МУЗЫКА—ФИЛОСОФИЯ—КУЛЬТУРА. IX Международная междисциплинарная научная конференция. Тезисы докладов


  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2022
  • Тираж: 100 экз.
  • К-во страниц: 208
  • ISBN: 978-5-89598-446-8 (в обл.)

МУЗЫКА — ФИЛОСОФИЯ — КУЛЬТУРА. IX Международная междисциплинарная научная конференция: К 90-летию С. А. Губайдулиной. 15–17 ноября 2021 года : Тезисы докладов.

Составители: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор, Е. В. Ровенко, кандидат искусствоведения, доцент.

Редакторы: А. М. Горшкова, кандидат искусствоведения, Е. В. Ровенко, кандидат искусствоведения, доцент, Е. О. Пономарева, Я. И. Станишевский, кандидат искусствоведения.

Амрахова Анна Амраховна. Особенности формообразования в творчестве Софии Губайдулиной. К проблеме семантического синтаксиса 10

Amrakhova Anna Peculiarities of Form-generating in Sofia Gubaidulina’s Oeuvre. On the Issue of Semantic Syntax 11

Андреева Елена Сергеевна Смысл и бессмысленное в музыкальном театре Д. Лигети 13

Andreeva Elena Meaning and Meaningless in G. Ligeti’s Musical Theatre 14

Аникеева Мария Дмитриевна Особенности соноризма в камерных сочинениях С. Губайдулиной 16

Anikeyeva Maria Peculiarities of Sonorism in S. Gubaidulina’s Chamber Compositions 17

Анохина Юлия Юрьевна Поэзия Е. А. Боратынского в русской философии: взгляд В. В. Зеньковского и С. Л. Франка 19

Anokhina Yulia Yevgeny A. Boratynsky’s Poetry in Russian Philosophy: The Viewpoint of V. V. Zenkovsky and S. L. Frank 20

Артемова Юлия Алексеевна Проблемы исполнительской техники в контексте современной музыкальной стилистики на примере фортепианного цикла Софии Губайдулиной «Музыкальные игрушки» 22

Artemova Yulia Problems of Performing Technique in the Context of Modern Musical Stylistics on the Example of Sofia Gubaidulina’s Piano Cycle Musical Toys 24

Белокреницкая Полина Александровна Обучение нейросети пению домашних корелл как первый шаг к изучению универсальной грамматики и налаживанию межвидовой коммуникации 27

Belokrenitskaya Polina Network Training in Cockatiel Parrots’ Singing as the First Step to Studying Universal Grammar and Establishment of Interspecies Communication 29

Волкова Полина Станиславовна Александр Соснин. «Посвящение Губайдулиной» 32

Volkova Polina Alexander Sosnin. Dedication to Gubaidulina 34

Гравин Артем Андреевич Полифонический дискурс М. М. Бахтина в кинематографической перспективе 36

Gravin Artem Mikhail Bakhtin’s Polyphonic Discourse from the Cinematographic Perspective 37

Джишкариани Христина Гелаевна Роль музыкального начала в кино первой волны французского авангарда: теория и практика 40

Dzhishkariani Khristina Role of the Musical Component in the Cinema of the First French Avant-garde: Theory and Practice 42

Жабинский Константин Анатольевич «Пространство трагедии» в творческих диалогах Григория Козинцева и Кара Караева 44

Zhabinsky Konstantin ‘Area of Tragedy’ in the Creative Dialogues of Grigori Kozintsev and Kara Karayev 46

Заборин Семен Викторович Пространство камерного театра Сергея Слонимского: к проблеме стиля в камерных операх и вокальных циклах композитора 48

Zaborin Semyon Sergei Slonimsky’s Chamber Theatre: On the Issue of Style in His Chamber Operas and Vocal Cycles 49

Зайцева Марина Леонидовна Метамодернизм и современная оперная режиссура 51

Zaytseva Marina Metamodernism and Modern Opera Directing 53

Зенкин Константин Владимирович «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина как миф об информации 55

Zenkin Konstantin A. S. Pushkin’s The Tale of Tsar Saltan as a Myth About Information 56

Карасева Марина Валериевна Cоюз цифры и клавиши: новые якоря и ценности в восприятии музыкального звука в ХХI веке 58

Karaseva Marina Union of Electronics and Keys: New Anchors and Values in the Perception of Musical Sound in the 21th Century 60

