Органная музыка московских композиторов-педагогов Московской консерватории
Н. Ф. Колесса (1904-2006), Р. С. Леденев (р.1930), А. И. Пирумов (1930-1995), Ю. В. Воронцов (р.1953), Дэвид Гомппер (р.1954), И. А. Дубкова (р.1956), Д. В. Дианов (р.1963)
Константин Волостнов (орган)
Московская консерватория вот уже на протяжении полутора столетий является одним из крупнейших центров отечественной композиторской школы. Величайшие композиторы были её выпускниками и преподавали в ней. Творчество русских авторов охватывало практически все жанры и задействовало обширный инстументарий, а с открытием в 1885 году органного класса многие московские музыканты получили возможность на практике ознакомиться с органом — уже тогда известным и многими любимым инструментом, а также с созданным для него репертуаром. У истоков органной композиторской школы Московской консерватории стояли СИ. Танеев, Г.Л. Катуар, А.Ф. Гедике и P.M. Глиэр. Партию органа включают в свои сочинения СВ. Рахманинов и А.Н. Скрябин. Позднее этот инструмент начинает привлекать к себе внимание всё более и более широкого круга авторов.
Непрерывно развивалось в Московской консерватории и органное исполнительство: следом за первыми выпускниками Л.И. Бетинга, в число которых входили такие замечательные исполнители как А.Ф. Морозов, Т.Х. Бубек и А.А. Волков, определенную известность приобрели имена Б.Л. Сабанеева, И. Зейслера, Ф. Цабеля, И. Штром-бах, В.П. Степанова. Важную роль в области развития органного исполнительства и композиции сыграло появление в 1901 году на сцене Большого зала нового здания Московской консерватории органа великого французского мастера А. Кавайе-Колля. Это оказало значительное влияние на стиль органных сочинений московских композиторов первой трети XX века (Т. Бубека, А.Ф. Гедике), характеризующийся масштабностью и симфонизмом звучания.
С 1923 по 1957 годы органным классом руководит А.Ф. Гедике, среди учеников которого — М.Л. Старокадомский, И.Д. Вейсс, СЛ. Дижур и Л.И. Ройзман, возглавивший класс после смерти Гедике. С того времени и по сей день органное искусство в Московской консерватории продолжает развиваться, что связано с расширением органного класса, с приобретением новых инструментов (сейчас в консерватории находятся 6 органов) и, наконец, с появлением множества превосходных сочинений для органа современных авторов. Традиции органного искусства поддерживаются не только такими крупными исполнителями, как A.M. Шмитов, А.А. Паршин, Н.Н. Гуреева, но и композиторами — консерваторскими профессорами и преподавателями, пишущими для органа: М.В. Мильманом, Р.С Леденёвым, А.Г. Шнитке, Н.Н. Сидельниковым, Ю.М. Буцко, В.Г. Киктой, московскими композиторами — выпускниками консерватории А.Я. Эшпаем, Р.С. Буниным, а также авторами более молодого поколения.
Сегодня органное искусство по праву является неотъемлемой частью творческого облика Московской консерватории и культурной жизни Москвы в целом. Будучи очагом органного исполнительства и композиции, Московская консерватория и по сей день удерживает ведущие позиции в этой области, воспитывая в своих стенах музыкантов, проявляющих подлинный интерес к органу.
В программу нашего диска вошли сочинения, прозвучавшие на концерте, прошедшем по инициативе кафедры композиции Московской консерватории и Союза композиторов Москвы в рамках 25-го Международного фестиваля современной музыки «Московская осень-2003». При составлении программы мы ставили задачу исполнить сочинения не только московских композиторов — профессоров и преподавателей Московской консерватории, — но и, опираясь на существующие в консерватории давние традиции международного сотрудничества, представить широкую панораму органной музыки XX-XXI столетий. В концерте были исполнены как сочинения, уже прочно закрепившиеся в органном репертуаре — такова музыка профессора Московской консерватории Александра Ивановича Пирумова (1930-1995), украинского композитора Николая Филаретовича Колессы (1904-2006), — так и созданные в последнее десятилетие пьесы профессора Романа Семёновича Леденёва (р. 1930) и американского автора Дэвида Гомппера (р. 1954), а также премьерные исполнения сочинений профессоров и доцентов консерватории Ирины Анатольевны Дубковой (р. 1956), Юрия Васильевича Воронцова (р.1953) и Дмитрия Валентиновича Дианова (р. 1963).
Николай Филаретович Колесса — классик украинской музыки, который в декабре 2003 года отметил своё столетие. Прозвучавшая на фестивале «Московская осень» Прелюдия и фуга — его единственное произведение для органа.
Валерий Кикта
Фантазия была задумана как полифоническая пьеса для органа с чертами пассакалии. Автор темы, на которую она была написана, композитор Поль Двойрин имел замысел включить её в фортепьянную триаду. Части триады, объединённые общностью исходного материала, должны были принадлежать разным композиторам. После того, как триада была создана (в число её авторов также вошли композиторы С.М.Слонимский и сам П.М.Двойрин), я вернулся к органной версии. По моему мнению, обе версии — органная и фортепьянная могут сосуществовать.
Роман Леденев
Александр Иванович Пирумов — остался в памяти знавших его как человек, притягивающий к себе ощущением исходящих от него доброты, мягкости, неторопливого спокойствия. Он был композитором-философом, созерцающим красоту окружающего нас мира, отражающим её в своих мыслях и музыке. Органные прелюдии воплощают в себе многие качества Пирумова - композитора: серьёзный тон, скупой, часто поступенный тематизм, изящество письма, тонкое вплетение национального элемента, столь любимую им полифоничность фактуры. Это талантливо, интересно, мастерски выполнено.
