Музыка — Философия — Культура : Сборник статей участников цикла конференций (2013–2017)


  • Рецензент: А. А. Амрахова, доктор искусствоведения; Р. Ю. Кузьмин, кандидат философских наук, доцент
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 456
  • ISBN: ISBN 978-5-89598-399-7 (в пер.)

Редакторы-составители: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор; О. В. Марченко, доктор философских наук, профессор; Е. В. Ровенко, кандидат искусствоведения, доцент.

Редакторы: К. В. Зенкин, И. А. Едошина, К. А. Жабинский, Е. В. Ровенко.

В сборнике научных статей собраны материалы нескольких междисциплинарных конференций «Музыка — Философия — Культура», проходящих в Московской консерватории с 2010 года. Основная проблематика статей связана с доминантной метатемой: музыка и искусство в широком контексте культуры.

Сборник адресован ученым-гуманитариям, искусствоведам, философам, музыковедам и в первую очередь — всем музыкантам, склонным к размышлению о различных ветвях искусства.

От составителей 6

Философия и искусство в русской культуре

К. В. Зенкин Проблематика философской прозы А. Ф. Лосева: музыка — философия — культура 11

Е. А. Тахо-Годи «Очерк о музыке» А. Ф. Лосева — исчезнувший и обретенный текст 25

Дж. Римонди Органическая мысль в философской прозе А. Ф. Лосева 34

Д. Б. Горбатов Музыка как предмет семиотики: по прочтении А. Ф. Лосева 41

С. В. Савинков «Дни» и «ночи» в творчестве А. А. Голенищева-Кутузова 68

В. П. Троицкий «Столп и утверждение Истины» П. А. Флоренского как явление культуры Серебряного века (на примере внешнего облика книги) 73

Л. С. Балашова Идеи нового искусства о. Павла Флоренского и русская художественная культура 1920-х годов 84

Л. Г. Каяниди «Прометей» Вячеслава Иванова и «Музыка как предмет логики» А. Ф. Лосева: мифологическая символика в свете основоположений музыкального бытия 94

Д. Л. Чавчанидзе Вяч. Иванов о «символическом реализме» рубежа XVIII–XIX веков 101

Д. Л. Чавчанидзе К вопросу о новаторстве в истории литературной формы 107

К. В. Зенкин Идея мистерии Вячеслава Иванова и ее реализовавшиеся аспекты в музыке XX века 113

С. А. Макарова Музыка слова в эстетике русского символизма: философская метафора или теоретико-литературная категория? 120

Е. И. Чигарёва Размышления Александра Викторовича Михайлова о смысле в музыке 135

О. В. Марченко К истории творческих отношений Вячеслава Иванова и Владимира Эрна: «обмененный взгляд» 142

Ю. Б. Тихеев «Верховное постижение Платона» Владимира Эрна 151

К. А. Жабинский Исполнительская деятельность М. В. Юдиной как опыт религиозного служения 168

Из истории европейской философской и художественной мысли

О. Ф. Кудрявцев Европейское Возрождение перед судом русской культуры 181

К. Р. Агаронян Традиции осмысления истории о жертвоприношении Исаака: от живописи XVII столетия до музыки XX века 194

Ю. В. Москвина Техника парафразы в текстах и музыке латинских мотетов «Sacrae cantiones» Бальдуина Гуаюля 210

В. А. Куприянов Основные тенденции в эволюции понятия «гений» в немецкой докантовской философии 221

И. А. Едошина О нераздельности времени-пространства как основе символизма художественной формы (по Ф. В. Шеллингу) 229

К. А. Жабинский Отражения музыкальной культуры в публикациях издательства «Мусагет» 238

Ю. Б. Мелих Шутовство как форма выражения философского смысла 248

Н. Б. Маньковская Эстетика французского символизма как предтеча символизма в России 265

Ю. С. Векслер  О бергиане Теодора Адорно 281

Ю. С. Векслер Йозеф Маттиас Хауэр и Фердинанд Эбнер: к истории «случайной» встречи 291

И. И. Блауберг Значение искусства в метафизике Феликса Равессона 300

Е. В. Ровенко Школа «Анналов» и ее научный потенциал в сфере искусствознания 313

А. Д. Хасаншин «Отсутствующая структура» Умберто Эко и новая проблематика эстетического сообщения современной академической музыки в контексте постструктурализма 324

О. И. Кусенко Русская философия в Италии. Столетие итальянской историко-философской традиции исследования русской мысли 342