Карташова Татьяна Викторовна Базовые концепты музыкальных культур Южной и Юго-Восточной Азии: компаративная характеристика 62

Kartashova Tatyana The Basic Concepts of Musical Cultures of South and South-East Asia: Comparative Characteristics 64

Коляденко Нина Павловна Синестетический аспект в работе А. Ф. Лосева «Музыка как предмет логики» 67

Kolyadenko Nina Synesthetic Aspect in A. F. Losev’s Treatise Music as a Subject of Logic 69

Коминасси Энрико, Брамбати Марта Музыкально-изобразительная интегрированная методика: результаты музейного образовательного проекта 72

Cominassi Enrico, Brambati Marta Musical-pictorial Integrated Methodologies: Results of a Museum Educational Project 77

Конанчук Светлана Витальевна Cинестетические стратегии и методологии в музыкальной эстетике 82

Konanchuk Svetlana Synesthetic Strategies and Methodologies in Musical Aesthetics 85

Король Маргарита Анатольевна Творчество белорусского композитора Льва Абелиовича: эстетическая оценка сквозь призму времени 88

Korol Margarita Lev Abeliovich’s Oeuvre: Aesthetic Evaluation Through the Prism of Time 90

Лыжов Григорий Иванович Идеи С. Губайдулиной и П. Мещанинова к эволюции музыкального языка 92

Lyzhov Grigori Ideas of S. Gubaidulina and P. Meshchaninov on the Evolution of the Musical Language 93

Любимов Данила Вадимович «Ради труппы»: образ С. П. Дягилева в кинематографе 96

Lyubimov Danila ‘For the sake of the Company’: The Image of S. P. Diaghilev in Cinema 98

Москвина Юлия Владимировна Magnificat super Magnificat Orlandi Иоганна Штадльмайра: на рубеже традиций 100

Moskvina Yulia Johann Stadlmayr’s Magnificat super Magnificat Orlandi: At the Turn of Traditions 101

Надырова Дамиля Саматовна «Жизнь высокой Музыкальности». Ида Асгатовна Губайдуллина: музыкант, педагог, исследователь 103

Nadyrova Damilya ‘Life of High Musicality.’ Ida Gubaidullina: Musician, Teacher, Researcher 104

Николаева Нина Александровна Синестезийность повести Леонида Андреева «Красный смех»: экспрессивность и смысловая содержательность 106

Nikolaeva Nina Synesthetic Nature of Leonid Andreyev’s Story The Red Laugh: Expressiveness and Semantic Content 107

Оганов Иван Иванович «Павана мавра» (С. Губайдулина, О. Мандельштам, Г. Малер) 109

Oganov Ivan The Moor’s Pavane (Gubaidulina, Mandelstam, Mahler) 109

Подорога Юлия Валерьевна Борис Пастернак: поэзия и музыка 111

Podoroga Yulia Boris Pasternak: Poetry and Music 111

Полозова Ирина Викторовна Отечественный музыкальный театр XVIII века: авторская стратегия и коллективное творчество (на примере «исторического представления» «Начальное управление Олега») 113

Polosova Irina Russian Musical Theatre of the 18th Century: Author’s Strategy and Collective Creating (On the Example of ‘Historical Performance’ The Early Reign of Oleg) 115

Приходовская Екатерина Анатольевна Моноопера — модель внутреннего мира личности 117

Prikhodovskaya Ekaterina Mono-opera as the Model of the Inner World of a Person 118

Ровенко Елена Владимировна Принцип структурного самоподобия в декоративном убранстве будапештского Собора Матьяша (Mátyás-templom): имплицитная музыкальность неоготического проекта Фридьеша Шулека 120

Rovenko Elena The Principle of Structural Self-Similarity in the Ornamentation of the Cathedral of the Assumption of the Buda Castle’s (Commonly Known as the Matthias Church / Mátyás-templom): The Implicit Musicality of the Frigyes Schulek’s Neo-Gothic Project 124

Сведомцева Татьяна Сергеевна Музыка в романе Дж. Джойса «Портрет художника в юности» 129

Svedomtseva Tatyana Music in James Joyce’s Novel A Portrait of the Artist as a Young Man 131

Сечин Александр Георгиевич Взаимосвязь визуального, художественного и эстетического в иконической риторике 134

Sechin Alexander The Interconnection of Visual, Artistic, and Aesthetic in Iconic Rhetoric 136

