
Д. Кейдж Пять танцев для струнных (обр. Э. Залцмана)
                  Forever and Sunsmell (Навсегда и солнечный аромат) (1942) для голоса и ударных
А. Шёнберг (1874-1951) Фантазия ор. 47 для скрипки и фортепиано
Д. Кейдж Пять песен (1938) для голоса и фортепиано
                  Две пьесы для фортепиано (1946)
Э. Сати (1866-1925) «Музыка обстановки» (1918-1923) для камерного ансамбля
Д. Кейдж Living Room Music (Музыка гостиной комнаты) (1940) для 4х исполнителей
Г. Кауэлл (1897-1965) Ostinato pianissimo (1934) для ансамбля ударных
Три пьесы для «струнного фортепиано» (1923-1925): «Эолова Арфа», «Банши» , «Волшебные колокола»
Д. Кейдж She is Asleep (Она уснула) (1942) для 12 там-тамов, голоса и подготовленного фортепиано
Э. Варез (1883 -1965) «Ионизация» (1931) для ансамбля ударных
Д. Кейдж Третья конструкция (1941) для 4-х ударников


  • 11 сентября 2012 г.
    Рахманиновский зал Московской консерватории, 19.00

Мини-фестиваль: «Путеводитель Джона Кейджа по грибным местам музыкального Нью-Йорка»
Кейдж и Нью-Йоркская школа 1950-1970 годы

Руководитель программы — А. Файнберг (фортепиано)

Исполнители: А. Файнберг (фортепиано), А. Бойд (скрипка), Ю. Ли (альт, скрипка), Д. Фулмер (скрипка), Ф. Шерри (виолончель)
Куратор концерта — А. Файнберг
Продюсер — Е. Сиянко (Red Osmosis LLC, Нью-Йорк)
* Программа осуществлена при поддержке фонда Trust for Mutual Understanding и частных Нью-Йоркских меценатов

Программа:
Р. К. Сигер Прелюдия № 1
Прелюдия № 9
«Этюд в смешанных акцентах»
Дж. Кейдж Пьесы № 1, № 4 и № 6 из цикла «Шесть мелодий для скрипки и фортепиано»
М. Бэббит Partitions (посвящается Р. Хелпсу)
Minute Waltz, или 3/4 плюс-минус 1/8 (посвящается Р. Сешнзу)
«It Takes 12 to Tango»
«Playing for Time» из цикла Time (посвящается А. Файнбергу)
Р. Хелпс Ноктюрн для струнного квартета
М. Давидовский Синхронизм № 9 для скрипки и магнитофона
И. Стравинский Двойной канон
Р. Сешнз Каноны для струнного квартета (Памяти Стравинского)
Ч. Вуоринен Фортепианный квинтет № 1


  • 15 сентября 2012 г.
    Рахманиновский зал Московской консерватории, 18.00

Кейдж-марафон. Мини-фестиваль: «Путеводитель Джона Кейджа по грибным местам музыкального Нью-Йорка»
Музыкальный мир Нью-Йорка эпохи Кейджа

Проект А. Файнберга и Нью-Йоркского ансамбля

Исполнители: А. Файнберг (фортепиано), А. Бойд (скрипка), Ю. Ли (альт, скрипка), Д. Фулмер (скрипка), Ф. Шерри (виолончель)
Куратор концерта — А. Файнберг
Продюсер — Е. Сиянко (Red Osmosis LLC, Нью-Йорк)
* Программа осуществлена при поддержке фонда Trust for Mutual Understanding и частных Нью-Йоркских меценатов

Программа:
Дж. Кейдж Третья Конструкция (ударные) /
C. Волпе Произведение для скрипки № 2
М. Фельдман «Пересечение» для магнитофона
«Альт в моей жизни», часть III
Э. Картер Элегия
Figments No. 1 для соло виолончели
Струнное Трио
М. Бабит Occasional Variations
Р. Хелпс Фортепиано, отрывок из трех частей
Ч. Вуоринен «Быстрая Фантазия»

Просим наших слушателей обратить внимание, что билет на этот концерт, также действует на следующий концерт в РЗК в 19.30!


