Алексей Паршин, орган
Записи 1998 - 2008 гг.
И. С. Бах (1685 - 1750)
Органные произведения
Фуга на тему Корелли и Фуга на тему Легренци, а также Прелюдия и фуга ре мажор написаны в Веймаре, где с 1707 по 1717 годы Бах служил придворным органистом герцога Вильгельма Эрнста (фуга на тему Легренци, возможно, появилась ещё раньше). В это время композитор увлечённо изучал европейские музыкальные традиции: влияние итальянской и особенно северонемецкой культур прослеживается в первых двух сочинениях. Французский же стиль ощущается в Прелюдии ре мажор, которая, как и следующая за ней Фуга, свидетельствует о незаурядных исполнительских возможностях молодого Баха. Оба сочинения встречаются в рукописных копиях как по отдельности (в этом случае прелюдия имеет название Piece d\'orgue), так и в виде двухчастного цикла. Тема Фуги си минор заимствована из Четвёртой церковной сонаты для двух скрипок и basso continuo Арканджело Корелли. В Фуге Баха значительную роль играют обширные интермедии: их прозрачная трёхголосная фактура, ритмическое течение смиренного диалога сопоставляются с благородным и величественным волеизъявлением основной темы. Характерная особенность двойной, то есть построенной на двух темах, Фуги до минор (итальянский композитор Легренци — автор первой) — неуклонное возрастание драматического напряжения. Его кульминация — исполненный трагического пафоса эпилог с мажорным заключением, символизирующим утверждение Истины.
Фантазия и фуга соль минор. В 1721 году 36-летний Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Св. Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и Иоганн Маттезон — авторитетнейший в Германии музыкант — предложил в качестве темы мелодию фламандской студенческой песни. На неё Бах создал грандиозную пьесу, в которой продемонстрировал исключительное мастерство, в том числе исполнителявиртуоза, которому не было равных. Однако предпочтение было отдано другому претенденту, победа которого, по имеющимся сведениям, была обусловлена иными причинами. Фугу Баха впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор.
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор — одно из последних органных сочинений Баха — относится к лейпцигскому периоду его жизни (1723— 1750), времени создания «Страстей по Матфею», Мессы си минор. Лейпцигские творения отмечены безграничной мощью духа, экспрессивностью образов, смелостью художественных и технических задач и ошеломляющей лёгкостью их решения. В оригинале Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор не составляют единого двухчастного цикла, а служат началом и заключением так называемой «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирного упражнения» (Klavierubung. 3. Teil). Исследователи единодушны во мнении, что оба произведения проникнуты символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов, выбор тональности с тремя бемолями при ключе.
В основе хоральной прелюдии «In dulci jubilo» — рождественский народный напев XIV века, имеющий оригинальный двуязычный текст с чередованием латинских и немецких фраз. Протяжённые органные пункты в педали в сочетании с плавным трёхдольным ритмом, нисходящими по ступеням трезвучий интонациями придают этой пьесе характер пасторали — также рождественского жанра, сюжетно связанного с эпизодом поклонения пастухов Младенцу Иисусу.
«Orgelbuchlein» («Органная книжечка») — собрание миниатюр на темы протестантских хоралов, воплощающее широкий спектр образов и настроений, связанных с христианским вероучением и духовно-эмоциональным переживанием событий Священного Писания. Музыкальный язык «Книжечки» характеризуют лаконизм формы и проникновенность образного содержания.
Протестантское песнопение «Nun komm\', der Heiden Heiland» трактуется как хорал Адвента (Адвент в переводе с латинского означает Пришествие). Музыка, звучащая в церкви в предрождественский период, наполнена ностальгией в ожидании прихода Спасителя на землю.
Елена Цыбко кандидат искусствоведения
Тексты хоралов в свободном переводе А. Паршина
«Erschienen ist der herliche Tag»
Вот славы день восходит,
День радости Вселенской.
Христос врагов низводит —
По их деяньям мерзким...
«In dulci jubilo»
В нежной радости да воспоём
В яслях Лежащего в сиянии святом!
Ты для блуждающих сердец —
Свет, озаривший путь к ковчегу.
Ты есть Начало и Конец,
Ты — Альфа и Омега.
«Christum wir soil loben schon»
Должны восславить мы Христа,
Рождённого Пречистой Девой.
Как солнце озаряет небо,
Пусть славят Бога сердце и уста!
«Liebster Jesu, wir sind hier»
Возлюбленный Иисус, мы здесь
Святому Твоему внимаем Слову,
Небесным наставленьем
Наш разум просвети!
Движенье сердца обрати,
К Тебе, Господь,
От бытия земного!