А. В. Пысь «В поисках утраченного имени»: композитор Яни Христу 352

Музыка и музыкальная наука в междисциплинарном поле

С. А. Петухова Музыковедение как процесс: в кругу тем, открытий и концепций 363

Д. В. Смирнов Степан Васильевич Смоленский и народная музыкальная культура 378

В. И. Адищев «Молитвами и песнопениями выражаются и возбуждаются добрые чувства…» 393

Н. Д. Свиридовская О музыке сценической композиции Василия Кандинского «Желтый звук» 406

С. В. Лаврова Новая музыка как форма постфилософской деятельности: постструктуралистские концепты и философия музыки начала XXI века 431

В. В. Тарнопольский Концепции современного театра в немецкой театроведческой литературе 444

Сведения об авторах 453

Московская консерватория известна не только творческими, но и научными традициями, в которых, при неоспоримом главенстве музыковедения, немалую роль всегда играли гуманитарные науки. Об уровне их преподавания свидетельствует работа в Консерватории таких известных ученых, как Алексей Фёдорович Лосев (1893–1988), Олег Сергеевич Семёнов (1936–1994), Татьяна Васильевна Чередниченко (1955–2003), Александр Викторович Михайлов (1938–1995), Василий Григорьевич Кисунько (1940–2010) и многие другие.

А. Ф. Лосев преподавал в Консерватории в 1920-е годы, одновременно работая в Государственной академии художественных наук, до ареста в 1930 году. Его имя и музыкальная философия были возвращены в Консерваторию спустя полвека Юрием Николаевичем Холоповым — музыковедом-энциклопедистом. Именно он совместно с Константином Владимировичем Зенкиным, продолжившим изучение А. Ф. Лосева в наши дни, на протяжении 1990-х годов организовал в рамках «Сергиевских чтений» ряд конференций, посвященных крупнейшему русскому философу XX века. К тому времени в Консерватории уже работала музыковед-философ Т. В. Чередниченко — ученица Ю. Н. Холопова, развивавшая энциклопедический подход своего учителя. В 1990-е годы ненадолго, как явление из какого-то иного мира, на консерваторском горизонте появился А. В. Михайлов — ученик и во многом последователь А. Ф. Лосева; как и его учитель — филолог по формальному определению профессии (оба были блестящими специалистами!), но по сути — один из ярчайших философов, и в особенности — философов искусства. Безусловно, работа выдающихся ученых определила высочайший накал гуманитарной мысли в Консерватории и появление того лучшего, чем по праву гордится современное русское музыковедение.

Не только философия и филология, но и изучение изобразительных искусств имеет в Консерватории крепкие традиции. На протяжении многих лет эту дисциплину вел безвременно ушедший О. С. Семёнов, написавший до обидного мало, но оставивший неизгладимый след в сознании студентов всех специальностей. Некоторое время после кончины Т. В. Чередниченко кафедрой гуманитарных наук заведовал крупный искусствовед В. Г. Кисунько, в настоящее время ее представляет Олег Викторович Марченко, философские исследования которого также во многом ориентированы на искусство. Комплексное, синтетическое исследование музыки, философии, изобразительных искусств и кино сейчас осуществляет Елена Владимировна Ровенко. К. В. Зенкин, О. В. Марченко и Е. В. Ровенко выступили инициаторами и постоянными организаторами конференций «Музыка — Философия — Культура». Каждая из них, будучи посвященной выдающимся представителям философской мысли, в то же время задумывалась как платформа для обсуждения наиболее актуальных для современного гуманитарного знания культурно-эстетических проблем.

Первая конференция (15–16 апреля, 2013): «К юбилейным датам профессоров Московской консерватории: 120 лет со дня рождения А. Ф. Лосева и 75 лет со дня рождения А. В. Михайлова».

Вторая конференция (14–16 апреля, 2014): «К столетию выхода книги П. А. Флоренского “Столп и утверждение истины” и Г. Г. Шпета “Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы”».

Третья конференция (9–11 апреля, 2015): «Художественный смысл как проблема искусствознания и философии искусства. К 240-летию Ф. В. Й. Шеллинга».

Четвертая конференция (6–8 апреля, 2016): «Родное и вселенское. К 150-летию Вячеслава Иванова» (совместно с Библиотекой истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева» и Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына).

Все последующие конференции проводились совместно с «Домом А. Ф. Лосева», представителем которого в нашем оргкомитете выступает Елена Аркадьевна Тахо-Годи.

