Полифоническая музыка композиторов-профессоров Московской консерватории
Юлия Рябова, фортепиано
А. И. Хачатурян Семь речитативов и фуг
А. Г. Шнитке Импровизация и фуга
Л. Б. Бобылев Диатоническая полифония
Полифонические произведения европейской традиции впервые появились в России в 18 веке. И сегодня вызывают восхищение слушателей духовные хоровые сочинения современников Моцарта - Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, Артемия Веделя, в которых проникновенный русский мелос часто развивается по законам фуги. В 19 веке, как и во всей Европе, русские композиторы редко обращаются к чисто полифоническим жанрам, но в 20 веке интерес к ним вспыхивает с новой силой. Этому во многом способствует композиторское творчество и исследовательско-педагогическая деятельность любимого ученика Чайковского Сергея Танеева. Представленные полифонические циклы для фортепиано трех композиторов-профессоров Московской государственной консерватории им. Чайковского разных поколений являются подтверждением развития этой традиции.
Арам Ильич Хачатурян (1903-1978)
Великий композитор 20 века, автор трех симфоний, балетов «Гаянэ», «Спартак», концертов для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром, множества других симфонических и камерных произведений. Хачатурян писал свои произведения на основе армянского мелодического материала, но гений автора делает их интернационально понятными любому слушателю.
«Семь речитативов и фуг» написаны в 1928 году и переработаны в 1966. Армянский интонационный строй, необычайная экспрессивность музыкального языка композитора, приобретает в фугированном изложении особое благородство. Задуманный молодым и завершенный уже всемирно известным композитором, этот цикл – одно из первых произведений такого жанра, решенных на материале армянской этнической традиции, покоряющее свежестью и мастерством.
Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998)
Признанный классик второй половины 20 века. Им написаны 8 симфоний, 6 оркестровых концертов, 12 концертов для различных инструментов с оркестром, 3 оперы, 2 балета, «Реквием» для хора и инструментального ансамбля, многочисленные камерные произведения, музыка к театральным постановкам, более чем к 120 фильмам. До 1970 годов его музыка не получала официального признания на родине, ее исполнение как в СССР, так и за рубежом, встречало сопротивление со стороны официальных властей. Но к началу 1980 годов талант композитора принес ему заслуженное признание. Огромный интерес и симпатия слушателей к музыке рано ушедшего композитора продолжает возрастать.
«Импровизация и фуга» Альфреда Шнитке написана в 1965 году, когда молодой композитор работал в русле поствебернианского направления. Для этого периода его творчества сочинение было весьма необычно, но сегодня, полностью представляя масштаб наследия крупнейшего мастера, мы понимаем, что это – одно из первых сочинений композитора, предвосхищающее «новую простоту», характерную для его произведений с конца семидесятых годов до завершения творческого пути. Яркое, виртуозное, нетрадиционное по решению цикла, сочинение может украсить репертуар любого серьезного музыканта.
Леонид Борисович Бобылёв (р.1949)
Активно и плодотворно работающий российский композитор, сочинения которого часто звучат в России и за рубежом. В списке его произведений 6 опер, 10 концертов для различных инструментов, сочинения для симфонического и камерного оркестров, многочисленные камерно-инструментальные и вокальные сочинения, в том числе один из первых вокальных циклов на поэзию Осипа Мандельштама и драматический отрывок на прозу Бориса Пастернака. Музыкальный язык композитора выразителен и может меняться от сочинения к сочинению. Профессор композиции в Московской консерватории имени Чайковского, он является также автором монографии о педагогической деятельности П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и других русских классиков.
«Диатоническая полифония» – произведение оригинальное по творческому замыслу. Композитор пишет все части цикла, как прелюдии, так и фуги, в разных типах полифонической техники. Здесь есть ричеркар, простая, двойная, тройная фуги, пассакалия, разные виды канонов, пьеса, написанная, как различные виды обращения одного материала. Но уникальность пианистической стороны произведения – то, что оно написано только на белых клавишах, что достигается использованием старинных церковных ладов и придает музыке особый архаический колорит. Лишь в последней фуге третья тема, цитированный хорал \"Es ist genug\", тот самый, который является важным звеном в драматургии скрипичного концерта Альбана Берга, требует появления черных клавиш. И диссонирующие политональные сочетания как бы завершают путешествие в удивительный мир диатоники.