Слободзян Зинаида Владимировна Особенности конструирования художественных реальностей в опере Дж. Бенджамина и М. Кримпа «Написано на коже» 138

Slobodzyan Zinaida Peculiarities of Structuring of Artistic Realities in Written on Skin by George Benjamin and Martin Crimp 140

Стахо Ласло За пределами «близкого слушания»: к когнитивному анализу исторических записей 142

Stachó László Beyond Close Listening: Towards a Cognitive Analysis of Historical Recordings 143

Сукало Владислав Валерьевич Сонорные композиторские техники и новые возможности звучания классической гитары 145

Sukalo Vladislav Sonoristic Compositional Technics and New Possibilities of Sound for the Classical Guitar 147

Таганов Олег Николаевич Пространственно-динамическая модель тональной системы 149

Taganov Oleg Spatial-Dynamic Model of the Tonal System 150

Терехов Дмитрий Андреевич, Фомин Илья Владимирович Музыкальное сопровождение как фактор поведения в интерактивном пространстве игры 153

Terekhov Dmitry, Fomin Ilya Soundtrack as Behavioural Factor in the Interactive Space of a Game 155

Троицкий Виктор Петрович К метафизике музыки: А. Шопенгауэр и А. Ф. Лосев о «жизни чисел» 158

Troitsky Viktor To the Metaphysics of Music: A. Schopenhauer and A. F. Losev on the Life of Numbers 159

Учитель Наталия Константиновна Истоки музыкального языка Бориса Клюзнера (на примере симфонического творчества) 162

Uchitel Natalia The Origins of B. Kluzner’s Musical Language (On the Example of Symphonic Oeuvre) 164

Халкечева Людмила Нануевна К истории становления композиторской школы в музыкальной культуре карачаевского народа 166

Khalkecheva Lyudmila On the History of the Formation of Composer School in Karachay-Cherkessia 168

Хасаншин Азамат Данилович Медиационная функция дирижера в (звуковом?) пространстве симфонии «Слышу... Умолкло...» («Stimmen… Verstummen…») Софии Губайдулиной: преодоление непреодолимого… 170

Khasanshin Azamat Conductor as the Mediator in the Sound Field of the Symphony Voices... Silence… (Stimmen... Verstummen) by Sofia Gubaidulina: Overcoming the Insurmountable… 172

Холопова Валентина Николаевна Губайдулина и Бетховен 175

Kholopova Valentina Gubaidulina and Beethoven 176

Хомич Нина Кондратьевна Техногенное искусство как результат трансформации информационного общества 178

Khomich Nina Technology-Based Art as a Result of Transformations of Information Society 180

Черкасов Георгий Владиславович Категориальный вопрос онтологии музыки 183

Cherkasov Georgi Categorical Question of Musical Ontology 184

Шагеева Дарья Олеговна «Гимны» А. Шнитке и «Гимн памяти А. Шнитке» Ю. Воронцова: к проблеме диалога музыкальных эпох и стилей 187

Shageeva Daria Hymns by A. Schnittke and Hymn to the Memory of Alfred Schnittke by Yu. Vorontsov: To the Issue of Dialogue of Musical Eras and Styles 188

Шатрашанова Мария Викторовна София Губайдулина: на пути к «таинственной страсти» 190

Shatrashanova Maria Sofia Gubaidulina: On the Way to ‘Mysterious Passion’ 191

Шириева Надежда Велеровна «Теперь всегда снега» С. Губайдулиной: к вопросу об образно-смысловой драматургии 194

Shirieva Nadezhda Semantic Dramaturgy in the Cantata Now There Is Always Snow (Jetzt immer Schnee) by S. Gubaidulina 195

Шнайдер Вера Андреевна Сочинения с органом русских композиторов в контексте стилевой интеграции второй половины ХХ века 197

Shnayder Vera Organ Pieces by Russian Composers in the Context of Second Half of the 20th Century Stylistic Integration 198

Шуткова Мария Сергеевна «Пери» Поля Дюка: к проблеме интермедиальности 201

Shutkova Maria La Péri by Paul Dukas: On the Problem of Intermediality 203

Щербакова Мария Михайловна Методологические характеристики работ Лосева о музыкальной форме 205

Shcherbakova Maria Methodological Characteristics of Losev’s Works on Musical Form 206

Автор(ы)


Марина Карасёва

Заслуженный деятель искусств РФ

Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