Пятая конференция (3–5 апреля, 2017): «Музыка и другие виды искусства в философском и культурологическом осмыслении» (к 135-летию рождения и 80-летию гибели П. А. Флоренского; к 135-летию рождения и 100-летию кончины В. Ф. Эрна).

Шестая конференция (24–26 апреля, 2018): «Свое и чужое в истории искусства и культуры» (к 165-летию В. С. Соловьёва; к 125-летию рождения и 30-летию кончины А. Ф. Лосева).

Седьмая конференция (1–2 апреля, 2019) была посвящена юбилейным датам В. Ф. Одоевского, Б. В. Асафьева, Вяч. И. Иванова, Ф. Ницше, А. Бергсона.

Избранные материалы из числа представленных на конференциях цикла «Музыка — Философия — Культура» и составили большую часть настоящего сборника. Их дополнили несколько текстов, с которыми сотрудники Московской консерватории выступили на других международных конференциях, поскольку они тесно связаны с рубриками, обозначенными в оглавлении сборника.

Как видно из имен юбиляров, которым были посвящены научные форумы, среди многообразия «сюжетов» сборника безусловно преобладают представители русской философии и искусства. Именно им посвящена первая рубрика: «Философия и искусство в русской культуре». Базируясь на научном творчестве профессоров Московской консерватории — Лосева и Михайлова, тематика конференций обращена, с одной стороны, к богатейшему философскому наследию Серебряного века, представленного именами о. П. Флоренского, Вяч. Иванова, Л. Карсавина, В. Эрна, а с другой стороны — к творчеству видных деятелей в других сферах культуры — литературе, изобразительном искусстве и музыке, вплоть до современ­ности.

Разносторонняя проблематика наследия Лосева разрабатывается в статьях К. В. Зенкина, Е. А. Тахо-Годи, Дж. Римонди, Д. Б. Горбатова; Флоренского — в материалах В. П. Троицкого, Л. С. Балашовой; Вяч. Иванова — в текстах О. В. Марченко, К. В. Зенкина, Д. Л. Чавчанидзе, Л. Г. Каяниди. Наследие Михайлова анализирует его постоянный исследователь в Консерватории — Е. И. Чигарёва. С. А. Макарова разрабатывает категорию музыки слова применительно к русскому символизму.

Вторая рубрика — «Европейская философская и художественная мысль» — охватывает значительно больший временной и историко-культурный диапазон: от исследований старинной музыки (Ю. В. Москвина), немецкой философии XVIII века (В. А. Куприянов), философии Ф. Шеллинга (И. А. Едошина) и Ф. Равессона (И. И. Блауберг) до аналитических рефлексий, связанных с представителями культуры XX века: историками школы «Анналов» (предмет исследования Е. В. Ровенко), философами Т. Адорно (его «бергиану» исследует Ю. С. Векслер) и У. Эко (статья А. Д. Хасаншина), греческим композитором Яни Христу (автор статьи — А. В. Пысь). К. Р. Агаронян исследует историю одного из вечных сюжетов — жертвоприношения Исаака — на примере разных искусств последних четырех столетий. Ю. Б. Мелих посвящает статью проблеме шутовства как форме философствования (у С. Кьеркегора и Ф. Ницше).

Как читатель может увидеть из краткого обзора тем и «сюжетов» сборника, немало работ находится на пересечении русской и западной культур, ряд их связан с взаимовлияниями и интерпретациями. Так, во второй раздел вошла статья О. И. Кусенко, которая посвящена столетней традиции исследования русской философии в Италии.

Идея цикла конференций «Музыка — Философия — Культура» предполагает максимально возможное выявление всяческих пересечений — и различных видов искусств, и различных отраслей духовной культуры: искусства, философии, науки, религии. Этим пересечениям специально посвящена третья рубрика — «Музыка и музыкальная наука в междисциплинарном поле». Она представлена самыми разными подходами: от вполне традиционных (исследование Д. В. Смирнова о народной музыке и В. И. Адищева об этике музыки и музыкального образования) — до инновационных, связанных с постклассическими формами синтеза искусств. Театру В. Кандинского посвящена статья Н. Д. Свиридовской. Современный театр Германии, богатый новыми формами, исследован в работе В. В. Тарнопольского. Самоисследование музыковедения предстает в тексте С. А. Петуховой. С. В. Лаврова размышляет о статусе новейшей музыки, который, возможно, дает повод по-новому взглянуть на соотношение искусства, философии и науки.

Составители сборника надеются, что его разнообразная и разнонаправленная тематика послужит импульсом для новых исследований, в идеале устремленных к обретению целостного гуманитарного знания.