Юлия Рябова получила музыкальное образование в Центральной специальной школе при Московской консерватории и Московской консерватории имени Чайковского, которую закончила в 1997 году по классу фортепиано (проф. В.К. Мержанов) и в 1999 году по классу композиции (проф. А.С. Леман). В 2000 году - аспирантуру по классу камерного ансамбля (рук. проф. B.C. Сканави).
Стажировалась в Высшей школе музыки им. А. Корто Trained in the Higher school of music A.Korto (Ecole normale de musique de Paris/ Cortot) (проф. С. Макаров), получив диплом высшего исполнительского мастерства.
Стипендиат Международной благотворительной программы «Новые имена», лауреат конкурса «Молодые композиторы России», член Союза композиторов России.
Пианистка выступает в известных концертных залах России и Европы – Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, зал Gaveau в Париже, Rosengarten в Мангейме, Рахманиновский зал Московской консерватории и др.
В репертуаре пианистки представлены программы из произведений разноплановых композиторов разных эпох, в том числе – музыки XX века. Юлия Рябова - первый исполнитель целого ряда произведений московских композиторов – Альберта Лемана, Леонида Бобылёва и др.
«... Проникновенно и тонко русской пианисткой Юлией Рябовой были исполнены пьесы Хельму-та Фогеля из цикла «Призмы»...» (Rhein-Neckar-Zeitung, июнь 2005)
«....Для произведения Гидона Кляйна Юлия Рябова становится идеальным интерпретатором...» (Resmusica – Musique Juive d\'Est en Quest-Paris-17 декабря 2003)
« ...Юлия Рябова – музыкант исключительно яркого, самобытного дарования, обладающая всеми необходимыми артистическими исполнительскими данными...»
(А. Леман, Народный артист России, профессор, заведующий кафедрой композиции Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского).
Исполнители:
Юлия Рябова, фортепиано
Композиторы:
А. И. Хачатурян А. Г. Шнитке Л. Б. Бобылев
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
А. И. Хачатурян Семь речитативов и фуг | ||
1 | 1. Речитатив. Allegro ma non troppo | 1.38 |
2 | Фуга (четырехголосная) | 2.53 |
3 | 2. Речитатив. Moderato | 1.43 |
4 | Фуга (трехголосная) | 2.53 |
5 | 3. Речитатив. Allegro giocoso | 1.02 |
6 | Фуга (четырехголосная) | 3.59 |
7 | 4. Речитатив. Allegro vivace | 1.50 |
8 | Фуга (трехголосная) | 2.25 |
9 | 5. Речитатив. Allegro ma non troppo | 1.04 |
10 | Фуга (двухголосная) | 1.39 |
11 | 6. Речитатив. Allegro poco sostenuto | 1.55 |
12 | Фуга (трехголосная) | 5.28 |
13 | 7. Речитатив. Allegro non troppo | 1.21 |
14 | Фуга (трехголосная) | 1.39 |
А. Г. Шнитке Импровизация и фуга | ||
15 | Импровизация. Lento | 1.16 |
16 | Фуга. Vivo | 4.14 |
Л. Б. Бобылев Диатоническая полифония | ||
17 | I | 3.03 |
18 | II | 3.44 |
19 | III | 5.34 |
20 | IV | 2.16 |
21 | V | 4.33 |
22 | VI | 5.37 |
23 | VII | 4.36 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | studio |
формат: | DDD |
звукорежиссер: | Владимир Копцов |
монтаж и/или мастеринг: | Михаил Спасский |
исполнительный продюсер: | Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): | 2009 Московская государственная консерватория |
общее время звучания: | 65.17 |
год издания: | 2009 |
дата записи: | 2003 г. |
цена: | 65 руб. |