«Christ lag in Todes Banden»
Христос лежал в оковах смерти...
За нас страдал Он, многогрешных.
Христос воскрес, даруя жизнь,
Надежду слабым, безутешным.
Возрадуемся все и Господа
прославим,
Воспевши «Аллилуйя!»,
возблагодарим, восхвалим!
«Wenn wir in hdhsten Noten sein»
(2 строфы)
Когда в тяжелой мы нужде,
И нет на скорбный зов ответа,
Когда тоска, когда нигде
Нет помощи и нет совета,
Одно лишь утешенье —
Молиться Господу, взывая о
прощении,
Об избавлении...
«Nun котт, der Heiden Heiland»
Приди ж, язычников Спаситель,
Сын Богородицы Пречистой,
Чтоб в изумленьи восхитился мир
Господней волей Рождества земного,
Сияньем Истины Божественного Слова.
Алексей Паршин родился в 1957 году в Москве. Занятия музыкой начал под руководством А.Д. Артоболевской. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу фортепиано И.Р. Клячко, Московскую консерваторию по классу органа Л.И. Ройзмана и фортепиано М.С. Воскресенского. В качестве стипендиата французского правительства, учился в Национальной региональной консерватории г.Рюэль-Мальмезон в классе Мари-Клер Ален (интерпретация) и Жака Таддеи (органная импровизация). Окончил отделение «высшей подготовки» с результатом «Золотая медаль, единогласно».
Выступает с сольными концертами в России, Франции, Австрии, Италии, Голландии, Бельгии, Чехии, США и др.
Основатель и арт-директор Международного конкурса органистов Валерия Кикты и Московского фестиваля молодых деятелей искусств имени Н.Л. Бидлоо.
Заслуженный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Исполнение Паршина поражает страстной сдержанностью, интеллигентностью, логикой и присущей лишь подлинному мастеру обманчивой лёгкостью.
Микаэл Таривердиев, выступая на радио «Эхо Москвы», сказал: «Божий дар у человека, понимаете? Он живёт музыкой. Он живёт учениками. Со временем будут говорить: \"Это была органная эпоха, когда играл сам Паршин\".» (П. Севницкая. «Особая порода» // «Российская музыкальная газета», № 9 (15), 1997 г.)
Исполнители:
Алексей Паршин, орган
Композиторы:
И. С. Бах (1685 - 1750)
ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСКА:
И. С. Бах (1685 - 1750) | ||
1 | Фуга си минор на тему Арканджело Корелли, BWV 579 | 8.03 |
2 | Фуга до минор на тему Джованни Легренци, BWV 574 | 8.53 |
3 | Хоральная прелюдия из сборника «Органная книжечка»: Erschienen ist der herrliche Tag, BWV 629 | 1.34 |
4 | Хоральная прелюдия In dulci jubilo, BWV 751 | 2.40 |
Четыре хоральные прелюдии из сборника «Органная книжечка»: | ||
5 | Christum wir soll loben schon, BWV 611 | 2.10 |
6 | Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 633 | 2.54 |
7 | Christ lag in Todesbanden, BWV 625 | 1.52 |
8 | Wenn wir in hoechsten Noethen sein, BWV 641 | 2.36 |
9 | Прелюдия ре мажор (Piece d'orgue), BWV 532/1 | 5.24 |
10 | Фуга ре мажор, BWV 532/2 | 6.21 |
11 | Хоральная прелюдия из Лейципгского сборника «18 хоралов»: Nun komm' der Heiden Heiland, BWV 660 | 3.58 |
12 | Фантазия соль минор, BWV 542/1 | 6.32 |
13 | Фуга соль минор, BWV 542/2 | 5.33 |
14 | Прелюдия ми бемоль мажор, BWV 552/1 | 9.08 |
15 | Фуга ми бемоль мажор, BWV 552/2 | 6.18 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
live / studio: | live |
формат: | DDD |
звукорежиссер: | Андрей Андрианов Владимир Копцов Светлана Спасская |
монтаж и/или мастеринг: | Андрей Андрианов, Александр Волков |
исполнительный продюсер: | Евгений Платонов |
копирайт и права (C) (P): | 2009 Московская государственная консерватория |
общее время звучания: | 73.50 |
год издания: | 2009 |
место записи: | Малый зал Московской консерватории, Концертный зал органной и камерной музыки г. Кирова, большой зал Московской консерватории, Государственный центральный музей музыкальной культура им. Глинки |
дата записи: | 31.10.98 (1-2) 14.02.07 (3-5) 13.02.06 (6) 28.09.07 (7-8) 02.01.98 (9-12) 29.02.08 (13) 08.02.08 (14-15) |
цена: | 65 руб. |