Роман Леденев
«Три пьесы для органа» Юрия Воронцова (2003) — «первое обращение автора к жанру органной музыки в год своего 50-летия» (Ю.Воронцов). Эти пьесы контрастны, при этом все они написаны с применением техники сонорной композиции. Каждая из пьес - это пребывание в одном состоянии. Это опускающиеся сумерки в «Вечернем пейзаже», таинственные и немного лукавые мерцания в Этюде и очень интересный сплав старинного церковного напева с игрой подвыпившего деревенского гармониста в Гимне. По-видимому, эти три пьесы - три зарисовки одного вечера.
Константин Волостнов
Три прелюдии (1996) были заказаны профессором Университета Айвова (США) органистом Дильбертом Диссельхорстом в честь Лолы Вольф и посвящены открытию её нового органа 5 августа 1996. Используя инициалы Лолы Вольф (L, W=V+V), я объединил большую часть материала вокруг цифры 5. В основе ритмической и изоритмической организации - также цифра 5. Первая часть - в духе хоральной прелюдии, вторая - быстрая токката на 5/8 и третья - хорал.
Дэвид Гомппер
«Витражи» (2003) – цикл из семи органных пьес, контрастных как по состоянию, так и по выбору технических средств. Несмотря на самостоятельное значение каждой из пьес, все вместе они образуют законченный витраж.
Ирина Дубкова
Perpetuum Mobile (2003). Сочинение было написано по просьбе Константина Волостнова. Perpetuum Mobile – это энергия молодости, радость жизни, вечный пульс времени, сменяющий одно ускользающее мгновение на другое, один век на другой; это и наше время с это его всё более ускоряющимся темпом жизни, потоком информации, где есть и главное и преходящее, закономерное и непредсказуемое... Начало и конец и вновь новый виток спирали; и в этом есть неумолимость и надежда, что дела и события, движимые этим потоком, этой «рекой времени» (как сказал великий Гавриил Романович Державин) «чрез звуки лиры и трубы» обретут свою константность.
Дмитрий Дианов
***
Органист, пианист и клавесинист Константин Волостнов родился в Москве в 1979 г. Начал заниматься органом в классе М.М. Поташниковой (ДМШ №1 имени С.С.Прокофьева). С 1994 по 1999 гг. учился в Академическом музыкальном училище при Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского (классы фортепиано и органа A.M. Шмитова). В 2004г. окончил Московскую консерваторию, где его педагогами были доцент Ю.В. Мартынов (фортепиано, клавесин), профессор А.А.Паршин (орган), профессор А.Б.Любимов (камерный ансамбль). Обучался в мастер-классах Мартина Хазельбёка, Кристофера Стембриджа, Винфрида Бёни-га и Иоганна Труммера. В 2007 году Константин Волостнов получил диплом Высшей школы музыки Штутгарта (Германия) где занимался под руководством профессора, доктора Людгера Ломанна, и в этом же году под руководством профессора Наталии Гуреевой окончил аспирантуру Московской консерватории.
Исполнители:
Константин Волостнов (орган)
Композиторы:
Н. Ф. Колесса (1904-2006), Р. С. Леденев (р.1930), А. И. Пирумов (1930-1995), Ю. В. Воронцов (р.1953), Дэвид Гомппер (р.1954), И. А. Дубкова (р.1956), Д. В. Дианов (р.1963)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
Н. Ф. Колесса (1904-2006) | ||
1-2 | Прелюдия и фуга (редакция С. Дайча) | 10.14 |
Р. С. Леденев (р.1930) | ||
3 | Фантазия на тему Поля Двойрина (2003) | 7.00 |
А. И. Пирумов (1930-1995) | ||
Четыре прелюдии: | ||
4 | Grave | 2.50 |
5 | Andante | 4.14 |
6 | Con moto | 2.24 |
7 | Allegro moderato | 1.42 |
Ю. В. Воронцов (р.1953) | ||
Три пьесы для органа: | ||
8 | Вечерний пейзаж | 3.29 |
9 | Этюд | 4.02 |
10 | Гимн | 6.19 |
Дэвид Гомппер (р.1954) | ||
Три прелюдии: | ||
11 | "Nuage" (Lent) | 4.57 |
12 | Toccata | 2.09 |
13 | Chorale | 5.12 |
И. А. Дубкова (р.1956) | ||
«Витражи» (цикл пьес для органа)(2003) | ||
14 | No.1 Andante | 2.51 |
15 | No.2 Moderato | 4.27 |
16 | No.3 Vivace | 1.35 |
17 | No.4 Delicamente | 1.17 |
18 | No.5 | 1.48 |
19 | No.7 Grave | 4.03 |
Д. В. Дианов (р.1963) | ||
20 | Perpetuum mobile («Вечное движение»)(2003) | 8.45 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | DDD |
звукорежиссер: |
Владимир Копцов |
монтаж и/или мастеринг: |
Руслана Орешникова |
исполнительный продюсер: |
Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): |
2009 Московская государственная консерватория |
общее время звучания: | 79.09 |
год издания: | 2009 |
место записи: | Малый зал Московской консерватории |
дата записи: |
14 января 2004 г. |
цена: | 65 руб. |