Полифоническая музыка композиторов-профессоров Московской консерватории


  • Год выпуска: 2009

Полифоническая музыка композиторов-профессоров Московской консерватории
Юлия Рябова, фортепиано
А. И. Хачатурян Семь речитативов и фуг
А. Г. Шнитке Импровизация и фуга
Л. Б. Бобылев Диатоническая полифония



Полифонические произведения европейской традиции впер­вые появились в России в 18 веке. И сегодня вызывают восхищение слушателей духовные хоровые со­чинения современников Моцарта - Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, Артемия Веделя, в которых проникновенный рус­ский мелос часто развивается по законам фуги. В 19 веке, как и во всей Европе, русские композиторы редко обращаются к чисто поли­фоническим жанрам, но в 20 веке интерес к ним вспыхивает с новой силой. Этому во многом способ­ствует композиторское творчество и исследовательско-педагогическая деятельность любимого ученика Чайковского Сергея Танеева. Пред­ставленные полифонические циклы для фортепиано трех композиторов-профессоров Московской госу­дарственной консерватории им. Чайковского разных поколений яв­ляются подтверждением развития этой традиции.

Арам Ильич Хачатурян (1903-1978)
Великий композитор 20 века, автор трех симфоний, балетов «Гаянэ», «Спартак», концертов для фортепиано, скрипки, виолонче­ли с оркестром, множества других симфонических и камерных про­изведений. Хачатурян писал свои произведения на основе армянского мелодического материала, но гений автора делает их интернационально понятными любому слушателю.

«Семь речитативов и фуг» напи­саны в 1928 году и переработаны в 1966. Армянский интонационный строй, необычайная экспрессив­ность музыкального языка компози­тора, приобретает в фугированном изложении особое благородство. Задуманный молодым и завершен­ный уже всемирно известным ком­позитором, этот цикл – одно из пер­вых произведений такого жанра, решенных на материале армянской этнической традиции, покоряющее свежестью и мастерством.

Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998)
Признанный классик второй по­ловины 20 века. Им написаны 8 симфоний, 6 оркестровых концер­тов, 12 концертов для различных инструментов с оркестром, 3 оперы, 2 балета, «Реквием» для хора и инструментального ансамбля, много­численные камерные произведения, музыка к театральным постановкам, более чем к 120 фильмам. До 1970 годов его музыка не получала офи­циального признания на родине, ее исполнение как в СССР, так и за ру­бежом, встречало сопротивление со стороны официальных властей. Но к началу 1980 годов талант композито­ра принес ему заслуженное призна­ние. Огромный интерес и симпатия слушателей к музыке рано ушедшего композитора продолжает возрастать.

«Импровизация и фуга» Альфреда Шнитке написана в 1965 году, когда молодой композитор работал в русле поствебернианского направления. Для этого периода его творчества сочинение было весьма необычно, но сегодня, полностью представляя масштаб наследия крупнейшего ма­стера, мы понимаем, что это – одно из первых сочинений композитора, предвосхищающее «новую просто­ту», характерную для его произве­дений с конца семидесятых годов до завершения творческого пути. Яр­кое, виртуозное, нетрадиционное по решению цикла, сочинение может украсить репертуар любого серьез­ного музыканта.

Леонид Борисович Бобылёв (р.1949)
Активно и плодотворно рабо­тающий российский композитор, сочинения которого часто звучат в России и за рубежом. В списке его произведений 6 опер, 10 концер­тов для различных инструментов, сочинения для симфонического и камерного оркестров, многочислен­ные камерно-инструментальные и вокальные сочинения, в том числе один из первых вокальных циклов на поэзию Осипа Мандельштама и драматический отрывок на прозу Бориса Пастернака. Музыкальный язык композитора выразителен и может меняться от сочинения к со­чинению. Профессор композиции в Московской консерватории име­ни Чайковского, он является также автором монографии о педагогиче­ской деятельности П.И. Чайковско­го, Н.А. Римского-Корсакова и дру­гих русских классиков.

