Леонид Коган, скрипка
Государственный симфонический оркестр СССР
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер Кирилл Кондрашин
В. А. Моцарт Концерт № 3 для скрипки с оркестром соль мажор, KV 216
Д. Д. Шостакович Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, ор. 77
1950-е и 1960-е годы были временем небывалого расцвета исполнительского искусства. Искусство многих замечательных музыкантов той поры ныне стало достоянием истории, стало легендой. Редкие документальные фонограммы с записями их концертов сохранены в фонде Московской государственной консерватории. Они запечатлели часть славной истории самой консерватории и, одновременно, являются значительной общенациональной культурной ценностью. Качество этих фонограмм различно. Иногда для записи вынужденно использовалась недоброкачественная магнитная лента, иногда все технические средства не соответствовали высокому художественному уровню концерта. Но несмотря на значительные, иногда неисправимые дефекты, они сохранили до наших дней искусство выдающихся музыкантов прошедших лет, «остановили» неповторимое мгновение. Ныне, после необходимой восстановительной работы, некоторые из этих фонограмм составили основу серии компакт-дисков, подготовленных лабораторией звукозаписи Московской консерватории.
«Он умеет слушать время и слышать время, эпоху, мыслить глубоко и оригинально» — так писал когда-то о ЛЕОНИДЕ КОГАНЕ (1924-1982) его выдающийся современник, композитор Арам Хачатурян. Искусство блистательного скрипача — таковым и был Коган — искусство, озаренное виртуозной романтикой, напряженной интенсивностью творческой мысли, выражало всю полноту человеческих чувств и неизменно покоряло слушателей во всем мире. Леонид Коган был великим музыкантом, он обладал способностью убедительного воплощения новых тенденций в искусстве, обогащая великие традиции отечественной и мировой скрипичной школы.
Его дарование проявилось очень рано. Уже в девять лет он стал победителем областного конкурса-смотра в родном Днепропетровске и вскоре был направлен в Москву, в группу одаренных детей при Московской консерватории. Тогда он становится учеником знаменитого профессора А.И.Ямпольского. В его классе талант юного Когана получил возможность всестороннего развития, обрел самостоятельность. У Ямпольского молодой Коган занимался вплоть до окончания консерватории в 1948 году и аспирантуры в 1953 году. Исполнительская деятельность выдающегося скрипача началась рано. Уже в одиннадцать лет он впервые выступил в концерте в Москве, в шестнадцать лет впервые был записан на грампластинку. В годы войны, находясь в эвакуации, юный Коган участвует в концертах, сборы от которых шли в фонд обороны. С детских лет он приобрел навык трудиться напряженно и плодотворно. Так, им в шесть дней был разучен и исполнен на концерте в Куйбышеве новый тогда концерт Хачатуряна, концерт № 1 Паганини впервые в России исполнялся им в оригинальной авторской версии с труднейшей каденцией Э.Сорэ, шестнадцатилетним скрипачом он включил в свой репертуар монументальный концерт Брамса. Мужественная, яркая, исполненная отваги настоящего виртуоза, игра юноши, его способность охватить и представить в цельности крупные, масштабные произведения, вместе с исключительной красотой звука и кристальной чистотой интонации, привлекли к нему внимание уже в эти трудные для искусств военные годы.
В 1944 году, будучи студентом второго курса консерватории, Коган становится солистом Московской филармонии, в 1947 году получает первую премию на конкурсе в Праге, в 1951 году побеждает на престижнейшем конкурсе имени бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе. Здесь публика аплодирует ему стоя, а старейшина среди скрипачей Европы, великий француз Жак Тибо воскликнул: «Так еще никто не играл на скрипке!» К этому времени на счету Когана был исключительный подвиг — в 1949 году в один вечер он исполнил все 24 каприса Паганини. Ныне это трудно даже представить, ибо подобное достижение почти за гранью не только виртуозных возможностей скрипача, но и запредельно для физических возможностей человека. Сравнения Когана с Паганини были неоднократны. Так, скрипачка и музыкальный критик Э.Журдан-Моранж после концерта Когана в Париже писала: «Казалось, будто сам Паганини находится на сцене и играет свой концерт». А в конце жизненного пути артиста случилось так, что голос его скрипки «исполнил роль» инструмента великого итальянца в телефильме о Паганини.
