МУЗЫКА — ФИЛОСОФИЯ — КУЛЬТУРА. IX Международная междисциплинарная научная конференция: К 90-летию С. А. Губайдулиной. 15–17 ноября 2021 года : Тезисы докладов.
Составители: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор, Е. В. Ровенко, кандидат искусствоведения, доцент.
Редакторы: А. М. Горшкова, кандидат искусствоведения, Е. В. Ровенко, кандидат искусствоведения, доцент, Е. О. Пономарева, Я. И. Станишевский, кандидат искусствоведения.
Амрахова Анна Амраховна. Особенности формообразования в творчестве Софии Губайдулиной. К проблеме семантического синтаксиса 10
Amrakhova Anna Peculiarities of Form-generating in Sofia Gubaidulina’s Oeuvre. On the Issue of Semantic Syntax 11
Андреева Елена Сергеевна Смысл и бессмысленное в музыкальном театре Д. Лигети 13
Andreeva Elena Meaning and Meaningless in G. Ligeti’s Musical Theatre 14
Аникеева Мария Дмитриевна Особенности соноризма в камерных сочинениях С. Губайдулиной 16
Anikeyeva Maria Peculiarities of Sonorism in S. Gubaidulina’s Chamber Compositions 17
Анохина Юлия Юрьевна Поэзия Е. А. Боратынского в русской философии: взгляд В. В. Зеньковского и С. Л. Франка 19
Anokhina Yulia Yevgeny A. Boratynsky’s Poetry in Russian Philosophy: The Viewpoint of V. V. Zenkovsky and S. L. Frank 20
Артемова Юлия Алексеевна Проблемы исполнительской техники в контексте современной музыкальной стилистики на примере фортепианного цикла Софии Губайдулиной «Музыкальные игрушки» 22
Artemova Yulia Problems of Performing Technique in the Context of Modern Musical Stylistics on the Example of Sofia Gubaidulina’s Piano Cycle Musical Toys 24
Белокреницкая Полина Александровна Обучение нейросети пению домашних корелл как первый шаг к изучению универсальной грамматики и налаживанию межвидовой коммуникации 27
Belokrenitskaya Polina Network Training in Cockatiel Parrots’ Singing as the First Step to Studying Universal Grammar and Establishment of Interspecies Communication 29
Волкова Полина Станиславовна Александр Соснин. «Посвящение Губайдулиной» 32
Volkova Polina Alexander Sosnin. Dedication to Gubaidulina 34
Гравин Артем Андреевич Полифонический дискурс М. М. Бахтина в кинематографической перспективе 36
Gravin Artem Mikhail Bakhtin’s Polyphonic Discourse from the Cinematographic Perspective 37
Джишкариани Христина Гелаевна Роль музыкального начала в кино первой волны французского авангарда: теория и практика 40
Dzhishkariani Khristina Role of the Musical Component in the Cinema of the First French Avant-garde: Theory and Practice 42
Жабинский Константин Анатольевич «Пространство трагедии» в творческих диалогах Григория Козинцева и Кара Караева 44
Zhabinsky Konstantin ‘Area of Tragedy’ in the Creative Dialogues of Grigori Kozintsev and Kara Karayev 46
Заборин Семен Викторович Пространство камерного театра Сергея Слонимского: к проблеме стиля в камерных операх и вокальных циклах композитора 48
Zaborin Semyon Sergei Slonimsky’s Chamber Theatre: On the Issue of Style in His Chamber Operas and Vocal Cycles 49
Зайцева Марина Леонидовна Метамодернизм и современная оперная режиссура 51
Zaytseva Marina Metamodernism and Modern Opera Directing 53
Зенкин Константин Владимирович «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина как миф об информации 55
Zenkin Konstantin A. S. Pushkin’s The Tale of Tsar Saltan as a Myth About Information 56
Карасева Марина Валериевна Cоюз цифры и клавиши: новые якоря и ценности в восприятии музыкального звука в ХХI веке 58
Karaseva Marina Union of Electronics and Keys: New Anchors and Values in the Perception of Musical Sound in the 21th Century 60
Карташова Татьяна Викторовна Базовые концепты музыкальных культур Южной и Юго-Восточной Азии: компаративная характеристика 62