«Диатоническая полифония» – произведение оригинальное по творческому замыслу. Композитор пишет все части цикла, как пре­людии, так и фуги, в разных типах полифонической техники. Здесь есть ричеркар, простая, двойная, тройная фуги, пассакалия, разные виды канонов, пьеса, написанная, как различные виды обращения одного материала. Но уникальность пианистической стороны произве­дения – то, что оно написано только на белых клавишах, что достигается использованием старинных церков­ных ладов и придает музыке осо­бый архаический колорит. Лишь в последней фуге третья тема, цити­рованный хорал \"Es ist genug\", тот самый, который является важным звеном в драматургии скрипичного концерта Альбана Берга, требует появления черных клавиш. И диссо­нирующие политональные сочета­ния как бы завершают путешествие в удивительный мир диатоники.

Юлия Рябова получила му­зыкальное образование в Центральной специальной школе при Московской консерватории и Московской консерватории имени Чайковского, которую закончила в 1997 году по классу фортепиано (проф. В.К. Мержанов) и в 1999 году по классу композиции (проф. А.С. Леман). В 2000 году - аспирантуру по классу камерного ансамбля (рук. проф. B.C. Сканави).

Стажировалась в Высшей шко­ле музыки им. А. Корто Trained in the Higher school of music A.Korto (Ecole normale de musique de Paris/ Cortot) (проф. С. Макаров), получив диплом высшего исполнительского мастерства.

Стипендиат Международной бла­готворительной программы «Новые имена», лауреат конкурса «Молодые композиторы России», член Союза композиторов России.

Пианистка выступает в известных концертных залах России и Европы – Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, зал Gaveau в Париже, Rosengarten в Мангейме, Рахманиновский зал Московской консервато­рии и др.

В репертуаре пианистки пред­ставлены программы из произведе­ний разноплановых композиторов разных эпох, в том числе – музыки XX века. Юлия Рябова - первый ис­полнитель целого ряда произведений московских композиторов – Альбер­та Лемана, Леонида Бобылёва и др.

«... Проникновенно и тонко рус­ской пианисткой Юлией Рябовой были исполнены пьесы Хельму-та Фогеля из цикла «Призмы»...» (Rhein-Neckar-Zeitung, июнь 2005)

«....Для произведения Гидона Кляйна Юлия Рябова становится идеальным интерпретатором...» (Resmusica – Musique Juive d\'Est en Quest-Paris-17 декабря 2003)

« ...Юлия Рябова – музыкант ис­ключительно яркого, самобытного дарования, обладающая всеми необ­ходимыми артистическими исполни­тельскими данными...»

(А. Леман, Народный артист Рос­сии, профессор, заведующий кафе­дрой композиции Московской госу­дарственной консерватории им. П.И. Чайковского).



Исполнители:  

Юлия Рябова, фортепиано



Композиторы:  

А. И. Хачатурян А. Г. Шнитке Л. Б. Бобылев





ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:

А. И. Хачатурян Семь речитативов и фуг
1 1. Речитатив. Allegro ma non troppo 1.38
2 Фуга (четырехголосная) 2.53
3 2. Речитатив. Moderato 1.43
4 Фуга (трехголосная) 2.53
5 3. Речитатив. Allegro giocoso 1.02
6 Фуга (четырехголосная) 3.59
7 4. Речитатив. Allegro vivace 1.50
8 Фуга (трехголосная) 2.25
9 5. Речитатив. Allegro ma non troppo 1.04
10 Фуга (двухголосная) 1.39
11 6. Речитатив. Allegro poco sostenuto 1.55
12 Фуга (трехголосная) 5.28
13 7. Речитатив. Allegro non troppo 1.21
14 Фуга (трехголосная) 1.39
А. Г. Шнитке Импровизация и фуга
15 Импровизация. Lento 1.16
16 Фуга. Vivo 4.14
Л. Б. Бобылев Диатоническая полифония
17 I 3.03
18 II 3.44
19 III 5.34
20 IV 2.16
21 V 4.33
22 VI 5.37
23 VII 4.36



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  live / studio:studio
формат:DDD
звукорежиссер:

Владимир Копцов

монтаж и/или мастеринг:

Михаил Спасский

исполнительный продюсер:

Евгений Платонов

копирайт и права (C) (P):

2009 Московская государственная консерватория

общее время звучания:65.17
год издания:2009
дата записи:

2003 г.

цена:65 руб.