  • 15 сентября 2012 г.
    Рахманиновский зал Московской консерватории, 19.30

«Непреднамеренность и взаимопроникновение»
Перформансы, хэппенинги, лекция, фильм

Исполнители: Н. Пшеничникова (вокал), А. Абалихина (танец), М. Дубов (фортепиано, игрушечное фортепиано), А. Любимов (фортепиано, ударные, колокольчики), В. Иванов (фортепиано, акции), Т. Михеева (вокал), Д. Чеглаков (виолончель), С. Малышев (скрипка). Камерные ансамбли. И. Соколов (чтение). Аудио- и видеовоспроизведение — И. Кефалиди

Программа:
Дж. Кейдж
Water Music (1952) для солиста (фортепиано, радио, свистки, вода, колода карт)
Музыка для колокольчиков № 2, 3 (1954)
Мезостихи для Мерса Каннингема (1971) для голоса и танца
Song Books (1970), фрагменты для голоса, электроники, перформанса
Сюита для игрушечного фортепиано (1948)

Пьесы-акции Д. Тюдора, К. Вулфа, Дж. Кейджа

Лекция о Ничто (1949) в сопровождении музыкальных сочинений Дж. Кейджа:

  • ear for EAR-Антифоны (1983) для голосов с пространстве
  • Четыре (Four) (1989) для струнного квартета
  • Четыре 3 (Four 3) (1991) для 4-х исполнителей
  • Музыкальные скульптуры (1989) для звучаний, приходящих отовсюду, длящихся и формирующих звучащую скульптуру
  • Дитя дерева (Child of Tree) (1975) для ударных и растений

Фильм: John Cage Documentary 


  • 20 сентября 2012 г.
    Рахманиновский зал Московской консерватории, 19.00

«Приношение Кейджу: Кейдж в России — вчера и сегодня»

Исполнители: Ансамбль ударных М. Пекарского, В. Урбанович (ударные), И. Соколов (фортепиано), С. Загний (фортепиано, чтение), В. Тарасов (перкуссия), В. Мартынов (фортепиано), А. Любимов (фортепиано), Т. Михеева (пение), Н. Кожухарь (скрипка). Камерные ансамбли: Д. Щёлкин, И. Матюхов, Д. Власик, Н. Черкасова, К. Широков, А. Сысоев, Н. Агафонов, Д. Кузнецов, И. Кефалиди (аудио- и видеовоспроизведение)

Программа:
Дж. Кейдж Первая конструкция «в металле» (1939) для секстета ударных
И. Соколов «О Кейдже». Триптих (1992)
Н. Корндорф «Танец в металле, в честь Джона Кейджа» (1985) для ударника
Дж. Кейдж «In a landscape» (На природе) (1948) для фортепиано
П. Карманов «Invisible Music» (Невидимая музыка) (1996) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано (челеста и второе фортепиано за сценой)
Дж. Кейдж «Wonderfull Widow of Eighteen Springs» (Чудесная вдова восемнадцати весен) (1942)
«Nowth upon Nacht» (1985) для голоса и закрытого фортепиано
А. Батагов «John Cage Lived at 6th Avenue and 18th Street» (Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы) (2012) для струнных, фортепиано, аудиозаписи и видеопроекции (видео: Алиса Наремонтти)
С. Загний «Метамузыка — 4'33''» (2002 — 2012)
Дж. Кейдж Experiences I для двух фортепиано Experiences II для голоса (1948)
В. Мартынов «Посвящение Кейджу» (2012) для фортепиано
В. Тарасов Алеаторическая музыка для перкуссии и рулетки (2000)
В. Горлинский «Widerhall-2. Перст Бога» (2011) для 8 исполнителей
Дж. Кейдж «4'33''» (1952) для публики