Kartashova Tatyana The Basic Concepts of Musical Cultures of South and South-East Asia: Comparative Characteristics 64
Коляденко Нина Павловна Синестетический аспект в работе А. Ф. Лосева «Музыка как предмет логики» 67
Kolyadenko Nina Synesthetic Aspect in A. F. Losev’s Treatise Music as a Subject of Logic 69
Коминасси Энрико, Брамбати Марта Музыкально-изобразительная интегрированная методика: результаты музейного образовательного проекта 72
Cominassi Enrico, Brambati Marta Musical-pictorial Integrated Methodologies: Results of a Museum Educational Project 77
Конанчук Светлана Витальевна Cинестетические стратегии и методологии в музыкальной эстетике 82
Konanchuk Svetlana Synesthetic Strategies and Methodologies in Musical Aesthetics 85
Король Маргарита Анатольевна Творчество белорусского композитора Льва Абелиовича: эстетическая оценка сквозь призму времени 88
Korol Margarita Lev Abeliovich’s Oeuvre: Aesthetic Evaluation Through the Prism of Time 90
Лыжов Григорий Иванович Идеи С. Губайдулиной и П. Мещанинова к эволюции музыкального языка 92
Lyzhov Grigori Ideas of S. Gubaidulina and P. Meshchaninov on the Evolution of the Musical Language 93
Любимов Данила Вадимович «Ради труппы»: образ С. П. Дягилева в кинематографе 96
Lyubimov Danila ‘For the sake of the Company’: The Image of S. P. Diaghilev in Cinema 98
Москвина Юлия Владимировна Magnificat super Magnificat Orlandi Иоганна Штадльмайра: на рубеже традиций 100
Moskvina Yulia Johann Stadlmayr’s Magnificat super Magnificat Orlandi: At the Turn of Traditions 101
Надырова Дамиля Саматовна «Жизнь высокой Музыкальности». Ида Асгатовна Губайдуллина: музыкант, педагог, исследователь 103
Nadyrova Damilya ‘Life of High Musicality.’ Ida Gubaidullina: Musician, Teacher, Researcher 104
Николаева Нина Александровна Синестезийность повести Леонида Андреева «Красный смех»: экспрессивность и смысловая содержательность 106
Nikolaeva Nina Synesthetic Nature of Leonid Andreyev’s Story The Red Laugh: Expressiveness and Semantic Content 107
Оганов Иван Иванович «Павана мавра» (С. Губайдулина, О. Мандельштам, Г. Малер) 109
Oganov Ivan The Moor’s Pavane (Gubaidulina, Mandelstam, Mahler) 109
Подорога Юлия Валерьевна Борис Пастернак: поэзия и музыка 111
Podoroga Yulia Boris Pasternak: Poetry and Music 111
Полозова Ирина Викторовна Отечественный музыкальный театр XVIII века: авторская стратегия и коллективное творчество (на примере «исторического представления» «Начальное управление Олега») 113
Polosova Irina Russian Musical Theatre of the 18th Century: Author’s Strategy and Collective Creating (On the Example of ‘Historical Performance’ The Early Reign of Oleg) 115
Приходовская Екатерина Анатольевна Моноопера — модель внутреннего мира личности 117
Prikhodovskaya Ekaterina Mono-opera as the Model of the Inner World of a Person 118
Ровенко Елена Владимировна Принцип структурного самоподобия в декоративном убранстве будапештского Собора Матьяша (Mátyás-templom): имплицитная музыкальность неоготического проекта Фридьеша Шулека 120
Rovenko Elena The Principle of Structural Self-Similarity in the Ornamentation of the Cathedral of the Assumption of the Buda Castle’s (Commonly Known as the Matthias Church / Mátyás-templom): The Implicit Musicality of the Frigyes Schulek’s Neo-Gothic Project 124
Сведомцева Татьяна Сергеевна Музыка в романе Дж. Джойса «Портрет художника в юности» 129
Svedomtseva Tatyana Music in James Joyce’s Novel A Portrait of the Artist as a Young Man 131
Сечин Александр Георгиевич Взаимосвязь визуального, художественного и эстетического в иконической риторике 134
Sechin Alexander The Interconnection of Visual, Artistic, and Aesthetic in Iconic Rhetoric 136