С брюссельского конкурса 1951 года началась мировая слава Леонида Когана. Он выступал во всех крупных залах мира, его скрипке аккомпанировали знаменитые оркестры Европы и Америки. В числе дирижеров, с которыми ему довелось выступать, такие корифеи, как Димитри Митропулос и Юджин Орманди, Джордж Сэлл и Шарль Мюнш, Фриц Райнер и Эдуард ван Байнум, Лорин Маазель и Пьер Монте. Несколько его грампластинок, записанных в Лондоне и Париже, выпускает крупнейший концерн EMI. Коган гастролировал во множестве городов и городков на родине, сотрудничал с великолепными отечественными музыкантами. В числе пианистов, с которыми он выступал в концертах или записывался, Эмиль Гилельс и Григорий Гинзбург. В камерных ансамблях, а Коган был и великолепным исполнителем камерной классики, его партнерами были Эмиль Гилельс, Рудольф Баршай, Мстислав Ростропо-вич. В числе лучших отечественных дирижеров, с которыми часто выступал выдающийся скрипач — Карл Элиасберг, Кирилл Кондрашин, Александр Гаук, Натан Рахлин, Евгений Мравинский, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский. С некоторыми из них он произвел замечательные записи, сохранились документальные фонограммы их совместных концертных выступлений.
Искусство Когана проявилось с равной силой в трактовке произведений различных форм, жанров и стилей — от виртуозной миниатюры и бравурной романтической пьесы до классической сонаты и монументального концерта. Признанный мастер романтического стиля, Коган был и выдающимся исполнителем музыки Баха (не случайно его партнером в записи всех баховских сонат для скрипки и клавесина был великий интерпретатор музыки Баха органист, клавесинист и дирижер Карл Рихтер) и Моцарта (в ансамбле с Григорием Гинзбургом или оркестром Рудольфа Баршая), бетховенские сонаты он исполнял с Эмилем Гилельсом. Наряду с этим строгим репертуаром Коган ввел в свой репертуар редчайшие образцы ранней романтической итальянской музыки (произведения Граньяни и Джулиани в ансамбле с гитаристом Александром Ивановым-Крамским), забытые скрипичные сонаты Вебера. И всегда был отзывчив к новой музыке. Его игра, что бы он ни играл, всегда была свежа и современна. Произведения современников исполнялись им не только охотно, но и с редкой увлеченностью. И композиторы посвящали ему свою новую музыку. Таким образом, искусство Когана стимулировало создание ряда новых произведений для скрипки. Не всем им была суждена долгая жизнь, но общее развитие современное скрипичное письмо получило, во многом благодаря Когану, развитие в русле общей традиции. Когану посвящены произведения Арама Хачатуряна и Хренникова, Вайнберга и Р.Бунина, Кара Караева и Бабаджаняна, Эдисона Денисова и Карена Хачатуряна, Книп-пера и Николаева, итальянцев Мортари и Маннино, француза Жоливе.
Еще в сезоне 1956-1957 годов Леонид Коган провел великолепный цикл из шести концертов, посвященных истории скрипичного концерта от Вивальди до Прокофьева, исполнил свыше двадцати великих произведений для скрипки с оркестром. В цикле отсутствовали не исполнявшийся тогда в СССР концерт Альбана Берга и новый тогда Первый концерт Шостаковича — эти два выдающихся произведения XX века вошли в репертуар скрипача позднее. В фонде Московской консерватории сохранилась документальная фонограмма, запечатлевшая едва ли ни первое исполнение Коганом Первого концерта Шостаковича. Дополненная на этом диске «рядовым» исполнением Третьего концерта Моцарта, эта фонограмма является существенным пополнением масштабного звукового наследия безвременно ушедшего из жизни великого музыканта.
Исполнители:
Леонид Коган, скрипка
Государственный симфонический оркестр СССР
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер Кирилл Кондрашин
Композиторы:
В. А. Моцарт (1756 - 1791)
Д. Д. Шостакович (1906 - 1975)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
В. А. Моцарт Концерт № 3 для скрипки с оркестром соль мажор, KV 216 | ||
1 | 1. Allegro | 9.15 |
2 | 2. Adagio | 8.01 |
3 | 3. Rondeau. Allegro | 6.24 |
Д. Д. Шостакович Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, ор. 77 | ||
4 | 1. Ноктюрн. Moderato | 10.01 |
5 | 2. Скерцо. Allegro | 6.01 |
6 | 3. Пассакалья. Andante | 11.01 |
7 | 4. Бурлеска. Allegro con brio | 4.40 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
серия: | Великие музыканты в Московской консерватории |
live / studio: | live |
формат: | ADD |
копирайт и права (C) (P): | 2009 Московская государственная консерватория |
общее время звучания: | 55.32 |
год издания: | 2009 |
место записи: | Записи с концертов в Большом зале Московской государственной консерватории |
дата записи: | 24 сентября 1959 года (1-3), 3 октября 1960 (4-7) |
цена: | 99 руб. |