Слободзян Зинаида Владимировна Особенности конструирования художественных реальностей в опере Дж. Бенджамина и М. Кримпа «Написано на коже» 138
Slobodzyan Zinaida Peculiarities of Structuring of Artistic Realities in Written on Skin by George Benjamin and Martin Crimp 140
Стахо Ласло За пределами «близкого слушания»: к когнитивному анализу исторических записей 142
Stachó László Beyond Close Listening: Towards a Cognitive Analysis of Historical Recordings 143
Сукало Владислав Валерьевич Сонорные композиторские техники и новые возможности звучания классической гитары 145
Sukalo Vladislav Sonoristic Compositional Technics and New Possibilities of Sound for the Classical Guitar 147
Таганов Олег Николаевич Пространственно-динамическая модель тональной системы 149
Taganov Oleg Spatial-Dynamic Model of the Tonal System 150
Терехов Дмитрий Андреевич, Фомин Илья Владимирович Музыкальное сопровождение как фактор поведения в интерактивном пространстве игры 153
Terekhov Dmitry, Fomin Ilya Soundtrack as Behavioural Factor in the Interactive Space of a Game 155
Троицкий Виктор Петрович К метафизике музыки: А. Шопенгауэр и А. Ф. Лосев о «жизни чисел» 158
Troitsky Viktor To the Metaphysics of Music: A. Schopenhauer and A. F. Losev on the Life of Numbers 159
Учитель Наталия Константиновна Истоки музыкального языка Бориса Клюзнера (на примере симфонического творчества) 162
Uchitel Natalia The Origins of B. Kluzner’s Musical Language (On the Example of Symphonic Oeuvre) 164
Халкечева Людмила Нануевна К истории становления композиторской школы в музыкальной культуре карачаевского народа 166
Khalkecheva Lyudmila On the History of the Formation of Composer School in Karachay-Cherkessia 168
Хасаншин Азамат Данилович Медиационная функция дирижера в (звуковом?) пространстве симфонии «Слышу... Умолкло...» («Stimmen… Verstummen…») Софии Губайдулиной: преодоление непреодолимого… 170
Khasanshin Azamat Conductor as the Mediator in the Sound Field of the Symphony Voices... Silence… (Stimmen... Verstummen) by Sofia Gubaidulina: Overcoming the Insurmountable… 172
Холопова Валентина Николаевна Губайдулина и Бетховен 175
Kholopova Valentina Gubaidulina and Beethoven 176
Хомич Нина Кондратьевна Техногенное искусство как результат трансформации информационного общества 178
Khomich Nina Technology-Based Art as a Result of Transformations of Information Society 180
Черкасов Георгий Владиславович Категориальный вопрос онтологии музыки 183
Cherkasov Georgi Categorical Question of Musical Ontology 184
Шагеева Дарья Олеговна «Гимны» А. Шнитке и «Гимн памяти А. Шнитке» Ю. Воронцова: к проблеме диалога музыкальных эпох и стилей 187
Shageeva Daria Hymns by A. Schnittke and Hymn to the Memory of Alfred Schnittke by Yu. Vorontsov: To the Issue of Dialogue of Musical Eras and Styles 188
Шатрашанова Мария Викторовна София Губайдулина: на пути к «таинственной страсти» 190
Shatrashanova Maria Sofia Gubaidulina: On the Way to ‘Mysterious Passion’ 191
Шириева Надежда Велеровна «Теперь всегда снега» С. Губайдулиной: к вопросу об образно-смысловой драматургии 194
Shirieva Nadezhda Semantic Dramaturgy in the Cantata Now There Is Always Snow (Jetzt immer Schnee) by S. Gubaidulina 195
Шнайдер Вера Андреевна Сочинения с органом русских композиторов в контексте стилевой интеграции второй половины ХХ века 197
Shnayder Vera Organ Pieces by Russian Composers in the Context of Second Half of the 20th Century Stylistic Integration 198
Шуткова Мария Сергеевна «Пери» Поля Дюка: к проблеме интермедиальности 201
Shutkova Maria La Péri by Paul Dukas: On the Problem of Intermediality 203
Щербакова Мария Михайловна Методологические характеристики работ Лосева о музыкальной форме 205
Shcherbakova Maria Methodological Characteristics of Losev’s Works on Musical Form 206